Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распространение греха






После Адама и Евы грех быстро распространяется среди людей. Если они согрешили гордостью и непослушанием, то уже их сын Каин совершает братоубийство... Потомки Каина очень скоро вообще забыли Бога и занялись устроением своего земного быта: сам Каин " построил город", из его ближайших потомков один " был отцом всех живущих в шатрах со стадами", другой " был отцом всех играющих на гуслях и свирели", третий - " ковачом всех орудий из меди и железа" (Быт. 4: 17-22). То есть градостроительство, скотоводство, музыкальное искусство и, выражаясь современным языком, " производство орудий труда" - все это принесли человечеству потомки Каина как некий суррогат утраченного райского блаженства.
Последствия грехопадения Адама распространились на все человечество. Это разъясняет апостол Павел: " Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5: 12). Этот текст Павла может быть понимаем по-разному: греческие слова " ef' ho pantes hemarton " можно перевести не только " потому что в нем все согрешили", но и " в котором все согрешили" (т.е. в лице Адама согрешили все люди).
Если принимать первый перевод, речь должна идти об ответственности каждого человека за свои личные грехи, а не за преступление Адама: в этом случае Адам является лишь прототипом всех будущих грешников, каждый из которых, повторяя грех Адама, несет ответственность лишь за свои грехи. " Когда мы поддаемся воздействию злых помыслов, будем обвинять себя, а не прародительский грех", - говорит преподобный Марк Подвижник.1 Грех Адама, согласно такому толкованию, не является причиной нашей греховности, потому что в грехе Адама нет нашего участия, следовательно, и его вина не должна вменяться нам.
Однако если читать " в котором все согрешили" (так читал и славянский переводчик: " в немже вси согрешиша"), то можно говорить о вменении греха Адама всем последующим поколениям людей в силу зараженности грехом человеческой природы вообще: расположение к греху становится наследственным, а наказание за грех - всеобщим. Естество человека " заболело грехом", по словам святителя Кирилла Александрийского, 2 и, следовательно, мы все повинны в грехе Адама уже потому, что все - одной природы с ним. Святой Макарий Египетский говорит о " греховной закваске" 3 и о " тайной нечистоте и преизбыточествующей тьме страстей", 4 которые вошли в естество человека вопреки его первозданной чистоте: грех так глубоко укоренился в его природе, что ни один из потомков Адама не избавлен от наследственной предрасположенности к греху.
У ветхозаветных людей было живое чувство своей врожденной виновности перед Богом: " Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя" (Пс. 50: 7). Они верили, что Бог " наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода" (Исх. 20: 5) - не невинных детей, а тех, чья личная греховность коренилась в виновности их предков.
С рационалистической точки зрения, наказание всего человечества за грех Адама является несправедливостью. Многие богословы последних столетий, боровшиеся над созданием " религии в пределах только разума" (выражение Канта), отвергали это учение как не согласующееся с доводами разума. Но ни один догмат не постигается разумом и религия в пределах разума не есть религия, а голый рационализм, потому что религия сверх -разумна, сверх -логична. Учение об ответственности человечества за грех Адама раскрывается в свете Божественного Откровения и осмысливается в связи с догматом об искуплении человека Новым Адамом - Христом: "...Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие... дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим" (Рим. 5: 18-19, 21).

1 Filokalia 1, 117. ^
2 PG 74, 785А. ^
3 В. Е. П. 41, 265. ^
4 В. Е. П. 42, 205. ^


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.