Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Копия в формате PDF

Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации

pravo.gov.ru

Копия в формате PDF

Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683PDF, 3.5 МБ

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г.N 390-ФЗ " О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ" О стратегическом планировании в Российской Федерации" п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию национальной безопасностиРоссийской Федерации. 2. Признать утратившими силу: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537" О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до2020 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 20, ст. 2444); пункт 27 приложения N 1 к Указу Президента РоссийскойФедерации от 1 июля 2014 г. N 483 " Об изменении и признанииутратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 27, ст. 3754). 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 31 декабря 2015 года N 683 ____________________ УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 СТРАТЕГИЯ национальной безопасности Российской Федерации I. Общие положения 1. Настоящая Стратегия является базовым документомстратегического планирования, определяющим национальные интересы истратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленныена укрепление национальной безопасности Российской Федерации иобеспечение устойчивого развития страны на долгосрочнуюперспективу. 2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют КонституцияРоссийской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г.N 390-ФЗ " О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ" О стратегическом планировании в Российской Федерации", другиефедеральные законы, нормативные правовые акты Президента РоссийскойФедерации. 3. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилияфедеральных органов государственной власти, других государственныхорганов, органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации (далее - органы государственной власти), органов местногосамоуправления, институтов гражданского общества по созданиюблагоприятных внутренних и внешних условий для реализациинациональных интересов и стратегических национальных приоритетовРоссийской Федерации. 4. Настоящая Стратегия является основой для формирования иреализации государственной политики в сфере обеспечениянациональной безопасности Российской Федерации. 5. Настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи ивзаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации исоциально-экономического развития страны. 6. В настоящей Стратегии используются следующие основныепонятия: национальная безопасность Российской Федерации (далее -национальная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при которомобеспечиваются реализация конституционных прав и свобод гражданРоссийской Федерации (далее - граждане), достойные качество иуровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная итерриториальная целостность, устойчивое социально-экономическоеразвитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает всебя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренныеКонституцией Российской Федерации и законодательством РоссийскойФедерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности; национальные интересы Российской Федерации (далее -национальные интересы) - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивогоразвития; угроза национальной безопасности - совокупность условий ифакторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесенияущерба национальным интересам; обеспечение национальной безопасности - реализация органамигосударственной власти и органами местного самоуправления вовзаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозамнациональной безопасности и удовлетворение национальных интересов; стратегические национальные приоритеты Российской Федерации(далее - стратегические национальные приоритеты) - важнейшиенаправления обеспечения национальной безопасности; система обеспечения национальной безопасности совокупностьосуществляющих реализацию государственной политики в сфереобеспечения национальной безопасности органов государственнойвласти и органов местного самоуправления и находящихся в ихраспоряжении инструментов. II. Россия в современном мире 7. Государственная политика в сфере обеспечения национальнойбезопасности и социально-экономического развития РоссийскойФедерации способствует реализации стратегических национальныхприоритетов и эффективной защите национальных интересов. Внастоящее время создана устойчивая основа для дальнейшегонаращивания экономического, политического, военного и духовногопотенциалов Российской Федерации, повышения ее роли в формирующемсяполицентричном мире. 8. Россия продемонстрировала способность к обеспечениюсуверенитета, независимости, государственной и территориальнойцелостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возрослароль Российской Федерации в решении важнейших международныхпроблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечениистратегической стабильности и верховенства международного права вмежгосударственных отношениях. 9. Экономика России проявила способность к сохранению иукреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировойэкономики и применения ограничительных экономических мер, введенныхрядом стран против Российской Федерации. 10. Позитивные тенденции наметились в решении задач укрепленияздоровья граждан. Отмечаются естественный прирост населения, увеличение средней продолжительности жизни. 11. Возрождаются традиционные российские духовно-нравственныеценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношениек истории России. Происходит консолидация гражданского обществавокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональныймир и согласие, единство культур многонационального народаРоссийской Федерации, уважение семейных и конфессиональныхтрадиций, патриотизм. 12. Укрепление России происходит на фоне новых угрознациональной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанныйхарактер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешнейи внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и ихсоюзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировыхделах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматриваетоказание на нее политического, экономического, военного иинформационного давления. 13. Процесс формирования новой полицентричной моделимироустройства сопровождается ростом глобальной и региональнойнестабильности. Обостряются противоречия, связанные снеравномерностью мирового развития, углублением разрыва междууровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом крынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. Конкуренциямежду государствами все в большей степени охватывает ценности имодели общественного развития, человеческий, научный итехнологический потенциалы. Особое значение в этом процессеприобретает лидерство в освоении ресурсов Мирового океана иАрктики. В борьбе за влияние на международной арене задействованвесь спектр политических, финансово-экономических и информационныхинструментов. Все активнее используется потенциал специальныхслужб. 14. В международных отношениях не снижается роль фактора силы.Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет системуглобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений вобласти контроля над вооружением. В Евро-Атлантическом, Евразийском и Азиатско-Тихоокеанском регионах не соблюдаютсяпринципы равной и неделимой безопасности. В соседних с Россиейрегионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений. 15. Наращивание силового потенциала ОрганизацииСевероатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальнымифункциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширениеальянса, приближение его военной инфраструктуры к российскимграницам создают угрозу национальной безопасности. Возможности поддержания глобальной и региональной стабильностисущественно снижаются при размещении в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке компонентовсистемы противоракетной обороны США, в условиях практическойреализации концепции " глобального удара", развертываниястратегических неядерных систем высокоточного оружия, а также вслучае размещения оружия в космосе. 16. Сохраняющийся блоковый подход к решению международныхпроблем не способствует противодействию всему спектру современныхвызовов и угроз. Активизация миграционных потоков из стран Африки иБлижнего Востока в Европу показала несостоятельность региональнойсистемы безопасности в Евро-Атлантическом регионе, построенной наоснове НАТО и Европейского союза. 17. Позиция Запада, направленная на противодействиеинтеграционным процессам и создание очагов напряженности вЕвразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализациюроссийских национальных интересов. Поддержка США и Европейскимсоюзом антиконституционного государственного переворота на Украинепривела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновениювооруженного конфликта. Укрепление крайне правой националистическойидеологии, целенаправленное формирование у украинского населенияобраза врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решениевнутригосударственных противоречий, глубокийсоциально-экономический кризис превращают Украину в долгосрочныйочаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России. 18. Практика свержения легитимных политических режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтовполучает все более широкое распространение. Наряду с сохраняющимисяочагами напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, ЮжнойАзии, на Корейском полуострове появляются новые " горячие точки", расширяются зоны, не контролируемые властями каких-либо государств.Территории вооруженных конфликтов становятся базой дляраспространения терроризма, межнациональной розни, религиознойвражды, иных проявлений экстремизма. Появление террористическойорганизации, объявившей себя " Исламским государством", и укреплениеее влияния стали результатом политики двойных стандартов, которойнекоторые государства придерживаются в области борьбы стерроризмом. 19. Сохраняется риск увеличения числа стран - обладателейядерного оружия, распространения и использования химическогооружия, а также неопределенность относительно фактов обладанияиностранными государствами биологическим оружием, наличия у нихпотенциала для его разработки и производства. На территорияхсоседних с Россией государств расширяется сеть военно-биологическихлабораторий США. 20. Критическое состояние физической сохранности опасныхобъектов и материалов, особенно в государствах с нестабильнойвнутриполитической ситуацией, неконтролируемое распространениеобычного вооружения повышают вероятность их попадания в рукитеррористов. 21. Все большее влияние на характер международной обстановкиоказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационномпространстве, обусловленное стремлением некоторых страниспользовать информационные и коммуникационные технологии длядостижения своих геополитических целей, в том числе путемманипулирования общественным сознанием и фальсификации истории. 22. Появляются новые формы противоправной деятельности, вчастности с использованием информационных, коммуникационных ивысоких технологий. Обостряются угрозы, связанные снеконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональнойорганизованной преступности. 23. Осложняются мировая демографическая ситуация, проблемыокружающей среды и продовольственной безопасности. Более ощутимымистановятся дефицит пресной воды, последствия изменения климата.Получают распространение эпидемии, многие из которых вызваныновыми, неизвестными ранее вирусами. 24. Возрастающее влияние политических факторов наэкономические процессы, а также попытки применения отдельнымигосударствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решениясвоих геополитических задач ослабляют устойчивость системымеждународных экономических отношений. На фоне структурныхдисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, растущейсуверенной задолженности, волатильности рынка энергоресурсовсохраняется высокий риск повторения масштабныхфинансово-экономических кризисов. 25. Государства в качестве реакции на рост международнойнестабильности все чаще берут на себя ответственность за дела всвоих регионах. Региональные и субрегиональные торговые и иныеэкономические соглашения становятся одним из важнейших средствзащиты от кризисных явлений. Повышается интерес к использованиюрегиональных валют. 26. Для предотвращения угроз национальной безопасностиРоссийская Федерация сосредоточивает усилия на укреплениивнутреннего единства российского общества, обеспечении социальнойстабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранении структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации, повышении обороноспособности страны. 27. В целях защиты национальных интересов Россия проводитоткрытую, рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающуюзатратную конфронтацию (в том числе новую гонку вооружений). 28. Российская Федерация выстраивает международные отношенияна принципах международного права, обеспечения надежной и равнойбезопасности государств, взаимного уважения народов, сохранениямногообразия их культур, традиций и интересов. Россиязаинтересована в развитии взаимовыгодного и равноправноготоргово-экономического сотрудничества с иностранными государствами, является ответственным участником многосторонней торговой системы.Цель Российской Федерации заключается в приобретении как можнобольшего числа равноправных партнеров в различных частях мира. 29. В области международной безопасности Россия сохраняетприверженность использованию прежде всего политических и правовыхинструментов, механизмов дипломатии и миротворчества. Применениевоенной силы для защиты национальных интересов возможно только втом случае, если все принятые меры ненасильственного характераоказались неэффективными. III. Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты 30. Национальными интересами на долгосрочную перспективуявляются: укрепление обороны страны, обеспечение незыблемостиконституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации; укрепление национального согласия, политической и социальнойстабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства игражданского общества; повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; сохранение и развитие культуры, традиционных российскихдуховно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности национальной экономики; закрепление за Российской Федерацией статуса одной излидирующих мировых держав, деятельность которой направлена наподдержание стратегической стабильности и взаимовыгодныхпартнерских отношений в условиях полицентричного мира. 31. Обеспечение национальных интересов осуществляетсяпосредством реализации следующих стратегических национальныхприоритетов: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическоепартнерство. IV. Обеспечение национальной безопасности 32. Состояние национальной безопасности напрямую зависит отстепени реализации стратегических национальных приоритетов иэффективности функционирования системы обеспечения национальнойбезопасности. Оборона страны 33. Стратегическими целями обороны страны являются созданиеусловий для мирного и динамичного социально-экономическогоразвития Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности. 34. Достижение стратегических целей обороны страныосуществляется в рамках реализации военной политики путемстратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм и способовприменения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационнойготовности Российской Федерации и готовности сил и средствгражданской обороны. 35. Основные положения военной политики и задачивоенно-экономического обеспечения обороны страны, военные опасностии военные угрозы определяются Военной доктриной РоссийскойФедерации. 36. В целях обеспечения стратегического сдерживания ипредотвращения военных конфликтов разрабатываются и реализуютсявзаимосвязанные политические, военные, военно-технические, дипломатические, экономические, информационные и иные меры, направленные на предотвращение применения военной силы в отношенииРоссии, защиту ее суверенитета и территориальной целостности.Стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтовосуществляются путем поддержания потенциала ядерного сдерживания надостаточном уровне, а Вооруженных Сил Российской Федерации, другихвойск, воинских формирований и органов в заданной степениготовности к боевому применению. 37. Совершенствование военной организации государстваосуществляется на основе своевременного выявления существующих иперспективных военных опасностей и военных угроз, сбалансированногоразвития компонентов военной организации, наращивания оборонногопотенциала, оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, другихвойск, воинских формирований и органов современными вооружением, военной и специальной техникой, инновационного развитияоборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. 38. Совершенствование форм и способов применения ВооруженныхСил Российской Федерации, других войск, воинских формирований иорганов предусматривает своевременный учет тенденций измененияхарактера современных войн и вооруженных конфликтов, созданиеусловий для наиболее полной реализации боевых возможностей войск(сил), выработку требований к перспективным формированиям и новымсредствам вооруженной борьбы. 39. Повышение мобилизационной готовности Российской Федерацииосуществляется путем совершенствования планирования мер пообеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в РоссийскойФедерации и их реализации в необходимом объеме, своевременногообновления и поддержания на достаточном уровне военно-техническогопотенциала военной организации государства. Важнейшиминаправлениями совершенствования мобилизационной подготовки являютсяподготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектовРоссийской Федерации, экономики муниципальных образований, подготовка органов государственной власти, органов местногосамоуправления и организаций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач всоответствии с их предназначением и удовлетворению потребностейгосударства и нужд населения в военное время. 40. Готовность сил и средств гражданской обороныобеспечивается заблаговременно путем проведения мероприятий поподготовке к защите и по защите населения, материальных икультурных ценностей на территории Российской Федерации отопасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этихконфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного итехногенного характера. 41. Обеспечение обороны страны осуществляется на основаниипринципов рациональной достаточности и эффективности, в том числепутем применения методов и средств невоенного реагирования, механизмов дипломатии и миротворчества, расширения международноговоенного и военно-технического сотрудничества, контроля надвооружением и использования других международно-правовыхинструментов. Государственная и общественная безопасность 42. Стратегическими целями государственной и общественнойбезопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранениегражданского мира, политической и социальной стабильности вобществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера. 43. Основными угрозами государственной и общественнойбезопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб иорганизаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущербнациональным интересам; деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строяРоссийской Федерации, дестабилизацию работы органов государственнойвласти, уничтожение или нарушение функционирования военных ипромышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числепутем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опаснымивеществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушениябезопасности и устойчивости функционирования критическойинформационной инфраструктуры Российской Федерации; деятельность радикальных общественных объединений игруппировок, использующих националистическую ирелигиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международныхнеправительственных организаций, финансовых и экономическихструктур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства итерриториальной целостности Российской Федерации, дестабилизациювнутриполитической и социальной ситуации в стране, включаяинспирирование " цветных революций", разрушение традиционныхроссийских духовно-нравственных ценностей; деятельность преступных организаций и группировок, в том числетранснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатыхвеществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми; деятельность, связанная с использованием информационных икоммуникационных технологий для распространения и пропагандыидеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесенияущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности вобществе; преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономическойбезопасности; коррупция; стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанныес глобальным изменением климата, ухудшением технического состоянияобъектов инфраструктуры и возникновением пожаров. 44. Главными направлениями обеспечения государственной иобщественной безопасности являются усиление роли государства вкачестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупрежденияпреступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы стакими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечениягосударственной безопасности и правопорядка с гражданскимобществом, повышение доверия граждан к правоохранительной исудебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав изаконных интересов российских граждан за рубежом, расширениемеждународного сотрудничества в области государственной иобщественной безопасности. 45. Обеспечение государственной и общественной безопасностиосуществляется путем повышения эффективности деятельностиправоохранительных органов и специальных служб, органовгосударственного контроля (надзора), совершенствования единойгосударственной системы профилактики преступности, в первую очередьсреди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинги оценку эффективности правоприменительной практики), разработки ииспользования специальных мер, направленных на снижение уровнякриминализации общественных отношений. 46. Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивомуразвитию Российской Федерации и реализации стратегическихнациональных приоритетов. В этих целях реализуются Национальнаястратегия противодействия коррупции и национальные планыпротиводействия коррупции, в обществе формируется атмосферанеприемлемости данного явления, повышается уровень ответственностиза коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительнаяпрактика в указанной области. 47. В целях обеспечения государственной и общественнойбезопасности: совершенствуются структура и деятельность федеральных органовисполнительной власти, развивается система выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивнойдеятельности специальных служб и организаций иностранныхгосударств, наносящей ущерб национальным интересам, актовтерроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности идругих преступных посягательств на конституционный строй РоссийскойФедерации, права и свободы человека и гражданина, государственную ичастную собственность, общественный порядок и общественнуюбезопасность; создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальныхи межнациональных конфликтов, а также противодействия участиюроссийских граждан в деятельности преступных и террористическихгруппировок за рубежом; укрепляется режим безопасного функционирования, повышаетсяуровень антитеррористической защищенности организацийоборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектовжизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, другихкритически важных и потенциально опасных объектов; совершенствуется система выявления и анализа угроз винформационной сфере, противодействия им; принимаются меры для повышения защищенности граждан и обществаот деструктивного информационного воздействия со стороныэкстремистских и террористических организаций, иностранныхспециальных служб и пропагандистских структур; осуществляется комплексное развитие правоохранительных органови специальных служб, укрепляются социальные гарантии ихсотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержкаправоохранительной деятельности, принимаются на вооружениеперспективные специальные средства и техника, развивается системапрофессиональной подготовки специалистов в области обеспечениягосударственной и общественной безопасности; повышается социальная ответственность органов обеспечениягосударственной и общественной безопасности. 48. Обеспечение национальной безопасности в пограничномпространстве осуществляется путем развертывания на государственнойгранице Российской Федерации высокотехнологичных имногофункциональных пограничных комплексов и систем, повышенияэффективности пограничной деятельности, совершенствованиямежведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничногосотрудничества, активизации процесса международно-правовогооформления государственной границы и социально-экономическогоразвития приграничных территорий Российской Федерации. 49. Обеспечение национальной безопасности в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера, в области пожарной безопасностиосуществляется путем совершенствования и развития единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышенияэффективности реализации полномочий органов местного самоуправленияв области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологийпроизводства на потенциально опасных объектах и объектахжизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга ипрогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современныхтехнических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенностии готовности пожарно-спасательных сил, развития системы принятияпревентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайныхситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорнойдеятельности, проведения профилактических мероприятий, а такжепутем формирования культуры безопасности жизнедеятельностинаселения. Повышение качества жизни российских граждан 50. Стратегическими целями обеспечения национальнойбезопасности в области повышения качества жизни российских гражданявляются развитие человеческого потенциала, удовлетворениематериальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижениеуровня социального и имущественного неравенства населения преждевсего за счет роста его доходов. 51. Угрозами качеству жизни российских граждан являютсянеблагоприятная динамика развития экономики, отставание втехнологическом развитии, введение ограничительных экономическихмер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетныхассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населениюуслуг. 52. Повышение качества жизни граждан гарантируется за счетобеспечения продовольственной безопасности, большей доступностикомфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятныхусловий для повышения социальной мобильности, качества труда, егодостойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной итранспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильныхгрупп населения, достойного пенсионного обеспечения. 53. Для противодействия угрозам качеству жизни граждан органыгосударственной власти и органы местного самоуправления вовзаимодействии с институтами гражданского общества: совершенствуют защиту прав и свобод человека путем развитиязаконодательства, судебной и правоохранительной систем; содействуют росту благосостояния граждан, снижениюдифференциации населения по уровню доходов, сокращению бедности, втом числе путем развития пенсионной системы, социальной поддержкиотдельных категорий граждан, совершенствования системы социальногообслуживания; обеспечивают поддержку трудовой занятости населения, контрольза соблюдением трудовых прав работников, совершенствуют системузащиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовуюдеятельность лиц с ограниченными физическими возможностями; создают условия для стимулирования рождаемости, снижениясмертности населения, ведения здорового образа жизни, развитиямассового детско-юношеского спорта, организуют пропаганду здоровогообраза жизни; улучшают и развивают транспортную и жилищно-коммунальнуюинфраструктуры; принимают меры по защите населения от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера, а также по снижению риска ихвозникновения на территории Российской Федерации; обеспечивают развитие информационной инфраструктуры, доступность информации по различным вопросамсоциально-политической, экономической и духовной жизни общества, равный доступ к государственным услугам на всей территорииРоссийской Федерации, в том числе с использованием информационных икоммуникационных технологий; совершенствуют систему контроля за использованием бюджетныхассигнований и механизм государственно-частного партнерства в целяхповышения качества жизни граждан. 54. Обеспечение продовольственной безопасности осуществляетсяза счет: достижения продовольственной независимости РоссийскойФедерации; ускоренного развития и модернизации агропромышленного ирыбохозяйственного комплексов, пищевой промышленности иинфраструктуры внутреннего рынка; повышения эффективности государственной поддержкисельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения их доступана рынки сбыта продукции; развития племенного дела, селекции, семеноводства иаквакультуры (рыбоводства), формирования достаточных федеральныхфондов семян сельскохозяйственных растений (в том числе страховыхфондов семян), развития производства комбикормов, белково-витаминных, минеральных добавок и премиксов, ветеринарных(зоотехнических) препаратов; повышения плодородия почв, предотвращения истощения исокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий; недопущения бесконтрольного оборотагенно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных длявыпуска в окружающую среду, и продукции, полученной с применениемтаких организмов или содержащей их; совершенствования системы технического регулирования, санитарного и фитосанитарного надзора, контроля в областиобеспечения безопасности пищевых продуктов для здоровья человека; подготовки научных работников и высококвалифицированныхспециалистов в области сельского хозяйства. Экономический рост 55. Стратегическими целями обеспечения национальнойбезопасности являются развитие экономики страны, обеспечениеэкономической безопасности и создание условий для развитияличности, перехода экономики на новый уровень технологическогоразвития, вхождения России в число стран - лидеров по объемувалового внутреннего продукта и успешного противостояния влияниювнутренних и внешних угроз. 56. Главными стратегическими угрозами национальнойбезопасности в области экономики являются ее низкаяконкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой моделиразвития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы от действийнерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ееинформационной инфраструктуры, несбалансированность национальнойбюджетной системы, регистрация прав собственности в отношениизначительной части организаций в иностранных юрисдикциях, ухудшениесостояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасовстратегически важных полезных ископаемых, прогрессирующаятрудонедостаточность, сохранение значительной доли теневойэкономики, условий для коррупции и криминализациихозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции, неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальнойсистемы расселения. 57. Негативное воздействие на экономическую безопасностьоказывают введенные против Российской Федерации ограничительныеэкономические меры, глобальные и региональные экономическиекризисы, усиление недобросовестной конкуренции, неправомерноеиспользование юридических средств, нарушение стабильности тепло- иэнергоснабжения субъектов национальной экономики, а в перспективебудет оказывать также дефицит минерально-сырьевых, водных ибиологических ресурсов. 58. Обеспечение экономической безопасности осуществляетсяпутем развития промышленно-технологической базы и национальнойинновационной системы, модернизации и развития приоритетныхсекторов национальной экономики, повышения инвестиционнойпривлекательности Российской Федерации, улучшения делового климатаи создания благоприятной деловой среды. Важнейшими факторамиобеспечения экономической безопасности являются повышениеэффективности государственного регулирования экономики в целяхдостижения устойчивого экономического роста, повышениепроизводительности труда, освоение новых ресурсных источников, стабильность функционирования и развития финансовой системы, повышение ее защищенности, валютное регулирование и контроль, накопление финансовых резервов, сохранение финансовой стабильности, сбалансированности бюджетной системы, совершенствованиемежбюджетных отношений, преодоление оттока капитала иквалифицированных специалистов, увеличение объема внутреннихсбережений и их трансформация в инвестиции, снижение инфляции.Кроме того, необходимы активные меры по борьбе с коррупцией, теневой и криминальной экономикой, а также по государственнойзащите российских производителей, осуществляющих деятельность вобласти военной, продовольственной, информационной и энергетическойбезопасности. 59. Для обеспечения экономической безопасности основные усилиянаправлены на устранение дисбалансов в экономике, территориальномразвитии, развитии рынка труда, транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктурах, формирование новойгеографии экономического роста, новых отраслей экономики, центровпромышленности, науки и образования, активизацию фундаментальных иприкладных научных исследований, повышение качества общего, профессионального и высшего образования, совершенствованиенациональных инвестиционных и финансовых институтов, стимулированиемиграции производства из других стран в Россию. 60. Одним из главных направлений обеспечения национальнойбезопасности в области экономики на долгосрочную перспективуявляется повышение уровня энергетической безопасности, котораявключает в себя устойчивое обеспечение внутреннего спроса наэнергоносители стандартного качества, рост энергоэффективности иэнергосбережения, конкурентоспособности отечественныхэнергетических компаний и производителей энергоресурсов, предотвращение дефицита топливно-энергетических ресурсов, созданиестратегических запасов топлива, резервных мощностей, производствокомплектующего оборудования, стабильное функционирование системэнерго- и теплоснабжения. 61. Необходимыми условиями обеспечения энергетическойбезопасности являются повышение эффективности государственногоуправления топливно-энергетическим комплексом, надежность ибесперебойность поставок энергоресурсов потребителям, обеспечениетехнологического суверенитета страны на мировом энергетическомрынке, внедрение перспективных энергосберегающих иэнергоэффективных технологий, повышение степени переработкиэнергоресурсов, недопущение дискриминации российских поставщиковэнергоносителей на зарубежных рынках и российских добывающихкомпаний при освоении месторождений углеводородов за пределамиРоссийской Федерации, противодействие попыткам ряда государстврегулировать рынки энергоресурсов исходя из политической, а неэкономической целесообразности, разработка перспективныхэнергосберегающих технологий и международный обмен ими. 62. В целях противодействия угрозам экономической безопасностиорганы государственной власти и органы местного самоуправления вовзаимодействии с институтами гражданского общества реализуютгосударственную социально-экономическую политику, предусматривающую: обеспечение устойчивости макроэкономической ситуации, стимулирование темпов роста экономики, превышающих аналогичныепоказатели развитых государств, поддержку реального сектораэкономики; повышение эффективности и качества государственного управленияэкономикой, снижение издержек и неэффективных бюджетных расходов, борьбу с нецелевым использованием и хищением государственныхсредств, коррупцией, повышение эффективности управленияпринадлежащими государству активами; укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля, оптимизацию валютногорегулирования и контроля, снижение инфляции, развитие национальнойинфраструктуры финансовых рынков, снижение банковских ставок, повышение уровня прямых инвестиций, доступности кредитования засчет " длинных" денег, привлечение внутренних накоплений, деофшоризацию экономики, возврат российского капитала и сокращениеего вывоза за рубеж; обеспечение сбалансированности бюджетной системы исовершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации; повышение привлекательности российской юрисдикции, совершенствование условий для предпринимательской деятельности, развитие конкуренции, выработку новых подходов к деятельностиорганов государственного контроля (надзора), обеспечениестабильности налоговой и правовой систем, гарантированную защитуправа частной собственности и выполнения договоров; осуществление рационального импортозамещения, снижениекритической зависимости от зарубежных технологий и промышленнойпродукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса ифармацевтической промышленности; развитие новых высокотехнологичных отраслей, укреплениепозиций в области освоения космоса, ядерной энергетики, возвращениелидерства в традиционных промышленных отраслях (тяжелоемашиностроение, авиа- и приборостроение), восстановлениеэлектронной и легкой промышленности, судо- и станкостроения, атакже системы статистической оценки уровня технологическогосостояния отраслей экономики; развитие оборонно-промышленного комплекса страны как двигателямодернизации промышленного производства, обновлениепроизводственной базы организаций оборонно-промышленного комплексана новой технологической основе, совершенствование их кадровогопотенциала и выпуск ими востребованной продукции гражданскогоназначения; создание стратегических резервов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нуждРоссийской Федерации и потребностей экономики страны надолгосрочную перспективу; формирование единого транспортного пространства на базесбалансированного опережающего развития эффективной транспортнойинфраструктуры и роста уровня транспортной связности РоссийскойФедерации, создание транспортных коридоров и мультимодальныхтранспортно-логистических узлов, увеличение объема и повышениекачества дорожного строительства; расширение использования инструментов государственно-частногопартнерства для решения стратегических задач развития экономики, завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур, особенно в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развития Северного морскогопути, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожныхмагистралей; стимулирование развития малого и среднего предпринимательствав производственной сфере путем снижения расходов, связанных сначалом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапестановления за счет снижения налоговой нагрузки, созданиябизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формированияспроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступак закупкам государственных компаний, участия в реализации крупныхпроектов; сокращение неформальной занятости и легализацию трудовыхотношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала; обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовыхмигрантов, в том числе иностранных граждан, с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, совершенствованиемиграционного учета, обоснованное территориальное распределениетрудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовыхресурсах; развитие международных деловых контактов, привлечениеиностранных инвестиций и технологий, реализацию совместныхпроектов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулироватьмировые рынки исходя из их политических и экономических интересов. 63. Укреплению экономической безопасности способствуетсовершенствование государственного управления на основе документовстратегического планирования Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации и макрорегионов. 64. Стабильное состояние национальной безопасности нарегиональном уровне обеспечивается путем сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации, расширения и укрепления хозяйственных связей между ними. 65. Одним из главных направлений обеспечения национальнойбезопасности на региональном уровне (на среднесрочную перспективу)является создание механизма сокращения уровня межрегиональнойдифференциации в социально-экономическом развитии субъектовРоссийской Федерации путем сбалансированного территориальногоразвития страны, устранения инфраструктурных ограничений, введениямеханизма координации размещения транспортной, инженерной исоциальной инфраструктур всех уровней, совершенствования системыстратегического и территориального планирования, обеспечениявзаимной согласованности отраслевого и территориального развития, совершенствования национальной системы расселения и системыразмещения производительных сил на территории Российской Федерации. 66. В долгосрочной перспективе устранить угрозы национальнойбезопасности, связанные с диспропорцией развития регионов России, целесообразно путем стимулирования самостоятельного экономическогоразвития субъектов Российской Федерации и их кооперации, повышенияинвестиционной и предпринимательской активности, укреплениябюджетной обеспеченности, совершенствования межбюджетных отношений, расширения количества центров экономического роста, в том числетерриторий опережающего социально-экономического развития. Наука, технологии и образование 67. Стратегическими целями обеспечения национальнойбезопасности в области науки, технологий и образования являются: развитие системы научных, проектных и научно-технологическихорганизаций, способной обеспечить модернизацию национальнойэкономики, реализацию конкурентных преимуществ РоссийскойФедерации, оборону страны, государственную и общественнуюбезопасность, а также формирование научно-технических заделов наперспективу; повышение социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всехкатегорий граждан, а также развитие фундаментальных научныхисследований. 68. Факторами, негативно влияющими на национальнуюбезопасность в области науки, технологий и образования, являютсяотставание в развитии высоких технологий, зависимость от импортныхпоставок научного, испытательного оборудования, приборов иэлектронных компонентов, программных и аппаратных средстввычислительной техники, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособныхотечественных технологий, необоснованные односторонние санкции вотношении российских научных и образовательных организаций, недостаточное развитие нормативно-правовой базы, неэффективнаясистема стимулирования деятельности в области науки, инноваций ипромышленных технологий, снижение престижа профессий преподавателяи инженера, уровня социальной защищенности работниковинженерно-технического, профессорско-преподавательского инаучно-педагогического состава, качества общего, среднегопрофессионального и высшего образования. 69. Одним из главных направлений обеспечения национальнойбезопасности в области науки, технологий и образования являетсяповышение уровня технологической безопасности, в том числе винформационной сфере. Для этого совершенствуется государственнаяинновационная и промышленная политика, федеральная контрактнаясистема и система государственного заказа на подготовкувысококвалифицированных специалистов и рабочих, получаютприоритетное развитие фундаментальная и прикладная наука, образование, развивается государственно-частное партнерство вобласти науки и технологий, создаются условия для интеграции науки, образования и промышленности, проводятся системные исследования винтересах решения стратегических задач военной, государственной иобщественной безопасности, устойчивого развития страны. 70. Для решения задач национальной безопасности в областинауки, технологий и образования необходимы: комплексное развитие научного потенциала, восстановлениеполного научно-производственного цикла - от фундаментальных научныхисследований до внедрения достижений прикладной науки впроизводство в соответствии с приоритетамисоциально-экономического, научного и научно-технологическогоразвития Российской Федерации; развитие национальной инновационной системы, стимулирование иподдержка развития рынка инноваций, наукоемкой продукции, в томчисле наукоемкой продукции с высокой добавочной стоимостью; формирование системы фундаментальных и прикладных научныхисследований и ее государственная поддержка в интересахорганизационно-научного обеспечения реализации стратегическихнациональных приоритетов; развитие перспективных высоких технологий (генная инженерия, робототехника, биологические, информационные и коммуникационные, когнитивные технологии, нанотехнологии, природоподобныеконвергентные технологии); развитие взаимодействия образовательных организаций инаучно-исследовательских центров с промышленными предприятиями, расширение практики софинансирования государством и субъектамипредпринимательства долгосрочных фундаментальных научныхисследований и программ с длительными сроками реализации; повышение качества подготовки научных работников, инженеров, технических специалистов, способных решать задачи модернизациироссийской экономики на основе технологических инноваций, обеспечить развитие науки и образования, разработкуконкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организацию наукоемкого производства; развитие системы среднего профессионального образования вцелях подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лучшимимировыми стандартами и передовыми технологиями; создание благоприятных условий для научной деятельности; обеспечение лидирующих позиций России в областифундаментального математического образования, физики, химии, биологии, технических наук, гуманитарных и социальных наук; развитие междисциплинарных исследований; повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственныхграждан России на основе традиционных российскихдуховно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также впрофилактике экстремизма и радикальной идеологии; повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий; развитие системы поддержки талантливых детей, внешкольногодополнительного образования, детского технического ихудожественного творчества, решение проблем переполненностиобщеобразовательных организаций; активное развитие международных связей в области науки иобразования, наращивание экспорта качественных образовательныхуслуг, прежде всего в государства - участники СодружестваНезависимых Государств, повышение привлекательности образования нарусском языке на мировом рынке образовательных услуг. Здравоохранение 71. Развитие здравоохранения и укрепление здоровья населенияРоссийской Федерации является важнейшим направлением обеспечениянациональной безопасности, для реализации которого проводитсядолгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровьяграждан. Стратегическими целями такой политики являются: увеличение продолжительности жизни, снижение уровняинвалидности и смертности населения, увеличение численностинаселения; повышение доступности и качества медицинской помощи; совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечениесвязанных с этими правами государственных гарантий. 72. Угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровьяграждан являются возникновение эпидемий и пандемий, массовоераспространение таких заболеваний, как онкологические, сердечно-сосудистые, эндокринологические, ВИЧ-инфекции, туберкулез, наркомания и алкоголизм, увеличение случаев травм и отравлений, доступность психоактивных и психотропных веществ для незаконногопотребления. 73. Факторами, негативно влияющими на национальнуюбезопасность в сфере охраны здоровья граждан, являются недостатки вреализации государственной политики в сфере охраны здоровья гражданв части, касающейся обеспечения доступности медицинской помощи иреализации гарантий ее оказания населению, несовершенстводействующей системы медицинского страхования, недостаточноефинансирование системы высокотехнологичной медицинской помощи инизкий уровень квалификации медицинских работников, не полностьюсформированная нормативно-правовая база в указанной сфере. 74. Цели государственной политики в сфере охраны здоровьяграждан заключаются в профилактике заболеваний, предотвращениироста заболеваний, представляющих опасность для окружающих, повышении доступности для населения медицинской помощи, повышенииэффективности и качества медицинских услуг, снижении уровняинвалидности, разработке и внедрении новых медицинских технологий илекарственных средств. Для реализации государственной политики вэтой сфере необходимо сформировать долговременную стратегиюразвития системы охраны здоровья граждан, усовершенствоватьорганизационные основы здравоохранения и управления им, уточнитьполномочия и ответственность в сфере охраны здоровья гражданфедеральных органов государственной власти, органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления, определить порядок взаимодействия органовуправления здравоохранением, а также создать национальныенаучно-практические медицинские центры для профилактики и лечениясоциально значимых заболеваний. 75. В целях противодействия угрозам в сфере охраны здоровьяграждан органы государственной власти и органы местногосамоуправления во взаимодействии с институтами гражданскогообщества обеспечивают: выполнение государственных гарантий бесплатного оказаниягражданам медицинской помощи, повышение финансовой устойчивостисистемы обязательного медицинского страхования и завершение ееперехода на страховые принципы; повышение эффективности нормативно-правового регулирования вобласти лицензирования медицинских услуг, контроль качества работымедицинских организаций, внедрение единых критериев оценки работылечебно-профилактических учреждений на уровне субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований; развитие профилактической медицины и первичноймедико-санитарной помощи, внедрение новых организационных формоказания медицинской помощи, в том числе в сельской местности итруднодоступных местностях; повышение эффективности оказания специализированной, в томчисле высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числескорой специализированной, медицинской помощи, совершенствованиеорганизации медицинской эвакуации; развитие службы охраны материнства и детства; развитие паллиативной медицинской помощи, в том числе детям; развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также создание основ персонализированноймедицины; ускоренное развитие фундаментальных и прикладных научныхисследований в интересах здравоохранения, а также внедрение ихрезультатов; внедрение современных информационных и коммуникационныхтехнологий; создание условий для развития фармацевтической отрасли, преодоления ее сырьевой и технологической зависимости от зарубежныхпоставщиков, а также доступность качественных, эффективных ибезопасных лекарственных средств; развитие системы мониторинга биологической обстановки натерритории Российской Федерации; развитие медицинской реабилитации населения исовершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числедетей; подготовку специалистов в сфере охраны здоровья граждан вдостаточном количестве, повышение качества такой подготовки, атакже создание системы непрерывного медицинского образования; возрождение традиций милосердия; широкое внедрение инструментов государственно-частногопартнерства в сфере охраны здоровья граждан; повышение конкурентоспособности российского здравоохранения намировом рынке. Культура 76. Стратегическими целями обеспечения национальнойбезопасности в области культуры являются: сохранение и приумножение традиционных российскихдуховно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народовРоссийской Федерации, единого культурного пространства страны; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурномпространстве. 77. Основой общероссийской идентичности народов РоссийскойФедерации является исторически сложившаяся система единыхдуховно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а такжесамобытные культуры многонационального народа Российской Федерациикак неотъемлемая часть российской культуры. 78. К традиционным российским духовно-нравственным ценностямотносятся приоритет духовного над материальным, защита человеческойжизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служениеОтечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единствонародов России, преемственность истории нашей Родины. 79. Угрозами национальной безопасности в области культурыявляются размывание традиционных российских духовно-нравственныхценностей и ослабление единства многонационального народаРоссийской Федерации путем внешней культурной и информационнойэкспансии (включая распространение низкокачественной продукциимассовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение ролирусского языка в мире, качества его преподавания в России и зарубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры. 80. Для достижения стратегических целей обеспечениянациональной безопасности в области культуры реализуютсягосударственная культурная политика и государственная национальнаяполитика, которые направлены на укрепление и приумножениетрадиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечениенациональной, религиозной, расовой терпимости, на воспитаниевзаимного уважения народов Российской Федерации, а также наразвитие межнациональных и межрегиональных культурных связей.Усиливается координация деятельности заинтересованных федеральныхорганов исполнительной власти и Российской академии наук пореализации государственной культурной политики. 81. Особое значение для укрепления национальной безопасности вобласти культуры имеет проведение государственной политики пореализации функции русского языка как государственного языкаРоссийской Федерации, средства обеспечения государственнойцелостности страны и межнационального общения народов РоссийскойФедерации, основы развития интеграционных процессов напостсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых икультурных потребностей соотечественников за рубежом. Россияреализует программы поддержки изучения русского языка и культуры вгосударствах - участниках Содружества Независимых Государств дляускорения процессов евразийской интеграции. 82. Укреплению национальной безопасности в области культурыспособствуют: признание первостепенной роли культуры в сохранении иприумножении традиционных российских духовно-нравственных икультурных ценностей, укреплении единства многонационального народаРоссийской Федерации; обеспечение культурного суверенитета Российской Федерациипосредством принятия мер по защите российского общества от внешнейидейно-ценностной экспансии и деструктивногоинформационно-психологического воздействия, осуществление контроляв информационной сфере и недопущение распространения продукцииэкстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости; создание системы духовно-нравственного и патриотическоговоспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственногоразвития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности; улучшение материально-технической базы организаций культуры, создание условий для организации досуга, стимулирования творческогоразвития и художественного образования граждан; развитие внутреннего культурно-познавательного туризма; формирование государственного заказа на созданиекинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм иинтернет-ресурсов; усиление государственного контроля за состоянием объектовкультурного наследия (памятников истории и культуры), повышениеответственности за нарушение требований их сохранения, использования и государственной охраны; совершенствование системы подготовки специалистов в областиистории и культуры, а также их социального обеспечения; развитие общей гуманитарной иинформационно-телекоммуникационной среды на территориях государствучастников Содружества Независимых Государств и в сопредельныхрегионах; использование культурного потенциала России в интересахмногостороннего международного сотрудничества. Экология живых систем и рациональное природопользование 83. Стратегическими целями обеспечения экологическойбезопасности и рационального природопользования являются: сохранение и восстановление природных систем, обеспечениекачества окружающей среды, необходимого для жизни человека иустойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельностив условиях возрастающей экономической активности и глобальныхизменений климата. 84. На состояние экологической безопасности негативное влияниеоказывают истощение запасов минерально-сырьевых, водных ибиологических ресурсов, в том числе в результате неэффективного и" хищнического" природопользования, преобладание в экономикедобывающих и ресурсоемких отраслей, большой удельный вес теневойэкономики в сфере использования природных ресурсов, наличиеэкологически неблагополучных территорий, характеризующихся высокойстепенью загрязнения и деградации природных комплексов. Проблемы вобласти экологии обостряются в связи с наличием значительногоколичества экологически опасных производств, нехваткой мощностей поочистке атмосферных выбросов, промышленных и городских сточных вод, по обработке, обезвреживанию, утилизации, размещению и переработкетвердых отходов производства и потребления, а также в связи сзагрязнением окружающей среды, вызванным трансграничным переносомтоксичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний ирадиоактивных веществ с территорий других государств. Усилениюдействия этих факторов способствует недостаточная эффективностьгосударственного контроля за состоянием окружающей среды исоблюдением экологических нормативов хозяйствующими субъектами, атакже низкий уровень экологического образования и экологическойкультуры населения. 85. Достижение стратегических целей экологической безопасностии рационального природопользования осуществляется путемформирования и реализации долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологическогопотенциала Российской Федерации, повышение уровня экологическогообразования и экологической культуры граждан. 86. В целях противодействия угрозам в области экологическойбезопасности и рационального природопользования органыгосударственной власти и органы местного самоуправления вовзаимодействии с институтами гражданского общества принимают меры, направленные: на стимулирование внедрения инновационных технологий иразвития экологически безопасных производств; на развитие индустрии утилизации и вторичного использованияотходов производства и потребления; на создание удовлетворяющих современным экологическимстандартам полигонов для размещения, утилизации и переработкитвердых отходов производства и потребления; на строительство и модернизацию очистных сооружений, а такжевнедрение технологий по снижению объема выбросов вредных веществ источных вод; на повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидациинегативных экологических последствий техногенных катастроф и иныхчрезвычайных ситуаций; на ликвидацию вредных последствий антропогенного воздействияна окружающую среду, а также на реабилитацию территорий иакваторий, загрязненных в результате такого воздействия, в томчисле при осуществлении военной деятельности; на минимизацию ущерба, причиняемого окружающей среде приразведке и добыче полезных ископаемых, и рекультивацию нарушенныхземель; на развитие системы государственного экологического контроля инадзора, государственного мониторинга окружающей среды, животного ирастительного мира, земельных ресурсов, на осуществление контролярадиационно, химически и биологически опасных отходов, обеспечениесоблюдения санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиеническихстандартов в отношении питьевой воды, атмосферного воздуха и почв; на повышение требований экологических стандартов и созданиесистемы экологических фондов; на развитие системы особо охраняемых природных территорий, втом числе морских, сохранение редких и исчезающих видов растений иживотных, уникальных природных ландшафтов и живых систем; на развитие международного сотрудничества в области охраныокружающей среды, в том числе в целях снижения экологических рисковна приграничных территориях Российской Федерации. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство 87. Обеспечению национальных интересов способствует активнаявнешняя политика Российской Федерации, направленная на созданиестабильной и устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право и основанной на принципахравноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние делагосударств, взаимовыгодного сотрудничества, политическогоурегулирования глобальных и региональных кризисных ситуаций. Вкачестве центрального элемента такой системы международныхотношений Россия рассматривает Организацию Объединенных Наций и ееСовет Безопасности. 88. Российская Федерация наращивает взаимодействие спартнерами в рамках БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), РИК (Россия, Индия, Китай), Шанхайской организации сотрудничества, форума " Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", " Группы двадцати" и других международных институтов. 89. Развитие отношений двустороннего и многостороннегосотрудничества с государствами - участниками СодружестваНезависимых Государст
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подбор и реферирование литературных источников по теме контрольной работы | К истории развития предмета социологии




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.