Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная западная философия






Современная западная философия отличается от «клас-
сического» этапа своего развития рядом особенностей, по-
нять которые можно, только сопоставив этапы. Классиче-
ская западная философия выдвинула требование познания
природы и общества с целью их разумного преобразования.
При этом большинство мыслителей исходило из тезиса до-
ступности познания, н соответственно, возможности до-
стичь истину любому человеку. Такой гносеологический
«демократизм» дополнялся «оптимизмом».

Считалось вполне возможным на основе постижения
законов природы и общества господствовать над ними.
Это означало, в первую очередь, достижение материаль-
ного благоденствия человечества при помощи науки и
высочайшего развития человека, всех его духовных и
физических сил при помощи установления оптимального
общественного устройства. Несокрушимой вере ученых в
силу человеческого разума и обязательность обществен-
ного прогресса был нанесен первый удар французской
революцией 1879 г. Общество, которое считалось осно-
ванным на «принципах разума», провозгласившее «ра-
зум» божеством, в основу своей политики официально
положившее учение «гениев человечества», на поверку
оказалось и неразумным и нечеловечным.

Террор, гражданская война г десятками тысяч невинных
жертв заставила многих философов задуматься над дейст-
вительными возможностями разума н науки. На одной из
кожевенных фабрик близ Лиона (по свидетельству истори-
ка Т. Карлейла) по последнему слову тогдашней техноло-
гии выделывали перчатки из мужской кожи контрреволю-
ционеров. Женская кожа, как более тонкая, на эти изделия
не годилась н шла на отделку продукции. Последующие со-
бытия в Европе н в Америке (наполеоновские войны, пере-
вороты, революция 1848 г.) вынудили усомниться в значи-
мости просвещения для смягчения нравов и установления
социальной гармонии. Наука же показала свой «звериный
оскал» в первой мировой воине 1914 г., продемонстрировав
способность использовать ее для массового уничтожения че-
ловечества и его культуры в газовых атаках и бомбардиров-
ках мирных городов. Не удивительно, что наиболее прони-


цательные мыслители конца XIX в. в момент, казалось бы,
наибольшего торжества идей классической философии
вдруг заговорили о сомнительности исторического прогрес-
са, релятивности истины, иррациональности истории и са-
мой души европейского человека.

Надлом классической философии произошел уже в учени-
ях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последовате-
лен. Уже эти выдающиеся философы показали, что и позна-
ние и процесс добывания истины доступны далеко не всем и
каждому, мир вовсе не является рациональной единой систе-
мой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества по-
следствиям. История, скорее, иррациональна, а познание ари-
стократично и переисполнено мифами. Попытка же создать
всеобъемлющее мировоззрение выглядит смешной на фоне
крайней индивидуализации человеческого бытия, его атомиза-
ции. Проблема человека поворачивалась доселе невиданной
плоскостью. С одной стороны- нивелировка, «усреднение»
человека, становление и распространение в мире «человека
толпы», с другой стороны—одиночество, отчаяние и беспо-
мощность человека перед миром и обществом как предел ин-
дивидуализма. Уже у Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора мы
находим мотивы более позднего этапа западной философии,
которые доминируют в ней с 20-х гг. XX в. Если кратко оп-
ределить основные тенденции современного философского
мышления на Западе, то надо назвать сциентизм, антрополо-
гизм, возврат к основам мистикорелигиозной философии.

В XX в. выдвигается целый ряд смелых и новых идей,
удачно конкурирующих со старой «классической» фило-
софской системой. Это, во-первых, идея изучения жизни
отдельного человека и важности ее анализа, примата изуче-
ния жизни индивида над исследованием больших человече-
ских общностей (классов, народов, наций, этносов и т. д.).

Во-вторых, это движение от идеи свободного и разумно-
го человека, способного кардинально переделать природу и
общество и себя лично, к человеку, жестко детерминирован-
ному экономикой, политикой, религией и пр. Оказалось,
что у человека есть не только разум и сознание, но и под-
сознание, которое вместе с интуицией становится центром
современной антропологии.

В-третьих, сознание и разум отдельного человека и (что
важнее) общественное сознание не понимаются теперь как
независимая структура. Напротив, объявляется, что они
оказываются объектом манипуляции со стороны различных
сил государств, партий, авторитетов и даже иррациональ-
ных сил-масонов, магов, тайных орденов, партий и т. п.


В-четвертых, активно проводится идея двух не пересека-
ющихся линий человеческого знания— научного и философ-
ского, имеющих своим конечным продуктом «научную ис-
тину» и «философскую правду». Соответственно, оптими-
стические взгляды «классической» западной философии
продолжаются в идеях «технотронного» «постиндустриаль-
ного» общества. Но куда больший вес имеют идеи антигума-
нистической сущности науки, которая может привести к фи-
зической гибели мира в огне ядерного взрыва или к его
деградации путем промывания мозгов средствами современ-
ной электронной техники и тотального контроля над огром-
ными массами людей.

Возникают принципиально новые философские карти-
ны мира и стили мышления;
например, социально-экологи-
ческий тип мышления и картина мира, определяющие со-
временную науку и культуру. С середины 50-х гг. XX в.
проблемы развития человечества в связи с бурной научно-
технической революцией начали разрабатываться в миро-
вом масштабе. У истоков научных дискуссий стояли раз-
личные научные объединения, из них наиболее заметным
стал так называемый «Римский клуб», возглавляемый
Аурелио Печчеи. Страх за будущее человечества побудил
ученых выделить три главных вопроса: возникает ли между
человеком и природой катастрофическое противоречие?
Если это так, то можно ли сказать, что данное противоречие
вытекает из существа научно-технического прогресса? И на-
конец, можно ли остановить гибель природы и человечества
и каким путем?

Несмотря на различные варианты ответов на поставлен-
ные вопросы и разные аргументации, основные черты новой
духовной позиции «нового гуманизма» и новой картины
мира таковы: малое против большого, базис против центра,
самоопределение против определения извне, естественное
против искусственного, ремесленное против промышленно-
го, деревня против города, биологическое против химиче-
ского, дерево, камень против бетона, пластика, химических
материалов, ограничение потребления против потребления,
экономия против расточительства, мягкость против жестко-
сти. Как видим, новая картина мира поставила в центр
истории человека,
а не безликие силы. Культурное разви-
тие человека отстало от энергетических и технических воз-
можностей общества. Выход видится в развитии культуры и
формировании новых качеств человека. В эти новые качест-
ва (основу нового гуманизма) входят глобальность мышле-
ния, любовь к справедливости, отвращение к насилию.


Отсюда видны и новые задачи человечества. По мнению
теоретиков Римского клуба их ровно шесть: 1. Сохранение
культурного наследия. 2. Создание мировой сверхгосудар-
ственной общности. 3. Сохранение естественной среды оби-
тания. 4. Увеличение эффективности производства. 5.
Правильное использование ресурсов природы. 6. Развитие
внутренних (интеллектуальных, сенсетивных. (чувствен-
ных), соматических (телесных) способностей человека.

В то же время широко распространяются не новые, но
модернизированные иррационально-мистические представ-
ления о мире,
связанные с возрождением астрологии, ма-
гии, изучением «паранормальных» явлений в психике чело-
века и в природе. Феномены магии весьма различны: это
медицинская магня (знахарство, колдовство, шаманство);
черная магия—средство причинения зла и устранения с пре-
тензиями на альтернативную социальную власть (сглаз,
порча, заклинания и пр.); церемониальная магия (воздейст-
вие на природу с целью изменения— вызов дождя или моде-
лирование успешной войны с врагом, охоты и т. д.); рели-
гиозная магия (изгнание злых духов или слияние с божест-
вом посредством обрядов «каббала», «экзорцизм» и т. п.

Необычайно распространившаяся астрология относится
к «оккультным наукам», т. е. к формам знания, основан-
ным на мантических учениях (гадание по руке, по рельефу
черепа, внутренностям и костям животных, по числам и
др.). Астрология ищет откровение, которое объяснит строе-
ние всего космоса, пути творения мира и покажет судьбу
отдельного человека. Последняя зависит от положения
звезд, планет и личных усилий человека. К оккультным на-
укам относится и алхимия, совершающая трансмутацию ве-
щества (качественный переход свинца в золото, угля в ал-
мазы и т. д.) и занимающаяся постижением тайн природы
через магические действия и процедуры типа «перегонка»,
«сублимация», созревание металлов, роста души металлов и
«влияние зеленой звезды» и т. п.

В паранормальные явления входят ясновидение, духови-
дение, телепатия, телекинез, полтергейст и проблемы НЛО.
В основном перечисленные явления объясняются либо видами
природной энергии, о которых мы пока ничего не знаем, либ
особыми свойствами сознания отдельных неординарных лиц:
экстрасенсов, белых и черных колдунов, шаманов и т. д.,
либо наличием «неземных» форм жизни. Если характеризо-
вать все эти явления с точки зрения нового взгляда на мир
(новая картина мира) и нового мышления XX в., необходимо
отметить следующие основные положения. 1. Магия, астро-


логия, духовидение и т. д. рассматриваются как реализация
объективных возможностей, заложенных в природе или в со-
знании человека, еще неизвестных науке, но в принципе по-
знаваемых. 2. Магические и мистические явления не проти-
воречат науке, а дополняют ее, объясняя духовную сущность
человека и космоса по преимуществу нерациональным путем
(откровением, озарением и пр.).

Новое видение мира основано на мистических пережива-
ниях, особых состояниях сознания (вне обыденности и ра-
циональности), особом языке, описывающем реальную «за-
гробную» жизнь в специальных понятиях. Другой важный
момент нового взгляда в принципиальной «пригранично-
сти» с наукой и практикой. Там, где практика не достигла
уверенной регулярности, а наука не представляет уверенно-
го объяснения, всегда находится место для магии, паранор-
мальных явлений и т. п. Поскольку природа неисчерпаема,
то наука и практика всегда ограничены. И следовательно,
мы всегда будем сталкиваться с иррационально-мистиче-
ским, магическим представлением о мире.

Известный вклад в иррационально-мистическую картину
мира внесло психоаналитическое направление в психологии
и культурологии. Оно возникло как вполне рациональное
учение об особенностях психики человека, объясняющее глу-
бины его подсознания, влияние эмоций, чувств, впечатлений
на поведение человека и особенности культуры человека. Од-
нако учение основателей психоанализа 3. Фрейда, К. Юнга,
А. Арпера было истолковано в иррационально-мистической
плоскости. Взяв за точку отсчета идеи психоаналитиков о
врожденности и наследственности «первичных влечений» че-
ловека, сексуальных комплексов, природы бессознательного
как внутреннего и сущностного ядра человека, ряд их после-
дователей (В. Рейх, Карен Хорни и др.) заговорили о прин-
ципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мис-
тической сущности сексуальной свободы и негативном разуме
человечества, исключающем рациональность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.