Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причинно-следственные связи






Понимание последовательности событий и явлений осуществляется через понимание самих событий и явлений, усмотрение в них закономерностей, раскрытие причинно-следственных связей. Если суть самих событий и явлений бывает понятна, то в установлении причинно-следственных связей могут испытываться трудности.

Чаще легче установить связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это объясняется тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от случившегося следствия к вызвавшей причине, такая связь дана опосредованно, так как слу­чившийся факт может быть следствием различных причин, которые необходимо анализировать, чтобы определить верную.

Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13

 

На первом этапе для понимания причинно-следственных связей необходимо осознавать их внутреннюю связь. Необходимо осознавать обязательность причинно-следственной связи, что в основании любого следствия лежит причина. При объяснении можно использовать схему «дерево» (рис. 10), а затем она может быть трансформирована в схему причинно-следственной связи (рис. 11).

На втором этапе необходимо донести участникам, что у каждого свершившегося факта своя исключительная причина. Пример: «Что вырастет осенью, если весной посадить в землю ядрышко гороха? (рис. 12). Так и в причинно-следственной связи: необходима конкретная причина для того, чтобы случился какой-то конкретный факт (Рис. 13).

На третьем этапе труд, направленный на формирование у участников умения понимать причинно-следственные связи, заключается в формировании представления о том, что причины случившегося факта могут носить скрытый характер. Необходимость этого этапа труда объясняется тем, что встречаются случаи, когда для участника действительные причины события оказываются скрытыми, то есть «заслонёнными» другими, более яркими и в связи с этим выступающими в представлениях участника, как основные причины события. Во многих случаях это приводит к тому, что участники вместо главных, существенных причин явлений называют второстепенные, случайные факторы. Схема позволяет участникам понять, что случившийся факт может быть обусловлен «совокупностью причин», но основная причина всегда одна.

Рис. 14

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.