Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Праздник, на который не нужен билет






Текст 1.

 

На этот праз..ник не нужен билет. Кладите кр..юху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или с..дитесь в автобус, или велосипед с..длайте, а лучше - пешком. П..раньше из дома, лучше с самой з…рёй. Тогда весь праз..ник - ваш. Вы увид..те, как стяг..вает солнце тума..ое одеяло с реки, увид..те р..су на красных осиновых листьях, увид..те, как добывает свой “хлеб” труд..любивый дятел.

Не заявляйте о себе криками, пр..берегите песни. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатство.

(В. Песков)

 

Текст 2.

(Не)привыкайте к чудесам -

Д..витесь им, д..витесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами (к)ним т..нитесь.

Пр..глядывайтесь к обл..кам,

Пр..слушивайтесь к птицам,

Пр..кладывайтесь к родникам, -

(Ни)что (не)повторится.

(В. Шефнер)

Текст 3.

 

Наша Земля -..громный Эрмитаж, н..сущийся в к..смическом пр..странств.., музей, сотворенный руками ми..ионов п..колений, - уже не в состони.. вын..сти потребленческой психологии своих детей. Бе..думной и бе..удержной эксплуатац..и своих богатсв. У нашей цивилизации единстве..ый шанс сохранит..ся – ответственность действий и поступков, понимание взаимосвязей всех явлений, отка.. от бе..умных и самоубийственных попыток пер..упрямить саму Природу.

(Д. Лихачев)

 

Текст 4.

 

И хотя мы п…кидаем р…дные места, всё-таки мы снов… и снов… возвращаемся (к)ним, как бы ни гр…шили знакомством с другими кр…ями.

Потому что жить без этой родины (не) возможно.

Ведь человек счастлив, пока (у)него есть родина…

(В. Белов)

Темы: непроверяемые гласные в корне слова;

правописание приставок неизменяемых и при-, пре-;

не с глаголами;

публицистический стиль.

(Тексты-ключи на стр.48)

Задания к теме «Лес. Любовь к природе»

 

1. Продолжите синонимический ряд.

 

А) Какие они?

Шепчутся березы нежные, ласковые, …

Лепечут осины робкие, испуганные, …

Гудят сосны могучие, высокие, …

 

Б) Травы шепчутся, шелестят, стелются, клонятся, …

 

В) Звуки леса.

Пчелы жужжат, …

Комары ….

Кузнечики ….

 

Г) Как воспринимаются звуки?

Слышатся, доносятся, раздаются, замирают вдали, …

 

Д) Подберите глаголы, передающие голоса птиц.

Синица тенькает, …

Ласточки щебечут, …

Кукушка ….

Дятел …

Сорока …

Ворона …

Грач …

Придумайте образные выражения, передающие голоса птиц. Например, дятел отстукивает телеграмму в эфир.

 

2. Включите воображение!

 

А) Тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна.

(Л. Татьяничева)

Б) Лунной ночью в березовом лесу светло, как днем. Свет луны отражается травами и делает лес просторным, похожим на огромный зал с колоннами.

 

3. «…. словам просторно.»

 

Лесные запахи набегали волнами. В них смешивалось всё: дыхание можжевельника, вереска, воды, брусники, гнилых пней, грибов, кувшинок, а может быть, и самого неба. (К. Паустовский)

 

4. Комплексный анализ текстов, предложенных в теме.

5. Много ли вы можете назвать «лесных» слов? Прочитайте отрывок из книги К. Паустовского «Золотая роза» и составьте словарный диктант из таких слов, дополнив его другими.

 

Первое «лесное» слово, какое меня совершенно заворожило, было – глухомань… Я впервые услышал его (так же как и слово «глушняк») от лесников. С тех пор оно связано в моем представлении с дремучим, замшелым лесом, сырыми чащами, заваленными буреломом, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватым сумраком и тишиной.

А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, мшары (лесные болота), гари, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, порубка, живица, просека, кондовая сосна, дубрава и много других простых слов, наполненных живописным содержанием.

 

6. Свободный диктант.

 

До Шишкина в отечественной живописи еще никогда не выступали так полновесно и яркозвучно крепость, богатырская сила и спокойствие русского леса. Умение выразить - это отличает Шишкина от других живописцев, составляет новизну его, воспринимается как откровение, навсегда обеспечившее ему одно из первых мест в сокровищнице искусства.

Шишкин выбирает такие мотивы, в которых можно показать обилие, богатство, силу русской природы, ее полезность для человека. У него леса могучие, ширь полей. Не просто природа – родина.

(По В.Н. Осокину)

 

  1. Лингвистический эксперимент.

 

Задание: Вместо точек вставьте глаголы, наиболее точно выражающие мысль. Почему авторские синонимы более выразительны?

 

Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца-колодцы.

- Родник, - говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня ……… родник. Он превращался в ручеек, который весело ……. На восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно …… вниз. По склону горы он …. дальше. Несколько таких ручейков ….. в один большой ручей, и он спокойно ……. по равнине. А вот он с шумом …….. в пропасть.

- Должно, Волга начинается тоже из такого родника, - продолжает лесник.

- Да, должно быть, - соглашаюсь я.

- Я большой любитель разбирать слова, - добавляет лесник и смущенно усмехается.

- Я слово «родник» давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река …….. – течет через матушку землю, через всю родину, кормит народ. Как складно выходит – родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой… Как бы родня!

(По К.Г. Паустовскому)

Слова для вставки: мчится, сливается, низвергается, скатывается, течет, бежит, льется.

 

8. Напишите изложение.

 

Лиственный лес.

 

Лиственный лес всегда веселый и радостный. Радостная кутерьма листьев, солнечных зайчиков, пестрых птиц. Шелест, шорохи, шепоты. Тяжесть корявых стволов и легкий трепет теней. Буйство ветра в зеленых вершинах и застойный зеленый сумрак в кустах. Солнечные иволги прыгают по ветвям. Солнечные зайчики прыгают по траве. Зеленый лист висит у ствола. Зеленый дятел прилепился к стволу. Цветы разноцветны, как бабочки, бабочки разноцветны, как птицы. Птицы разноцветны, как цветы. Скрипит старое дерево. Свистит молодой сарыч (хищная птица). Качается тронутая кем-то ветка. Распрямляется примятая кем-то трава. Смотри да слушай, радуйся и удивляйся. (Н. Сладков)

 

9. Изложение с элементами сочинения.

 

Прочитав текст, допишите, как шумит лес летом и осенью, в грозу и летний тихий дождь…

Лес шумит

Лес всегда шумит.

Только шумит он по-разному.

Зимней порой, когда вьется в падях, щелях утесов злой ветер, оголенный, безлистый березняк жмется вершинами к высоким иззябшим соснам. На опушках пляшет снежная пурга. Пустынно, безрадостно. И ветви деревьев, сплетаясь жесткими, застывшими концами, звенят печально и зло.

А как ласково шепчутся молодые листочки весной! Влажные, клейкие, они сбрасывают прочь чешую почек, что сохранила их за зиму. Тянутся к свету, к солнцу, трепещут. Не бывает в эту пору суровых ветров. Все смягчает весна. И шумит лес не одними вершинами, как это бывает в зимнюю стужу, - шумит стволами своими, шумит отставшей корой, шумит у корней шорохом новых побегов. Ласково, нежно. А в темной зелени снуют тысячи радостных обитателей леса. Рассыпают по сухостоинам звонкие трели пятнистые дятлы, гудят мохнатые шмели…Весна! Весенний шум!

 

10. Сочинение. Тему сформулируйте сами и выберите определенный тип речи.

 

Представьте себе, что жарким летним днем, широко раскинув руки и закрыв глаза, вы лежите под белоствольной березкой или высокой могучей сосной. Если очень чутко прислушаться, то можно услышать, о чем шепчутся березы, какую телеграмму отстукивает в эфир дятел, чем возмущается сорока, о чем беседуют бегущие по дорожке муравьи. Чутко-чутко прислушайтесь к лесным звукам. Напишите, что вы услышали, какие тайны поведал вам лес, какие сказки рассказал.

(По журналу РЯШ)

 

11. Напишите текст телеграммы дятла. О чем она и кому предназначена?

 

12. Напишите диалог, состоявшийся между деревьями в лесу. О чем они могут вести разговор?

 

13. Поведайте одну из тайн леса своему другу в форме письма. О чем она?

 

14. Напишите объявление, приглашая одноклассников на посадку саженцев.

 

15. Изложение с элементами сочинения.

 

Один человек смотрит на открывающийся его глазами пейзаж и видит дорогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он увидел синее море васильков на лугу, … повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белое сияние берёзовых стволов, увенчанных кронами, наполненных золотым солнцем. У разных людей различный дар зрения.

(Т. Тэсс)

Задания.

Рассмотрите пейзаж И.И. Шишкина «Рожь» или любой другой и подумайте, что на этом полотне увидели бы разные разные люди. Какой дар зрения у вас? Напишите об этом изложение с элементами сочинения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.