Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Британская школа






 

В то время как эго-психологи разрабатывали свои теории, в Великобритании начал развиваться альтерна-

 

– 96 –

 

тивный подход, связанный с инновационными идеями об объектных отношениях, — например, о том, что объект­ные отношения, а также Эго и до некоторой степени образ себя, существуют с самого рождения. «Британская школа» (не следует путать ее с «английской школой Мелани Кляйн и ее приверженцев) создала свою соб­ственную традицию и концепции «я». Члены этой шко­лы впоследствии составили значительную часть Незави­симой группы Британского психоаналитического обще­ства, к которой, кроме них, относились кляйнианцы и «У»—группа фрейдистских аналитиков (теперь их называют неофрейдистами). Выдающимися участниками Не­зависимой группы были Балинт, Фейрбейрн, Гантрип, Винникотт, Сьютерленд, Кохон.

Наиболее теоретически последовательными в Бри­танской школе анализа являлись Фейрбейрн (1954, 1963) и Гантрип (1961, 1969, 1975, 1978). Большую часть своей клинической работы они выполнили с группой взрослых пациентов, трудно поддающихся лечению, которым был поставлен диагноз «шизоиды». Акцентируя внимание на ранних объектных отношениях, эти аналитики, в отли­чие от кляйнианцев и фрейдистов, пришли к выводу о том, что инстинкты не играют значительной роли в фор­мировании психических структур. Они считали, что ин­стиктивная активность — это лишь один из вариантов структурной активности, в том числе структуры «я». Ба­линт (1959, 1968) подчеркивал важность доэдиповых ди­одных отношений, утверждая, что критические наруше­ния этих ранних отношений между матерью и младен­цем приводят впоследствии к личностным особенностям и психопатологии.

Вероятно, из этой группы широкому кругу наибо­лее знаком Винникотт, — педиатр, взрослый и детский аналитик, а также плодовитый писатель. Он не внес си­стематического вклада в построение теории, однако сде­лал ряд комментариев с клинической стороны, оказав­шихся исключительно полезными для понимания факто­ров раннего развития. Например, его хорошо известный

 

– 97 –

 

афоризм (1952): «Нет такой вещи, как младенец» гово­рит о том, что любые теоретические высказывания о младенце должны быть и высказываниями о его матери, поскольку, по его мнению, диодные отношения более важны, чем роль каждого из партнеров; тем самым под­черкивается, что привязанность младенца должна рас­сматриваться наряду с эмоциональным вкладом «доста­точно хорошей матери». Его концепция «истинного Я» и «ложного Я» (1960) отразила его убежденность, что мла­денец с самого начала настроен на объект и что обыч­ная старательная мать наверняка не оправдает его ожи­даний. Ребенок, в конце концов, просто подчинится ее желаниям, пожертвовав потенциалом своего истинного «я». Винникотт полагал, что наилучшее развитие само­оценки связано со способностью матери аффективно «зеркалить» (1967), если мать подавлена депрессией или почему-либо еще не может проявить по отношению к младенцу радость и удовольствие, его развитие может пострадать. Исследуя то, как младенец использует мать для достижения независимого функционирования, Вин­никотт (1953), ввел представление о транзиторных фено­менах. Он увидел, например, что любимое одеяло, буду­чи ассоциировано с приятным взаимодействием с мате­рью, помогает успокоить младенца. Он предположил, что транзиторный объект является символом, помогающим установить связь «я и не-я» тогда, когда младенец осоз­нает разлуку. Эта идея породила массу литературы о тран­зиторных феноменах, в основном некритичной (за ис­ключением Brody 1980), в которой речь идет далеко не только о младенчестве и особое заметное место занимает тема творчества (например, см. Grolnick & Barkin, 1978). Идеи Винникотта были особенно благосклонно приняты американским психоанализом. Его акцент на динамике взаимодействий матери и младенца привел к осознанию функционирования аналитика в аналитической ситуации. Моделл, например (Modell, 1969, 1975, 1984) предлагает сместить фокус психоаналитического внимания с одной личности на двухличностную систему, что позволяет бо-

 

– 98 –

 

лее отчетливо рассмотреть роль аналитика и его участие в аналитическом процессе. Моделл также применил идеи Винникотта и других аналитиков Британской школы к объяснению связи между младенческим опытом и более поздними эмоциональными расстройствами. Кохут (Kohut, 1971, 1977) и его коллеги также широко исполь­зовали идеи Винникотта, особенно его концепцию от­зеркаливания, при описании динамик ранних отноше­ний матери и младенца, которые, по их мнению, ведут к нарушению эмпатической взаимосвязи и психопатоло­гии во взрослом возрасте.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.