Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компоненты Суперэго






 

Терапевтический опыт привел Фрейда к постулату, что психика устанавливает некий идеал—стандарт, с ко­торым личность себя сопоставляет. Эта идея получила широкое распространение. Рассмотрим подробнее при­роду данного стандарта.13

Объяснения Фрейда создают впечатление, что им­перативы, моральные стандарты и желаемые идеалы яв­ляются результатом деятельности Суперэго. Они проис­ходят из восприятия ребенком ухода за ним, поощрений и наказаний, суждений и требований, похвалы и крити­ки родителями, учителями, сверстниками и другими зна­чимыми людьми. Так как эти элементы происходят из различных источников и возникают на разных этапах развития, между ними может не быть заметной логичес­кой зависимости. Хорошо развитое, работоспособное Суперэго взрослого должно поэтому рассматриваться как однородная уравновешенная система разнонаправленных стремлений. Любая классификация компонентов Суперэ­го будет обязательно сопровождаться некоторым произ­волом, но, поставив своей целью проследить источники

 

– 265 –

 

и пути развития различных частей этой системы, мы вслед за Сандлером (1960а, 1981) отличаем интроекты (под ними мы подразумеваем интернализованные дирек­тивы, наставления и запреты) от идеалов (или желаемых целей и стандартов). Конечно же, в действительности они функционируют как единое целое.

 

Интроекты

 

Когда психическая репрезентация объектов и себя уже сложилось, некоторая часть психического содержа­ния отделена от основной — в действительности оно, возможно, никогда не будет полностью интегрированным. В качестве этой части выступают представления, вопло­щающие императивы родительские наставления и запре­ты, их «можно» и «нельзя», «должен» и «не должен». Данные представления также претендуют на особый ста­тус в их связи с родительскими и другими авторитетными фигурами, и в итоге они функционируют, как будто у них есть родительские авторитет и власть. Тогда ими «выполняется функция, которая до сих пор выполнялась представителями внешнего мира» (Freud, 1940, стр. 205). Таким образом, Суперэго продолжает отражать взаимоот­ношение ребенка и родителя, поскольку оно «продолжа­ет выполнять для Эго роль внешнего мира, несмотря на то, что стало частью мира внутреннего» (стр. 206). Эмди (1988а) сообщает о недавнем исследовании процесса развития, которое подтверждает точку зрения Фрейда. У детей трехлетнего возраста исследователи находят свиде­тельства того, что интернализованные наставления вну­шают детям чувство присутствия «другого» и связи с ним, когда родителя рядом нет.

 

Идеалы

 

Основываясь на переживании радостных эмоций в отношениях с матерью или отцом, когда ребенок чув­ствует, что его хвалят, одобряют, поощряют и любят, он формирует разнообразные идеалы, одновременно стре­мясь продлевать и повторять такие отношения. Эти пси­хические представления, несущие типичные и желаемые

 

– 266 –

 

стандарты или способы существования, можно сгруп­пировать, используя первоначальный фрейдовский тер­мин «Эго-идеал».

Фрейдом и другими авторами описаны различные идолы, сознательные и бессознательные. Они возникают по мере процесса развития, и временами одни из них конфликтуют с другими. Чтобы провести различие меж­ду ними, Сандлер с коллегами (1963) предложил рас­сматривать Эго-идеал как слагаемое идеальных объект­ных представлений, идеальных представлений об идеаль­ном ребенке и идеальных представлений об Эго. Мы счи­таем такой подход особенно полезным при отслежива­нии развития компонентов аппарата Суперэго.

Идеальные объектные представления формируются из ранних детских впечатлений от родителей, которых ребенок видит совершенными и всемогущими. Идеаль­ные объектные представления во время раннего детства приукрашиваются и вбирают в себя фантазии об испол­нении желаний, а также опыт доставляющих радость вза­имоотношений. Эти ранние образы всемогущества, со­вершенства, чудесного являются весьма стойкими и ста­новятся стандартами, с которыми субъект может соотно­сить себя, будущие объекты, либо поздние впечатления от родителей — например, в подростковом возрасте.

Идеальные представления о ребенке охватывают одобренные стандарты, морально-нравственные катего­рии и идеалы, которые родители предъявляют ребенку. Они, таким образом, до известной степени внедряют в него свои интроекты. Эти идеалы, однако, также пред­ставляют родительскую фантазию об идеальном ребенке, и ребенок очень рано узнает, «каким моя мама хотела бы меня видеть». Идеалы варьируют в зависимости от пола, культуры и социальной подгруппы, которые явля­ются средством реализации идеалов, специфических для данного пола и культуры. Этот комплекс идеальных пред­ставлений в значительной степени является производным от Суперэго родителей и вносит свой вклад в то, что мы называем совестью14, которая, по замечанию Фрейда

 

– 267 –

 

(1930), служит защите цивилизации. Если стандарты ро­дителей ущербны или их поведение заметно отличается от поведения, требуемого от ребенка, его Суперэго мо­жет включить подобные дефекты (Jonson & Shurock, 1952), либо проявлять непоследовательность в функцио­нировании.

Идеальные представления о себе — это уникаль­ный и личный взгляд на то, «каким бы я хотел видеть себя» (Sandier и другие, 1963). Многие идеалы, сосуще­ствуя бессознательно и сознательно, составляют идеаль­ное представление о себе, которое в итоге складывается в более сложную психическую конструкцию, нежели дают ранние интроекты и идеалы.

Образ идеального «я» частично происходит из от­ношений идеальных объектных представлений, иными словами — из представлений о любимых лицах, внуша­ющих восхищение или страх. Другим источником явля­ется «хороший», «устраивающий» или «идеальный» образ ребенка, внушенный родителями. Пережитые ранее в действительности или в фантазии состояния дают третий источник идеальных представлений о себе. Они включа­ют в себя воспоминания, возможно, ретроспективно иде­ализированные, так же, как и фантазии о полной взаим­ной гармонии, отсутствии фрустрации, либо исчерпыва­ющем инстинктном удовлетворении во время раннего младенчества, либо волшебном всемогуществе и величии, типичном для анальной фазы. Через всю жизнь человек может пронести зародыш желания испытать вновь со­стояния, связанные с гармоничной взаимностью и все­могуществом, с образом восхитительного и неподражае­мого ребенка, который однажды возник в воображении. Якобсон замечает, что «Суперэго представляет собой единственную область Эго, где детские фантазии о все­могуществе находят безопасное укрытие и в модифици­рованном виде могут жить с выгодой для Эго» (1954, стр. 105). Идеальное представление о себе, таким обра­зом, как указывает Фрейд, становится «наследником пер-

 

– 268 –

 

воначального нарциссизма, пребывая в котором, Эго ребенка испытывало самодостаточность» (1921, стр. 110).

Четвертый источник идеальных представлений о себе — это текущая реалистическая оценка себя, своих потенциальных возможностей и ограничений. Возмож­но, такого видения себя достичь непросто, потому что разнообразные представления, воплощенные в Эго-иде­але, часто конфликтуют между собой. Различные идеа­лы, одновременно представленные в Суперэго в луч­шем случае приводят к гибкости и пластичности. Хуже, когда этот конфликт ведет к непредсказуемости, непоследовательности, искажениям и тому, что Рейнджелл называет «компромиссом целостности» (1963, 1974, 1980). Райх (1960) указывает, что сохранение надежды на исполнение невоплотимых инфантильных желаний свидетельствует о принципиальной неспособности смот­реть в лицо внешней и внутренней реальности. При построении и модификации идеальных представлений о себе способность считаться с реальностью является не­пременным условием адаптации и эмоционального бла­гополучия в жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.