Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь 17 страница






 

шакахара. " Вегетарианская диета". От шака, " овощ", и ахара, " употребление в пи­щу". См.: яма-нияма.

шакта. Последователь шактизма или имеющий к нему отношение. См.: индуизм, шактизм, тантризм.

шакта-тантризм. См.: тантризм, шактизм.

Шакти. " Сила, энергия". Активная сила или проявленная энергия Шивы, которая пронизывает все существующее. Ее наиболее тонким аспектом является Пара-шакти, или Саччидананда, чистое сознание и первооснова всех форм. Эта божес­твенная энергия развертывается как иччха-шакти (сила желания, воли, любви), крия-шакти (сила действия) и джняна-шакти (сила мудрости, знания), символи­зируемые тремя зубцами тришулы, или трезубца, Шивы. Из них появляются пять энергий: откровения, сокрытия, растворения, сохранения и сотворения.

В шайва-сиддханте Шива есть все, а Его божественная энергия, Шакти, неот­делима от Него. Это единство символизирует образ Ардханаришвары, " полужен­ского Бога". В народном, деревенском индуизме единство Шивы и Шакти заме­щается понятием о Шиве и Шакти как отдельных сущностях. Шакти представле­на как женское начало, а Шива — как мужское. В индуистских храмах, искусстве и мифологии Они изображаются как божественная чета. Такая иконография ухо­дит корнями в Пураны. Шакти персонифицируется во многих формах спутниц богов. Например, богини Парвати, Лакшми и Сарасвати являются мифологи­ческими спутницами соответственно Шивы, Вишну и Брахмы. Философия, одна­ко, настаивает, что Бог и энергия Бога суть Одно, а метафора неразлучной божес­твенной четы только иллюстрирует это Единство.

В религии шактистов поклонение Богине стоит превыше всего — в Ее мно­гочисленных грозных и благих формах. Шакти — это Божественная Мать прояв­ленного мира, визуализируемая в женской форме, а Шива — это лишь Непрояв­ленный Абсолют. К грозным или черным (асита) формам Богини относятся Ка­ли, Дурга, Чанди, Чамунда, Бхадракали и Бхайрави. Благие или белые (сита) фор­мы — это Ума, Гаури, Амбика, Парвати, Махешвари, Лалита и Аннапурна. Как Раджараджешвари (" божественная королева королей"), Она является главным божеством янтры Шри-Чакра. Ей также поклоняются как десяти Махавидьям, манифестациям высшего знания — Кали, Таре, Шодаши, Бхуванешвари, Чхин-намасте, Бхайрави, Дхумавати, Багале, Матанги и Камале. Хотя некоторые шакты рассматривают их как отдельных существ, большинство почитает их как мани­фестации единственной Дэви. Есть также множество меньших форм Богини из категории грамадэвата (" деревенское божество"). К ним относятся Питари, " ло­вящая змей" (обычно представленная простым камнем) и Мариямман, ''Богиня оспы".

В йогическом мистицизме всех традиций шакти переживается в человечес­ком теле в трех аспектах: 1) женская сила, ида-шакти; 2) мужская сила, пингала-шакти; 3) чистая андрогинная сила, кундалини-шакти, которая течет через сушумна- нади.

Шакти легче всего чувствуют преданные как тонкую блаженную энергию, истекающую от святой личности или освященного индуистского храма.

 

шакти-вишишта-адвайта. См.: вира-шиваизм.

шактизм. (санскр. шакта-дхарма). Религия тех, кто поклоняется Всевышнему как Божественной Матери, Шакти или Дэви, в Ее многих формах, милостивых и гроз­ных. Одна из основных ветвей индуизма. Первыми историческими свидетельст­вами шактизма являются тысячи женских статуэток, датируемых ок. 5500 г. до н. э. и найденных в деревне Мергарх в Индии. В философии и практике шактизм очень напоминает шиваизм. Обе религии выдвигают, например, одни и те же конечные цели адвайтисгского союза с Шивой и мокши. Но шактисты поклоня­ются как Высшему Существу исключительно Шакти, динамичному аспекту Бо­жественного, в то время как Шива считается совершенно трансцендентным и Ему не поклоняются. Есть много форм шактизма, с бесконечным разнообразием практик, цель которых — добыть божественную энергию или силу, необходимую для духовной трансформации. Выделяются две основные формы шактизма: шри-кулау " семья Богини Шри (Лакшми)", которая уважает брахманическую традицию (главный поток индуизма, придерживающийся кастовой системы и правил чистоты) и особенно сильна на юге Индии, и каликула, " семья Кали", которая отвергает брахманическую традицию и преобладает в северной и восточ­ной Индии. Сегодня очевидны четыре главных выражения шактизма: народный шаманизм, йога, преданность (бхакти) и универсализм. Одной из важнейших мантр шактистов является Аум Хрим Чандикаяй Намах, " Я склоняюсь перед Той, кто разрывает всякую двойственность". Существует много вариантов народного шактизма, тяготеющих к различным формам Богини (Кали, Дурга, Амман и др.). Поклонение часто включает в себя хождение по огню и жертвоприношение животных, хотя последнее постепенно отмирает. См.: Богиня, тантризм, Шакти.

шактипат(а). " Нисхождение милости". Гуру-дикша, инициация, получаемая от духовного наставника, в частности первая инициация, которая пробуждает кундалини и запускает процесс духовного развития. См.: ануграха-шакти, дикша, кундалини.

шактопайя. " Путь силы". См.: упайя.

Шакья. Шиваитская династия, правившая на территории нынешнего Непала, в которой родился Будда, или Шакьямуни. См.: Будда.

шаманизм. Племенная или местная традиция, в которой мистический жрец, ша­ман, играет центральную роль, владея магическими и духовными силами. Шама­на почитают за его способность управлять природой и людьми, вызывать хо­рошие и плохие события; он — посредник между человеком и божественными силами. Термин шаман происходит от санскритского шрамана, " аскет", родствен­ного слову шрам, " напрягаться, стараться".

Шандилья-упанишад. Относится к Ахтарваведе. Обсуждает восемь форм йоги, ог­раничения, предписания, управление дыханием, медитацию и природу истины.

Шанкара. " Дарующий счастье; благосклонный". Одно из имен Шивы.

Шанкара (Ади Шанкарачарья) (788—820). Одна из величайших фигур в истории индуизма; выдающийся гуру из смарта-сампрадайи. Прославился своей монисти­ческой философией адвайта-веданты и множеством комментариев к писаниям; основал десять орденов санньясинов с резиденциями первосвященников в стра­тегических центрах по всей Индии. Прожил только 32 года, но успел исходить всю Индию и изменить весь индуистский мир того времени. См.: веданта, дашанами, шанкарачарья-питха, Смарта-сампрадайя.

шанкарачарья-питха. Так называются адвайтические монастыри- матхи, осно­ванные Шанкарой (ок. 788—820) как центры смартизма в Индии, каждый из которых имеет свою гуру-парампару и первосвященника, носящего титул Шанка­рачарья. С каждым матхом связано одно из четырех упанишадических " великих изречений" (махавакья), играющее роль мантры, и два или три монашеских ор­дена из числа дашанами. Восточное побережье: Говардхана-матх, в Пури (центр орденов Аранья и Вана). Гималаи: Джйоти-матх, близ Бадринатха (ордена Гири, Парвата и Сагара). Западное побережье: Шарада-матх, в Двараке (ордена Тир-тха и Ашрама). Юг: Шрингери-матх (ордена Бхарати, Пури и Сарасвати). Пя­тый значительный питх, связанный с Шрингери-матхом, находится в Канчипу-раме, также на Юге. См.: дашанами, смартизм, Шанкара, махавакья, питха. шанмата-стхапаначарья. " Учитель-основатель шестеричной системы". Титул, присвоенный Ади Шанкаре при жизни. Имеется в виду его стремление консо­лидировать шесть главных сект индуизма в одной несектантской системе, кото­рое, в частности, проявилось в создании алтаря пяти (или шести) божеств. См.: смартизм, паньчаятана-пуджа, Шанкара.

Шанмукха. " Шестиликий". Одно из имен Господа Муругана или Карттикейи, ука­зывающее на множественность Его божественных функций. См.: Карттикейя.

Шанмукха-гаятри. Ведическая мантра- гаятри для обращения к Господу Карттикейе как к Шанмукхе, " Шестиликому".

Шаравана. " Заросли тростника". В мифологии — священный водоем в Гималаях, где вырос Господь Карттикейя; эзотерически понимается как озеро божественной сущности, или первичного сознания. См.: Карттикейя. шарана. " Прибежище". См.: шивашарана, вира-шиваизм.

шарира. " Тело; скорлупа". Другое название — деха. Три тела для души: 1) стхула-шарира, " грубое или физическое тело" (также называемое аннамайя-коша); 2) сукшма-шарира, " тонкое тело" (также называемое линга-шарира, оно включает в себя пранамайя-, маномайя- и виджнянамайя-коши); 3) карана-шарира, " причин­ное тело" (также называемое анандамайя-коша), тело духовной природы. См.: коша, тонкое тело.

шастра. " Священный текст; учение". 1) Любой религиозный или философский трактат или корпус писаний. 2) Раздел знания, научная дисциплина; например, Дхарма-шастра — религиозный закон, Артха-шастра — политика.

 

шастри. Тот, кто сведущ в шастрах, или писаниях.

Шатапатха-брахмана. Руководство для жрецов из Шукла-Яджурведы. Шатапат-ха означает " 100 путей". Основные темы — теология, философия и способы бо­гослужения.

шаткона. " Шестиугольник", точнее, шестиконечная звезда, образованная двумя пересекающимися треугольниками, из которых направленный вверх представля­ет трансцендентное бытие Шивы, а направленный вниз — проявленную энергию Шивы, Шакти. Шаткона является частью янтры Господа Карттикейи. См.: Ардханаришвара, Карттикейя.

шатстхала. " Шесть стадий". Шесть стадий союза с Шивой в вира -шиваизме. См.: вира-шиваизм.

 

шауча: " Чистота". Избегание нечистоты в теле, уме и речи. См.: чистота и нечис­тота, яма-нияма.

шаштьябда-пурти. " Празднование шестидесятого дня рождения". Праздник, уст­раиваемый для семейной четы в день рождения мужа. Обычно приглашается много родственников и друзей. В ходе праздника проводится хома, супругами повторно принимаются брачные обеты. Его назначение — подтянуть семейные узы.

Шветашватара-упанишад. Упанишада Яджурведы, которая подчеркивает важ­ность теизма (личностного Бога и преданности Ему) и, вместе с тем, монизма (единства Бога, души и мира). Одна из главных Упанишад. Ценится, в частности шиваитами, как великое панентеистическое писание.

Шива. " Благосклонный, милостивый". Верховное Существо шиваитской религии. Бог Шива есть все и во всем, одновременно Творец и творение, одновременно имманентный и трансцендентный. Как личностное Божество, Он является Созда­телем, Хранителем и Разрушителем. Он един, но видим в трех совершенствах: как Парамешвара (Первичная Душа), Парашакти (Чистое Сознание) и Парашива (Абсолютная Реальность). См.: Ишта-дэвата, Парамешвара, Парашива, Пара­шакти, Натараджа, Садашива, Саччидананда, шиваизм.

шива-адвайта. Другие названия: шива-вишишта-адвайта, шиваитский ограни­ченный недуализм. Школа шиваизма, основанная на философии Шрикантхи (ок. 1050 г.). См. Приложение 2.

Шивадаял (1818—1878). Основатель эзотерической реформистской вишнуитской секты радхасвами в Агре.

Шиваджняна-бодхам. " Трактат о мудрости Шивы". Труд (или, как некоторые счи­тают, часть Раурава-агамы, переведенная на тамильский язык) Мейкандара (ок. 1300 г.). Состоит из 12 сутр и описывает отношения между Богом, душой и миром. Мейкандар-сампрадайя почитает эту книгу как свой основной философ­ский текст и считает, что в ней излагается плюралистическое учение. Есть также мнение, что она по характеру монистична, а плюралистические интерпретации были введены позднейшими комментаторами. В этот важный текст включены очень глубокие комментарии к каждой из 12 сутр. См.: Мейкандар-шастры.

Шива-дришти. Писание кашмирского шиваизма, ныне утраченное, написанное Соманандой, учеником Васугупты. См.: кашмирский шиваизм.

шиваизм (также шайвизм, санскр. шайва-дхарма). Религия тех, кто поклоняется Шиве как Всевышнему Богу. Древнейшая из четырех сект индуизма. Самое ран­нее историческое свидетельство о шиваизме — знаменитая 8000-летняя печать с Шивой-Пашупати, сидящим в йогической позе, из долины Инда. В Рамаяне, ко­торая астрономически датируется 2000 г. до н. э., Господь Рама, как и его враг Равана, поклоняется Шиве. Будда родился в 624 г. до н. э. в шиваитской семье, и летописи тех времен рассказывают о шиваитах-аскетах, которые бродили по хол­мам точно так же, как они делают сегодня. Есть много школ шиваизма, из кото­рых важнейшими являются шесть: шайва-сиддханта, пашупата -шиваизм, кашмирский шиваизм, вира -шиваизм, сиддха-сиддханта и шива-адвайта (подробно о шести школах см. Приложение 2). Все они прочно основываются на Ведах и Агамах и разделяют следующие принципиальные доктрины: 1) пять энер­гий Шивы — творение, сохранение, разрушение, сокрытие и откровение; 2) три категории — Пати, пашу и паша (Бог, души и " путы"); 3) три вида пут, или уз, — анава, карма и майя; 4) троичная энергия Шивы — иччха-шакти, крия-шакти и джняна-шакти; 5) тридцать шесть таттв, или категорий существования; 6) не­обходимость инициации, полученной от садгуру; 7) сила мантры; 8) четыре пады (стадии) — чарья (бескорыстное служение), крия (преданность), йога (меди­тация), джняна (просветление); 9) вера в Паньчакшару как высшую мантру и в рудракшу и вибхути как священных помощников веры; 10) вера в садгуру (на­ставника), Шивалингам (объект поклонения) и сангху (сообщество святых лич­ностей).

шиваит. Последователь шиваизма. То же, что шайва. В мире в настоящее время насчитывается около 400 млн. шиваитов. См.: шиваизм.

Шивайя Намах. " Преклонение перед Шивой". Обратная форма мантры " Намах Шивайя". См.: Намах Шивайя.

 

Шива-карнамрита. Текст Аппайи Дикпшты (1554—1626), написанный с целью восстановления знания о превосходстве Бога Шивы во времена широкого обра­щения в вишнуизм. См.: Аппайя Дикшита.

Шивалайя. " Дом (алайя), где пребывает Шива". Святой храм Шивы. См.: храм.

Шивалингам или Шивалинга. " Метка или знак Шивы". Самый распространенный образ Шивы, присутствующий практически во всех шиваитских храмах. Округ­лый эллиптический предмет, обычно установленный на круглом основании, пи-тхе. Шивалингам — это простейший и древнейший символ Шивы, особенно Па-рашивы, Бога по ту сторону всех форм и качеств. Питха представляет Пара­шакти, проявляющуюся Силу Бога. Лингамы обычно бывают каменными (выре­занными или естественного происхождения, сваямбху, например речная галька), но могут быть и из металла, драгоценных камней, хрусталя, дерева, земли или нестойких материалов (например, льда). В соответствии с Карана-агамой (6), вре­менные Шивалингамы могут делаться из 12 различных материалов: песка, риса, приготовленной пищи, речного ила, коровьего навоза, масла, зерен рудракши, пепла, сандаловой пасты, травы дарбха, цветочной гирлянды или патоки. См.: йони, мурти, сваямбху-линга, шиваизм.

Шивалока. " Сфера Шивы". См.: лока.

Шивамайя. " Оформленное, сделанное, состоящее из Шивы или полное Шивой". Важное понятие монистического шиваизма. Все сущее — все миры, все существа, все проявленное, все то, что претерпевает сотворение, сохранение и уничтожение, — состоит из Шивы и пронизано Им. См.: мир, таттва.

Шивамайя-коша. " Оболочка, состоящая из Шивы". Форма Первичной Души, Па-рамешвары, тело Бога Шивы, в которое индивидуальная душа вливается по осу­ществлении ее эволюции. См.: вишваграса, Парамешвара.

Шиванадияр (тамил.). " Раб Шивы". Мистические отношения между преданным и Шивой, в которых все духовные, ментальные и физические действия восприни­маются как осуществление воли и замысла Шивы. См.: карма-йога.

Шивананда. " Блаженство Шивы". См.: Свами Шивананда.

Шиванубхава Мандапа. " Зал переживания Шивы", где в XII веке собирались вира- шиваиты, чтобы выработать основополагающие доктрины своего движения.

Шива-пурана. " Древние [предания] о Шиве". 1) Собрание шести главных пура-нических писаний, священных для шиваитов. 2) Название древнейшего из этих шести текстов (некоторые считают его версией Вайю-пураны).

Шива-ракшанами-дипика. Чисто адвайтический комментарий Аппайи Дикшиты к трудам Шрикантхи. См.: шиваизм.

Шиваратри. См.: Махашиваратри.

Шива-самхита. Текст шиваитской школы Горакшанатхи (ок. 1700 г. до н. э.). В 212 сутрах обсуждаются анатомия, асаны, энергия, дыхание и философия. Широко применяется как ценный обзор практики йоги.

Шива-саюджья. " Близкий союз с Шивой". Становление единым с Богом. Состо­яние постоянного сознания Шивы; одновременное восприятие внутреннего и внешнего. Постоянное состояние единства с Шивой, даже в гуще повседневной деятельности, которое приходит после многократных переживаний Самореали­зации. Риши Тирумулар говорит: «Саюджья означает вечное пребывание в упа-шанте, покое, который находится за пределами понимания. Саюджья означает становление Самим Шивой. Саюджья означает вечное переживание бесконечной силы внутреннего блаженства» (Тирумантирам 1513). Во многих философских школах индуизма она определяется как высшее достижение. С эзотерической

точки зрения, она начинается, когда кундалини пребывает свернутой в сахасрара-чакре. См.: дживанмукти, кундалини, мокша.

Шива-сутры. " Семенное" писание кашмирского шиваизма, 77 афоризмов, кото­рые были открыты Шивой мудрецу Васугупте (ок. 800 г.).

Шиватва. " Шивоподобие". Быть Шивой или подобным Шиве, особенно — разде­лять Его божественное состояние сознания. См.: сознание Шивы, Шива-саюджья.

Шиватондан (тамил.). " Слуга Шивы". Тоже, что Шиванадияр: состояние преданно­го, который регулярно выполняет действия, посвященные Богу Шиве; беззавет­ное служение другим. См.: карма-йога.

Шиватонду (тамил.). " Служение Шиве". То же, что карма-йога.

Шивачара. " Отношение ко всему как к Богу". См.: вира-шиваизм.

Шива-чайтанья. " Божественное сознание". См.: сознание Шивы.

шивачарья. Клан наследственных жрецов в традиции шайва-сиддханты. Титул ади-шайва-брахманов. Священник- адишайва, получивший должное обучение и ини­циации для выполнения публичных ритуалов в храме Шивы. Шивачарьев высшей квалификации также называют арчакарами. См.: адишайва.

Шива-Шакти. Бог-Отец-и-Мать, одновременно имманентный и трансцендент­ный. Имя Бога Шивы, относящееся к Его непроявленному Бытию и проявленной энергии. См.: Ардханаришвара, Парамешвара, Первичная Душа, Шива.

шивашарана. " Предавшийся Богу". См.: вира-шиваизм.

Шивена саха нартанам. " Танец с Шивой". Санскритское название настоящей кни­ги.

шикхара. " Вершина горы, утес". Башнеобразная надстройка над гарбхагрихой в хра­мах североиндийского стиля. В южных храмах шикхарой называют верхний ка­мень надстройки, или виману. См.: храм.

Шикша-веданга, Вспомогательные ведические тексты по санскритской фонетике, одному из четырех искусств, необходимых для овладения Ведами и ритуалами. Шикша означает " желание овладеть; обучение; метод изучения". См.: Веданга.

Шильпа-шастра. " Наставления по искусствам". 1) Особый класс текстов, в кото­рых даются основы любых изящных искусств или сакральных наук, таких, как архитектура, танец, живопись, ювелирное, гончарное, ткацкое искусство, искус­ство плетения корзин, изготовления гирлянд, металлообработки, актерское, ку­линарное искусство и верховая езда. Самые рание Шильпа-шастры датируются ок. 200 г. до н. э. Многие были написаны между V и XIV веками. См.: кала-64, Стхапатьяведа.

Ширди Сам Баба (ок. 1840—1918). Святой, признаваемый индуистами и мусульма­нами.

шишья. " Ученик", особенно тот, кто хорошо проявил себя и был формально при­нят гуру. См.: чела.

шлока. Стих, фраза, высказывание или прославляющий гимн, обычно составлен­ные в определенном стихотворном размере. Чаще всего — в размере двустишия, по шестнадцати слогов в каждой строчке. Шлока — основная стихотворная фор­ма санскритского эпоса, Махабхараты и Рамаяны. См.: бхашья, сутра.

шраддха. " Вера". См.: паньча-шраддха.

шраддха. Поминки по усопшему, которые по традиции проводятся через неделю и через месяц после смерти, а затем ежегодно в день смерти. См.: смерть, самскары зрелого возраста.

шраддa-дхарана. " Собрание или средоточие веры". Термин, используемый в «Танце с Шивой» как синоним символа веры, краткого резюме религиозного веро­учения. См.: символ веры.

шpayma. " Связанный со слухом, слышимый". Предписанный Ведами или согласу­ющийся с ними.

Шраута-шастра. " Тексты об услышанном (шрути)". 1) Писания или учения, ко­торые согласуются с Ведами. 2) Особая группа текстов Кальпа-веданги, обязатель­ных для изучения ведическими жрецами и объясняющих ритуалы яджни.

Шри. " Сияющий, прекрасный, величественный; процветающий". Почтительная приставка, означающая " святой, священный", часто употребляющаяся с имена­ми богов (например, Шри Ганеша), с названиями священных писаний (Шримад Бхагавад-гита) и с именами выдающихся личностей (в этом случае означает " ува­жаемый" или " господин"). Женская форма этого слова — шримати.

шри-вайшнава. Одна из школ вишнуизма. Крупнейший ее представитель — Рамануджа. См.: вишнуизм, Рамануджа, вадагалай.

 

Шрикантха (ок. 1050 г.). Святой и философ, проповедовавший шиваитское уче­ние, сочетавшее монизм и дуализм. Основатель шиваитской школы шива(виш-ишт) адвайта, сходной с вишнуитской вишишта-адвайтой Рамануджи. Извес­тен также под именем Нилакантха Шивачарья. См.: шива-адвайта.

Шрикумара (ок. 1050 г.). Монах-философ, представитель шайва-сиддханты, отвер­гавший учение адвайта-веданты Шанкары о майе как иллюзии и проповедо­вавший, что Шива — одновременно материальная причина (упадана карана) и действенная причина (нимитта карана).

Шри-Ланка. " Почтенный лев". Островное государство, расположенное к югу от Индии (остров Цейлон). Население на 80% буддийское, но имеется несколько миллионов тамилов-шиваитов, проживающих в основном на засушливом севере острова. Шри-Ланка была раньше португальской, затем британской колонией. С 1948 года получила независимость в качестве члена Британского Содружества. С 1972 года — республика. Площадь 25 000 кв. миль, население — 15 млн. чел.

 

Шринагара (Сринагар). Главный город Кашмира.

 

Шринатха. Великий кашмирский шиваитский учитель монистического теизма. См.: Дурвасас.

 

шри-падука. Святые сандалии гуру. См.: падука.

Шри-Рудрам. Важнейший ведический гимн Господу Шиве как Богу растворения, воспеваемый ежедневно в храмах Шивы по всей Индии. Именно в этой длинной молитве, которая находится в Тайттирийя-самхите Яджурведы, в середине пер­вых трех Вед, впервые встречается шиваитская мантра " Намах Шивайя".

Шри-Чакра (Шри-Янтра). См.: янтра.

шрути. " Услышанное". Откровенные писания индуизма, обладающие верховным теологическим авторитетом и духовной ценностью. Это вневременные учения, переданные риши, иливидящим, непосредственно Богом тысячи лет назад. Поэ­тому говорится, что шрути является апаурушея, " безличным" или " внеличност-ным". Шрути состоит из Вед и Агам, которые сохранялись в устной передаче, пока не были записаны на санскрите. Среди многих священных книг индуистов эти два корпуса знаний ценятся наиболее высоко. На протяжении веков шрути служило предметом философских споров, изучения и толкования, породив бесчисленные школы мыслителей. Шрути также является объектом медитации для реализации мудрости древних в себе самом. Из шрути взято большинство мантр, использу­емых в ритуалах богослужения, а также для личных молитв и джапы. Достойно восхищения то, что огромный объем шрути сохранился за тысячелетия без изме­нений при устной передаче от гуру к шишье, поколение за поколением. Это было возможным благодаря тому, что ведическая традиция требовала от ученика заучивать каждый стих одиннадцатью различными способами, включая способ " задом наперед". По традиции шрути не читают, но поют в соответствии с крайне точными правилами грамматики, высоты звука, интонации и ритма. Так высво­бождается величайшая сила шрути. В священном языке шрути слово и его зна­чение так тесно связаны, что простое слушание этих святых писаний, правильно воспеваемых, оказывает магический эффект на душу слушающего. См.: Агамы, смрити, Веды.

 

шубха-мухурта. " Благоприятное время". Промежуток времени, когда те или иные действия с наибольшей вероятностью окажутся успешными. См.: мухурта.

шуддха-шайва-сиддханта. " Чистая шайва-сиддханта", термин, впервые использо­ванный Тирумуларом в Тирумантирам для определения его монистической шай-ва-сиддханты как противоположности плюралистической сиддханты и других форм сиддханты, которые не содержат крайнего монизма, присущего веданте.

шуддхавидья. " Чистое знание". Пятая таттва в космологической системе шайва-сиддханты. См.: таттва.

шудра. " Рабочий, слуга". Общественный класс искусных ремесленников и рабочих. См.: варна- дхарма.

Шукла-Яджурведа. См.: Яджурведа.

Шульба-шастры. Практические пособия по процедурам обустройства мест для проведения ведических ритуалов яджни; раздел Кальпа-веданги. Используют сложную геометрию и являются древнейшими из сохранившихся индийских ма­тематических текстов. Шульба означает " струна, шнур". Шнур использовался для измерения и разметки. См.: Веданга.

шум. Мистический натховский язык медитации, открытый Шивайя Субрамуния-свами в Швейцарии в 1968 г. Его основной алфавит выглядит так:

Шунья-сампадане. " Достижение Пустоты". Главная книга вира -шиваизма (ок. 1550), состоящая из дискуссий и заметок шивашаранов. Шунья означает " пус­тота, бескачественный Абсолют", сампадана —" достижение, реализация, просве­тление".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.