Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы современного информационно- технического общества






Все то, что уже сказано об обществе и его развитии, дает
основание рассмотреть проблемы современного этапа эво-
люции этой глобальной системы. Его называют по-разному:
научно-технической революцией, технологической револю-
цией, информационной, компьютерной, телекоммуникаци-
онной и т. д. Дело не в терминах, а в существе процесса,
происходящего в обществе, которое с 70-х гг. XX в. чаще
всего называют постиндустриальным. Эти дефиниции отно-
сятся в основном к западной и японской цивилизации, хотя
определенные черты этих процессов просматриваются и в
других общественных.организмах. Главное здесь — рост
значения информации в жизни общества
в сравнении с ве-
ществом и энергией, которые до сих пор определяли темпы
развития мировой цивилизации (см. главу XIV). Появление
в 30-е гг. XX в. теории информации, а затем и кибернетики,
как науке об управлении и связи в животном и машине резко
стимулировало развитие компьютерной техники и техноло-
гии, что позволило в корне изменить производство.

Для философского анализа главное в данном процессе —
то, что изменилось положение и роль человека в мире, его
взаимоотношение с природой и техникой.
Чаще всего это
определяют как появление информационного общества и
информационного человека, своеобразного коллективного
интеллекта обитателей планеты. В то же время, рядом со-
временных мыслителей высказывается обеспокоенность ны-
нешним положением, главным врагом человечества. Ортега-
и-Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих творче-
ских способностях, но н не знает, что ему творить. Хозяин
всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди
изобилия. Обладая большими средствами, большими знания-
ми, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век
ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению.

Нобелевский лауреат К. Лоренц еще четверть века назад
обозначил восемь «смертных грехов» цивилизованного че-
ловечества, называя среди них перенаселенность планеты,
опустошение жизненного пространства, безудержный рост
производства и потребления, разрыв традиции и вследствие
этого глубокое отчуждение между молодым и старшим по-
колением, научное доктринерство, в частности, бихевиори-
стскую доктрину, ядерное оружие.

Все названное заставляет по-новому взглянуть на поня-
тие качества жизни человека
как интегральный показа-


тель уровня развития общества. При всех поражающих во-
ображение успехах науки и техники, · создании огромного по
масштабам мира вещей и банков информации жизнь челове-
ка, в основном, не стала безопаснее и счастливее, здоровее
и благополучнее Более того, все более и более маячит при-
зрак превращения человека в слугу роботизированных ком-
пьютерных систем, что волнует не только писателей-фанта-
стов, но и серьезных ученых и политиков.

Рост числа техногенных катастроф, отказ, казалось бы
самой надежной, космической техники и т. п., заставляет
еще раз вернуться к оценке и переоценке системы ценностей
современного мира. Не зря, практически во всех современ-
ных цивилизациях, набирают силы концепции фундамен-
тализма,
сутью которых является фанатичное стремление
кардинально изменить личность и общество в соответствии
с высшими метафизическими представлениями и заповедя-
ми. Многие философы, политологи и социологи не без ос-
нований полагают, что фундаментализм являет собой наи-
большую угрозу для развития мирового сообщества.

Сторонники фундаментализма готовы железной рукой
загнать человечество в рай, устроенный по их представле-
ниям на основе тоталитарной идеологии. Парадокс этого яв-
ления состоит еще и в том, что отвергая многие ценности
современного мира: демократию, либерализм, автономию
личности н т. д., фундаменталисты охотно воспринимают и
берут на вооружение все техни-ко-технологические достиже-
ния компьютерной революции.

Когда-то одного из величайших умов XX в. Альберта
Эйнштейна спросили: чем будут сражаться люди в третьей
мировой войне. Он ответил, что не знает, чем будут сра-
жаться в третьей мировой войне, но точно знает, что в чет-
вертой мировой войне будут сражаться дубинами. Еще в
1915 г. другой выдающийся мыслитель н гуманист Альберт
Швейцер сформулировал этический принцип «благоговения
перед жизнью», значение которого не только не уменьши-
лось на рубеже XX - XXI вв., но и колоссально возросло.
Реальности информационного общества, новые угрозы и опас-
ности, которые оно несет человеку и человечеству, заставляют
все более и более обращаться к познанию механизмов стаби-
лизации, обеспечения устойчивого развития, минимизации
возможности непредсказуемых процессов и явлении.

Вспоминаются знаменитые слова основоположника про-
тестантизма Мартина Лютера, произнесенные, как гласит
предание, в ответ на вопрос, что бы он стал делать, если бы
узнал, что завтра наступит конец света. «Я, — сказал он, —


посадил бы у себя в саду дерево».

При всех успехах науки, техники, технологий — главная
надежда все же связывается с самим человеком, с его способ-
ностью познать то, что раньше называли провидением, а сей-
час законами истории и закономерностями развития общества.

Подведем итоги. Общество — это сверхсложная систе-
ма, включенная в суперсистему Космоса и Земли и облада-
ющая значительной спецификой в своем генезисе, функци-
онировании и развитии. Источник ее развития столь же сло-
жен и очевидно представляет вектор разных сил —
природных, собственно социальных и духовных, соотноше-
ние которых меняется в ходе истории и не может быть пред-
сказано с абсолютной точностью.

Общество — вероятностная система, в ходе развития кото-
рого реализуются далеко не все потенциальные возможности,
а непредсказуемость многих событий'является общей законо-
мерностью. Есть основания полагать, что мировая цивилиза-
ция в целом находится на рубеже, когда необходимо опреде-
лять новые горизонты развития с целью неотложного реше-
ния глобальных проблем современности. Это заставляет
по-новому взглянуть на процессы взаимодействия культур и
цивилизаций, религий и моральных учений, политических и
экономических концепций. Человечество способно выжить,
развиваться и эволюционировать при исключении насилия
как пути решения всех проблем общества и обеспечения пра-
ва каждого человека и биосферы в целом на существование в
соответствии с их сущностью.

Рекомендуемая литература

Бердяев II. Л. Философия неравенства. М., 1990.

Вехи. Из глубины. М., 1991.

Ильин П. А. Путь к очевидности. М., 1993.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

ТойнбиА. Дж. Постижение истории. М., 1991.

Яспер К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Контрольные вопросы

1. Что отличает общество как систему от других систем?

2. Каковы источники саморазвития общества?

3. Что такое культура общества?

4. Каковы модели общестпа d трех мировых религиях: христианстве, ис-
ламе, буддизме?


5 Что такое ритмы исторпп и от пего, они зависят?

6. В чем суть глобальных проблем мировой цивилизации и путей их ре-
шения па рубеже XX — XXI пв.

7. Что такое информационное общество и каковы противоречия и перс-
пективы его развития?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.