Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 1. Теоретические аспекты высшего профессионального образования






1. Предварительный анализ глобальных проблем высшего профессионального образования, дидактики высшей школы и теории образования взрослых...10

2. Вузовский учебный процесс в контексте основных законов и категорий диалектики, противоречий различной масштабности...52

3. Общедидактические принципы в вузовском обучении......77

Глава 2. Практические аспекты высшего профессионального оОразосания

4. Познавательные барьеры как психолого-дидактический феномен...119

5. Учебник для вуза: общедидактический подход и постановка проблемы....135

6. Педагогическое образование как подсистема образования взрослых....180

7. Критическое мышление как атрибут системы высшего образования.....215

8. Толерантность преподавателя вуза и ее формирование........265

9. Некоторые специфические особенности рынка труда и их отражение в вузовском обучении.......292

Глава 3. Методология исследования высшего профессионального образования

10. Методологические проблемы педагогики...316

11. Начинающему исследователю проблем вузовского учебного процесса, руководителю аспиранта или соискателя учебной степени, научному консультанту докторанта....341

12. Начинающему магистранту и аспиранту по педагогическим наукам о специфике общенаучных методов исследования в педагогике......377

Приложение: «Рефлексивная» педагогика в вопросах и ответах......401

Литература......425

 

 

Предисловие

Сегодня научно-педагогическое знание стремительно развивается, и мы обнаруживаем, что даже классические идеи педагогики высшей школы, еще вчера казавшиеся всем ясными и навсегда устоявшимися, вдруг «поворачиваются» к исследователю и практику совершенно другой стороной, обрастают массой таких деталей, подробностей, интерпретаций, которые еще вчера казались незначительными мелочами, а сегодня приобрели важное значение. Потому, наблюдая вузовский учебный процесс глазами преподавателей и научно-педагогическую деятельность начинающих преподавателей, докторантов, аспирантов, соискателей ученых степеней глазами руководителей, оппонентов, членов диссертационных советов, мы считаем для себя совершенно необходимым вновь вернуться к тем идеям, которые подробно обсуждались в наших предыдущих книгах.

Главным образом потому, что со времени их опубликования наше собственное видение описанных проблем и их решений претерпело те или иные изменения, обросло деталями — важными и значимыми, наконец, потому что слишком быстро меняется сама

жизнь. В данной книге мы представляем как содержательные аспекты актуальных проблем высшей школы, так и вновь обращаемся к методологии вузовского обучения и научно-педагогического исследования по проблемам высшей школы.

Каждый из разделов представляет собой в определенной степени законченный блок учебного материала, однако основным критерием включения в книгу того или иного материала являлась возможность его рассмотрения с самых различных сторон и точек зрения, и, конечно, возможность иллюстрации обсуждаемых теоретических положений примерами, понятными и доступными широкому кругу читателей, связанных с вузовским образовательным пространством.

Выход в свет данной книги совпадает с началом периода значимых изменений в отечественном вузовском образовательном пространстве. Впервые за всю историю российского высшего образования на государственном уровне продекларирована необходимость и значимость для педагога высшей школы знаний психолого-педагогического направления и официально объявлено об организации системы подготовки преподавателей с целью получения государственного сертификата по специальности «преподаватель высшей школы». Таким образом, проблема получила общегосударственный статус и научно-образовательное сообщество прониклось ее важностью для повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, соответствующим уровню XXI века.

Актуальность публикации предлагаемого исследования обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время осуществляется перестройка системы высшего профессионального образования России всех уровней. На общеконцептуальном уровне она выражается в решении проблемы дифференциации учебного знания и выбора между узкоспециализированным специалистом, владеющим узкой областью знания, и специалистом широкого общенаучного и общекультурного профиля, который будет овладевать конкретной специальностью профессиональной деятельности лишь после окончания вуза. На конкретно-методическом уровне идет поиск форм структурирования учебного

знания, формирования содержания учебных программ, пособий, руководств, задачников для студента, а также оптимальных в конкретных условиях форм организации обучения студента и процесса педагогического взаимодействия. В большинстве случаев эта перестройка, с одной стороны, обусловлена изменениями общественной и социальной жизни России, с другой — является самоперестройкой, в процессе которой вузы самостоятельно решают многочисленные проблемы — как внутренние, связанные с организацией собственного учебного процесса, так и те, которые обеспечивают определенный уровень функционирования вуза в общегосударственном или региональном образовательном пространстве, уровень престижности диплома и востребованности выпускников, возможности для них найти по окончании высшего учебного заведения достойную и интересную работу, способствующую как материальному благополучию, так и духовному их совершенствованию.

В настоящее время идет оживленная дискуссия относительно педагогического знания, и, в частности, знания, традиционно именуемого «педагогикой высшей школы». С одной стороны, усиливаются нападки на нее со стороны представителей естественнонаучных дисциплин, с другой — все вузовское образовательное сообщество понимает необходимость научного подхода к организации учебного процесса в резко усложнившихся по сравнению с советским периодом условиях, интенсивно внедряет в учебный процесс различные инновации, организует многочисленные научно-методические конференции по актуальным проблемам вузовского обучения с привлечением ученых-педагогов, практиков и организаторов высшего профессионального образования, зарубежных преподавателей и исследователей, создавая внутри вузов различные структуры, занимающиеся проблемами организации вузовского учебного процесса (институты дистанционного обучения, различных инновационных технологий и т. п.).

Авторы публикуемой работы излагают свою позицию по широкому кругу дискутируемых проблем. Наша книга предназначена главным образом для пре-

подавателей, студентов и магистрантов вузов, начинающих аспирантов, предполагающих после окончания аспирантуры заниматься педагогической работой в высших учебных заведениях, и посвящается «вечным» и принципиально незавершаемым проблемам вузовского учебного процесса: проблеме отбора и структурирования содержания учебного материала, а также проблемам реализации важнейших общедидактических принципов в учебном процессе высшей школы и подготовки преподавателя вуза.

Последняя обсуждается наиболее подробно в плане формирования у преподавателя критического стиля мышления — важнейшей составляющей практически любого компонента профессиональной компетентности вузовского педагога. В книге подробно обсуждаются проблемы вузовского учебника, анализируются актуальные проблемы образования взрослых и его связи с дидактикой высшей школы. Достаточно большое внимание уделяется педагогическому образованию как подсистеме образования взрослых.

В целостном виде книга может использоваться в системе дополнительного педагогического образования студентов и преподавателей вузов. Начинающий аспирант найдет в книге большое число методологических вопросов (§10), а также информацию по проблемам подготовки, написания и защиты диссертационного исследования по педагогике. Представленный в книге материал будет интересен студентам классических университетов, готовящихся работать на преподавательских должностях в вузах, а также магистрантам педагогических университетов.

В основу пособия вошел материал многочисленных книг авторов, вышедших в предыдущие годы — главным образом двух: 1) «Дидактика высшей школы» (М.: Изд. Центр «Академия») и 2) «Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании» (М.: Изд-во МГУ, 2003).

Стремясь расширить круг потенциальных читателей книги, авторы старались уйти от школярски-назидательного стиля изложения, преподнести свои идеи таким образом, чтобы читатель включился в мысленный диалог с автором, привести большое количество

Предисловие

примеров из вузовской жизни, актуальных и значимых для аспирантов, студентов и преподавателей вузов, обсудить все заявляемые в названиях разделов вопросы и проблемы с самых различных сторон и точек зрения.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРЙЗОВДИИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.