Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало сексуально-партнерской ориентации






 

Эдипово развитие у девочки предполагает все боль­шее и большее восприятие отца как объекта любви и создание разработанных фантазий о «чарующей фигуре ее фаллического отца» (Jacobson, 1964, стр. 114). Так де­вочка делает первый главный шаг на пути к окончатель­ной гетеросексуальной ориентации.

По Фрейду, эдипово развитие девочки основывает­ся на принятии своего неполноценного кастрированного положения, яростном отдалении от матери, растеряннос­ти и, затем, принятии отца, как любовного объекта, вследствие чего мать воспринимается, как соперница. Мы

 

– 359 –

 

расширяем понимание женского эдипова комплекса в контексте развития половой идентичности. Тотальное отвержение матери девочкой происходит только в пато­логических случаях и может заставить девочку отказаться от преследования эдиповой привязанности к отцу. Мы считаем, что важно понимать, как привязанность к ма­тери меняется и развивается.

Эти изменения основываются на задачах развития доэдиповой ранней генитальной фазы, из которой воз­никает нарциссически ценимое (вместо неполноценного) ощущение женственности и развивается женская поло­вая роль. Все это основывается на доэдиповой привя­занности девочки к матери. Когда девочка символически разрешает доэдипову амбивалентность в пользу матери и достигает необходимой степени постоянства либидного объекта, у нее появляется «нежная внутренняя мать». На этом этапе под ведущим влиянием ее женского Эго-идеала и желания расширить свою женскую половую роль, она может оказаться озабоченной фантазиями быть избранной отцом, не опасаясь быть покинутой матерью, и сверх того, уверенная в ее продолжающейся любви. По мере того, как девочка приобретает способность к триадным объектным отношениям, она утрачивает свою исключительную привязанность к матери. Она не отвер­гает ее; она хочет, чтобы отношения с отцом были не такими, как с матерью. Тревога теперь концентрируется вокруг страха потерять любовь, как отца, так и матери.

Несмотря на то, что в фантазиях девочка вытесня­ет мать, воображая себя предметом отцовской любви, она продолжает надеяться на поддержку идеализированного прекрасного материнского образа. На самом деле ее фан­тазии развиваются именно в связи с этим образом, и она чувствует обеспокоенность, если считает, что ее либид­ные желания относительно отца подвергают опасности анаклитическую связь с матерью. Одна девочка в возра­сте трех лет и восьми месяцев проиллюстрировала это своим заявлением о том, что она хочет быть «женатым ребенком» — то есть, не хочет ждать, пока вырастет.

 

– 360 –

 

Она, казалось, не предусматривала критицизма матери, несмотря на то, что была конкурентноспособной, но ско­рее искала материнской поддержки в различных вариа­циях своей фантазии. Определенный отказ и решение выявились, когда она попросила посмотреть на мамино свадебное платье и разрешить ей надеть его, когда она выйдет замуж.

Позитивное эдипово развитие девочки не всегда проходит так гладко, как предполагает данное описа­ние. Достижение способности к триадным отношениям зависит частично от природных данных и от степени отзывчивости отца. Его восхищение поддерживает ее гордость и самоуважение, способствует ее идентифика­ции с женским Эго-идеалом и усиливает эдипову кон­солидацию. Однако, если отец более обольщающий, чем восхищающийся, маленькая девочка может стать перевозбужденной, но все еще под влиянием конфликтов преданности и вины и, затем, может регрессивно снова вернуться к матери. Другие возможные трудности в от­ношениях дочери и отца (см. Leonard, 1966) включают в себя тенденцию у девочки идеализировать отца (или мужчин в целом) или видеть в нем чрезмерно садис­тичного и наказующего, если он часто отсутствует, не­отзывчив или критичен.

Другое препятствие в эдиповом развитии девочки — это ее чувства по отношению к матери. Трудности в раз­решении конфликтов воссоединения могут задержать эди­пово развитие. Когда начинается движение вперед, пред­шествующий конфликт может облегчить регресс. Тогда вместо того, чтобы вовлечь девочку в эдиповы стремле­ния, ее зависть к матери или сознательное чувство вины за эдиповы желания приводят к страху потерять мате­ринскую любовь. Вдобавок, из-за раннего начала фор­мирования Суперэго у девочки, в ответ на усилия разрешить конфликт воссоединения, идеализация матери и самокритичность со стороны жестких интроектов мо­гут нарушить ее уверенность в своей женственности. Слияние этих факторов может заставить ее отказаться от

 

– 361 –

 

Эдипова соревнования и регрессировать в раннюю при­вязанность к матери, оставаясь замороженной в положе­нии детской зависимости. Такие черты характера как покорность, уступчивость и мазохистичность становятся доминирующими. Необычный случай Фрейда с гомосек­суальной женщиной иллюстрирует некоторые из этих положений (см. Tyson, 1989b, для разработки).

Неотъемлемой частью психоаналитических формул было постулирование, что негативный Эдипов комплекс предшествует позитивному. Девочка идентифицирует себя с отцом, принимает активную фаллическую роль в отно­шении к матери и соревнуется с отцом в достижении материнской любви в триадных объектных отношениях (см. Lample de Grut, 1927, Deutch, 1930, 1932, 1944, 1945; Freud, 1931; Breenswick, 1940; Patera, 1975). Фрейд отме­чал, что привязанности девочки к отцу предшествует «пе­риод, определяемый негативным комплексом» — то есть, «фаза привязанности исключительно к матери с равной силой и страстностью. Кроме смены объекта любви, вто­рая фаза не привносит почти ничего нового в ее эроти­ческую жизнь» (1931, стр. 225-226).

Несмотря на то, что колебания и конфликты в отношении выбора объекта являются частью идеи бисек­суальности, парная доэдипова амбивалентная привязан­ность к матери у девочки, сопровождаемая восприятием отца как назойливого и приносящего беспокойство, дол­жна отделяться от триадной, так называемой негативной эдиповой привязанности. И хотя доэдиповы отношения мать — дочь могут быть «сильными и страстными», Эд­гамб и ее коллеги (1976) отмечают в аналитических ис­следованиях, что сила и страстность догенитальны и сфокусированы на контроле борьбы, а не на трехсторон­нем соревновании за объект. Поэтому можно заключить, что негативная эдипова ситуация — не обязательная часть женского развития. Мы соглашаемся, но добавляем ого­ворку. Мы находим, что если имеет место негативная эдипова привязанность к матери, она скорее последует за позитивной, а не предшествует ей и предполагает на-

 

– 362 –

 

рушение объектных отношений (см. Tyson, 1986a, для разработки).

Фрейд заметил, что разрешение эдиповой ситуа­ции для девочки не столь безотлагательно, как для маль­чика; эдиповы желания могут всего лишь медленно ото­двигаться, подавляться или они могут оставаться в тече­ние неопределенного срока времени. Мы согласны с тем, что, так как девочке нужно разрешить много конфлик­тов перед тем как перейти к позитивной эдиповой пози­ции, однажды достигнутая триадная гетеросексуальная конфигурация может продлиться. Однако, страх нарциссических повреждений или утраты материнской любви и усиливающееся давление чувства вины, исходящего из Суперэго, заставляет девочку подавить эдиповы либид­ные желания относительно отца. Таким образом, она со­храняет нежные отношения с обоими родителями. Одна­ко, для девочки не является исключительным продол­жать искать расположения отца. Это не только помогает укрепить ее удовольствие от ощущения женственности, но и облегчает выборочную идентификацию с отцом, что расширяет ее половую идентичность. Пока материнская зависть не пробуждает чрезмерное чувство вины, пока привязанность присутствует в уместных пропорциях и бессознательные инцестуозные желания не осознаются, девочка может удерживать позитивную эдипову конфигу­рацию до подросткового периода, когда подъем сексу­альных импульсов может заставить ее использовать реак­тивные формирования против отцовской привязанности и искать внесемейные объекты.

Но, мы не должны смешивать тенденции девочки оставаться в позитивном эдиповом гетеросексуальном состоянии с неудачей в формировании Суперэго, как сделал Фрейд, когда он не смог определить ранние раз­личия между развитием мужчин и женщин. Как мы разъяснили в нашей дискуссии о Суперэго, путь девочки в формировании Суперэго отличен от пути мальчика. Он начинается раньше и потребность разрешить амбивален­тность, относительно вхождения матери в Эдипов комп-

 

– 363 –

 

лекс, делает фундаментальный вклад в развитие. Более поздние модификации зависят от успешного развития и разрешения Эдипова комплекса, во время которого де­вочка совершает выборочную идентификацию с отцом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.