Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направляющие схемы
Следующий тип схем — направляющие. По внешнему виду эти схемы имеют сходство с объектными, так как выполнены на одном семиотическом материале (семиотика — от греч. semeiotikon, от semeion — это знак), но отличаются по предназначению, времени создания и содержанию. Предназначение направляющих схем состоит в том, чтобы направить внимание участников самообразования на предмет обсуждения, организовать поиск и выявление связей/взаимосвязей между образами, словами, понятиями и помочь прийти к взаимопониманию. Рис.5. Схема работы в группе Направляющие схемы создаются в процессе коллективного труда в период труда группы над общим заданием (рис. 5). В ходе обсуждения при решении какой-либо задачи (проблемы, вопроса) на листе бумаги фиксируются знаково-символические изображения, отражающие реальную ситуацию, происходящую в группе, — появляется схема. Под реальной ситуацией понимается следующее: каждый член группы участвует в поиске путей решения задачи, и все найденные пути решения, правильные они или неправильные, отражаются в схеме. Каждый член группы может задать уточняющий вопрос «Что изображено на схеме?», внести свои дополнения, изменения и прокомментировать их. Таким образом, к итоговому результату и созданию схемы причастны все участники группы. Содержанием направляющих схем является не один объект, а несколько, так как происходит фиксация объектов, обозначенных в условии задачи, и объектов, отражающих мысли каждого. Вовлечение участников в создание направляющих схем очень значимо, так как это даёт возможность: · включить каждого участника группы в процесс коллективного мышления; · удержать внимание участников на предмете обсуждения; · вернуться к разговору об объекте и не упустить важный момент; · организовать промежуточный и итоговый анализ процесса самообразования.
|