Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подростковый период. Биологические изменения предподросткового и подросткового периода бросают вызов мужественности






 

Биологические изменения предподросткового и подросткового периода бросают вызов мужественности

 

– 391 –

 

мальчика, его чувству идентичности со своей половой ролью и его предшествующей позиции, относительно выбора объекта любви. Поскольку возрастает давление влечений, могут оживляться конфликты всех уровней предшествующего развития. Доэдиповые пассивные стремления конфликтуют с активной мужской иденти­фикацией; женские идентификации конфликтуют с муж­ской идеализацией; инцестуозные конфликты угрожают кастрацией и опасны для целостности Суперэго, и кон­фликты по поводу выбора сексуального объекта угрожа­ют чувству мужественности.

Эти конфликтующие потоки усиливают внутрен­нюю дисгармонию так сильно, что границы между нор­мой и патологией часто становятся размытыми. Мальчик может противостоять ожившим позитивным эдиповым нежным чувствам до тех пор, пока его инцестуозные желания остаются подавленными (Shengold, 1980), но, вновь появившиеся негативные эдиповы желания, одно­временно возбуждают его стремление к мужскому при­ятельству и страх гомосексуальности. Случайный гомо­сексуальный контакт — например, в виде взаимной мас­турбации — способен привести его к множеству вопро­сов, тревог и проблем по поводу сексуальной идентич­ности. Подросток может опасаться, что привязанность или сексуальная активность по отношению к другим мальчикам свидетельствует о фиксированной гомосексу­альной позиции. Вследствие тревоги он может регресси­ровать к доэдиповым привязанностям.

Такая регрессия, однако, впоследствии осложняет бисексуальный конфликт. Оживление ранних женствен­ных идентификаций может подрывать ненадежное чув­ство мужественности, тогда как оживление анально-вос­соединительного конфликта вновь вызывает кастрацион­ную тревогу — в особенности, страх кастрирующей ма­тери. Представление о матери как фаллической и каст­рирующей может распространяться на всех женщин, за­ставляя мальчика совсем отказаться от контактов с жен­щинами. Поскольку некоторые девочки в этом возрасте

 

– 392 –

 

склонны проявлять довольно грубую настойчивость — они «преследуют» мальчиков — они могут быть для вос­приимчивых мальчиков как бы угрожающими и усили­вать страх перед женщиной и восхищение мужчинами.

У некоторых мальчиков восхищение мужчинами вызывает такую тревогу по поводу своего чувства муже­ственности, что для того, чтобы его доказать и поддер­жать, они преждевременно обращаются к гетеросексуаль­ной активности. Из-за защитной природы этих отноше­ний, основанной на фаллических нарциссических стрем­лениях, они часто поверхностны и непродолжительны (то, что иногда называется типом дон Жуана). Эти отноше­ния скорее служат преимущественно защитой от гомо­сексуальности, чем подтверждают чувство мужественнос­ти и помогают разрешить конфликт выбора сексуального объекта. Однажды установившись, такой стиль отноше­ний мешает возможному достижению зрелых, взаимных гетеросексуальных отношений.

Когда конфликт выбора объекта ведет к какого-то рода гомосексуальной активности, такие эпизоды могут переживаться как травма и приводить к «вторичной под­ростковой фиксации» (Blos, 1979). В этом случае маль­чик остается в том, что ощущается как невыбранная, но, тем не менее, фиксированная гомосексуальная пози­ция. В гомосексуальную ориентацию вовлечено множе­ство факторов, многие из которых имеют более ранние корни, чем их проявление в подростковом периоде, и мы только начинаем распознавать ряд этих факторов (Green, 1980; Isay, 1989; Fridman, 1988). Но проходящий со временем гомосексуальный компонент подростковой сексуальности — это обязательная задача развития для всех подростков. Окончательная ориентация по поводу сексуального партнера определяется во многом решени­ем; принятым в это время.

Успешная реорганизация Эго-идеала — это основа для разрешения тревог и конфликтов, связанных с поло­вой идентичностью мальчиков-подростков. Присутству­ющее в подростковом периоде подавление привязаннос-

 

– 393 –

 

тей к инфантильным объектам заставляет его искать дру­гие выражения любви к его отцу. Так, он ищет мальчи­ков или мужчин, которые бы имели какие-то характе­ристики его отцовского Эго-идеала. Спрюэл отметил это: «Так же, как запрещающее Суперэго зарождалось в тле­ющих углях Эдипова комплекса, основной взрослый Эго-идеал рождается в углях раннего подросткового периода» (1979). Таким образом, инфантильный Эго-идеал подле­жит пересмотру, и более зрелый мужской Эго-идеал ук­репляется. Мальчик стремится стать подобным идеалу, и это усиливает его чувство мужественности, поскольку предоставляет свободу гетеросексуального выбора.

По мере того, как мальчик достигает разрешения конфликтов выбора объекта и дальше интегрирует более зрелый Эго-идеал, снова появляются вопросы о поло­вой роли. Эти вопросы становятся более ясно опреде­ленными в связи с некоторым сексуальным эксперимен­тированием в течение среднего и позднего подростково­го периода и расширением отношений за пределы се­мьи. Если мальчик не слишком ограничен необходимос­тью демонстрировать фаллические доблести, эти отно­шения могут служить основой для построения зрелых гетеросексуальных взаимных отношений и укреплять по­ловую идентичность юноши.

Ко времени достижения «взрослости» юноша обыч­но уже имеет довольно стабильное чувство собственной общей половой идентичности. Оптимально, если он интегрирует некую смесь мужественности и женственно­сти; его позиция относительно сексуальных предпочте­ний стабильна; у него есть ясное понятие о сексе и о желаемом объекте любви; и, соответственно, его половая идентичность более-менее целостна.

 

РЕЗЮМЕ

 

Установление прочного чувства мужественности — это длительный процесс для мальчика, начинающийся в

 

– 394 –

 

младенчестве, когда устанавливается телесная половая идентичность. Прочное чувство мужественности зависит, в числе прочего, и от деидентификации с матерью и идентификации с отцом. Оно также зависит от успеш­ного преодоления кастрационной тревоги. Мы полагаем, что поскольку кастрационная тревога — это постоянно существующая в процессе развития проблема, проявляю­щаяся в различных стадиях, ее можно считать «метафо­рой развития». Динамика лежащих в основании конф­ликтов, так же как и описанные проявления в конкрет­ных случаях дают ключи к пониманию времени их про­исхождения.

В добавление к половой идентичности, идентич­ность мужской роли должна рассматриваться в дискус­сии о родовом развитии. Мы указывали, что хотя иден­тификация с матерью и ее ролью обязательно существу­ет в раннем развитии мужчины, критическим для окон­чательного чувства мужественности мальчика, так же как и для вступления в эдипову фазу, является то, что маль­чик деидентифицируется с матерью и принимает мужс­кую половую роль. Это прокладывает путь для Эдипо­вых отношений мальчика с матерью. Таким образом, эди­пово движение для мальчика включает не смену объекта, а смену роли в отношении этого объекта.

Мы отметили, что ориентация в отношений сексу­ального партнера является отдельной задачей, со своей собственной траекторией развития. Конфликты по пово­ду выбора объекта начинаются в раннем детстве, когда в течение идеализации и идентификации с отцом в фал­лической нарциссической фазе мальчик формирует близ­кие отношения с отцом. В развивающихся эдиповых желаниях эта идеализация может быть основанием для того, чтобы отец стал первичным либидным объектом. Хотя многие другие факторы могут участвовать в выборе объекта, и некоторые из них еще плохо понятны, окон­чательная ориентация, будь она гомосексуальная, гете­ро-, или бисексуальная, зависит от того, как разрешил­ся конфликт подросткового периода. Хотя конфликты

 

– 395 –

 

никогда не могут быть полностью разрешены, ориента­ция на сексуального партнера у мужчины обычно фик­сируется в позднем подростковом периоде.

Наконец, мы обсуждали половую идентичность, поло-ролевую идентичность и ориентацию на сексуаль­ного партнера раздельно, но мы также подчеркивали, что они являются переплетающимися аспектами родового развития. Синтезирующая и интегрирующая функции Эго способствуют установлению адаптивного динамического баланса между ними на протяжении всех стадий разви­тия, так что все они участвуют и вносят свой вклад в общее законченное чувство половой идентичности.

 

– 396 –

 

ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ

 

ЭГО

 

Глава 18

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.