Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А






Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек». Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры, А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».

Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг. в развитии страны имели место и негативные явления, неизбежно свойственные любой стране в период крупных социально-политических потрясений. Они оказали деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной девальвацией ценностей старшего поколениям, и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия — среди стран, лидирующих по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.

Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная — обогащение и успех любой ценой.

Неопределенность и невыраженность базовой системы ценностных ориентиров, которые объединяют россиян в единую историческо-культурную и социальную общность, недоверие многих людей друг к другу, обществу, бизнесу и государству, сложившееся в 90-е гг. неверие в себя, приводят к тому, что Россия даже в глазах значительной части своих граждан не является привлекательной для жизни страной. По данным Института социологии РАН, часто отождествляют себя с россиянами 35% респондентов, 50% — иногда, 15% имеют отрицательную гражданскую идентичность1. До сих пор многие россияне в полной мере не ощущают себя гражданами России, т.е. не обладают полноценной российской идентичностью, а каждый шестой относится к своей стране негативно.

Одна из причин такого положения в том, что не завершен процесс формирования системы общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.

Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе и его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, культуры и общества. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.

Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности военно - патриотического направления в 1 классе «Я - патриот Родины»

Нормативно-правовой и документальной основой Программы «Я – патриот Родины» являются ПРОГРАММА воспитания школьников " Я гражданин России" (разработана творческой группой педагогов средней школы №27 г. Старого Оскола совместно с Старооскольским городским институтом усовершенствования учителей), Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Федеральная целевая программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2006-2010 гг.”, послание Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 года, Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнаукн России от 11.12.2006 №06-1844

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цельвоспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Цель программы:

создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:

В области формирования личностной культуры:

· формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

· укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

· формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

· формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

· принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

· осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

· формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

· формирование основ российской гражданской идентичности;

· пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

· формирование патриотизма и гражданской солидарности;

· развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

· укрепление доверия к другим людям;

· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

· становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

· формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

· формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

· формирование отношения к семье как к основе российского общества;

· формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

· знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

§ ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике, русскому языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

§ элементарные представления: о государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

§ первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

§ начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

· начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

§ ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

§ ценностное и творческое отношение к учебному труду;

§ трудолюбие;

элементарные представления о различных профессиях;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

§ первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

§ ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

§ первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

§ первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

§ знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

§ ценностное отношение к природе;

§ первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

§ первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

§ первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

§ первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

§ элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

Программа рассчитана на 66 часов в год (2ч в неделю)

Формы организации внеурочной деятельности:

· Классные часы;

· Беседы, викторины;

· Коллективные творческие дела;

· Смотры-конкурсы, выставки;

· Экскурсии, поездки, походы;

· Трудовые дела;

· Тренинги

· Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

· Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

· Ролевые игры

· Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Результатами программы станет: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем, патриотическое сознание – любовь к своей Родине, постоянная готовность к ее защите, чувство гордости за свой народ свою Родину.


Календарно – тематическое планирование

№ п/п Дата планир. Дата фактич. Наименование раздела и тем Часы учебного времени Примечание
      1 четверть(8ч)    
      Моё Я. (1ч)    
1. 07.09   Урок доброты. Поговорим о жадности.   Кл часы по нравств вос – нию 1 класс Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – с. 15-22
      Я и моя страна (1ч)    
2. 14.09   Наш край – Белгородчина. Животный мир Белгородчины. (игра Что? Где? Когда?).    
      Я и моя планета (1ч)    
3. 21.09   Экскурсия. Осень – рыжая подружка. Конкурс рисунков “Природа – наш дом! ”. Прослушивание произведений П. И. Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года»    
      Я и семья (1ч)    
4. 28.09   Игрушки наших родителей.    
      Моё здоровье (1ч)    
5. 05.10   Тренинг. Ни капельки не страшно! Я учусь управлять своим телом.   Кл часы по нравств вос – нию 1 класс Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – с. 53 - 56
      Моё Я (2ч)    
6. 12.10   Урок – практикум. Перемена с увлечением. Час игры.   Кл часы по нравств вос – нию 1 класс Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – с. 119-128
7. 19.10   В гости к нам портфель пришел. Каждой вещи своё место.   Кл часы по нравств вос – нию 1 класс Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – с. 46-52
      Я и культура (1ч)    
8. 26.10   Волшебный мир музыки. Ложки деревенские    
      2 четверть (8ч)    
      Я и моя страна (1ч)    
9. 09.11   Азбука прав ребенка. Мы и наши права. Просмотр и обсуждение мультфильма «Ивашка из Дворца пионеров». Викторина «Права литературных героев»    
      Я и моя планета (2ч)    
10. 16.11.   Бездомные животные    
11. 23.11   Будем друзьями птиц. Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая Шейка» по произведению Д. Н. Мамина Сибиряка    
      Моё Я (2ч)    
12. 30.11   Тренинг. Гнев – это нормально!    
13. 07.12   Мы общаемся. Кто я такой. Вместе мы – команда. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: учимся договариваться   Кл часы по нравств вос – нию 1 класс Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – с. 73-79
      Я и моя планета (1ч)    
14. 14.12   Зимние загадки. Просмотр и обсуждение мультфильма «Зима в Простоквашино».    
      Я и семья (1ч)    
15. 21.12   Письмо Деду Морозу. Подарки всей семье. Подари мне, подари…Просмотр и обсуждение мультфильма «Снеговик – почтовик»   Кл часы по нравств вос – нию 1 класс Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – с. 37-40
      Я и культура (1ч)    
16. 28.12   Библиотечный урок-игра " В гостях у деда Всеведа и у бабушки Забавушки"    
      3 четверть (11ч)    
      Я и моя страна (1ч)    
17. 11.01   Я – гражданин большой страны    
      Я и моя планета (1ч)    
18. 18.01   Охрана первоцветов. Я и планета Земля.   Кл часы по нравств вос – нию 1 класс Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – с. 178-188
      Я и семья (2ч)    
19. 25.01   Счастье – это когда тебя понимают. Просмотр и обсуждение мультфильма «Карлсон, который живет на крыше…» по произведению Астрид Лингрен.    
20. 01.02   Моя семья. Уважай старших.   Кл часы по нравств вос – нию 1 класс Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – с. 80-83
      Моё Я. (2ч)    
21. 08.02   Мы и наш класс. Мы вместе    
22. 22.02   Не надо кричать на человека! Школа общения. Добрым быть совсем непросто…   Кл часы по нравств вос – нию 1 класс Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – с. 172-177
      Я и семья (1ч)    
23. 01.03   Конкурс стихов о маме. Прослушивание стихотворений о маме.    
      Моё Я. (1ч)    
24. 15.03   Тренинг. Правила честного спора. Путешествие в страну Вежливость.   Кл часы по нравств вос – нию 1 класс Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – с. 61-66
      Я и культура (1ч)    
25. 22.03   Богатыри земли Русской. Просмотр и обсуждение мультфильма «Добрыня Никитич и Тугарин Змей»    
      Моё здоровье (1ч)    
26. 15.03   Тренинг. Эмоции и чувства. Я учусь управлять своими эмоциями. Просмотр и обсуждение мультфильма «Ох и Ах»   Кл часы по нравств вос – нию 1 класс Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – с. 57-60
      Я и семья (1ч)    
27. 22.03   Кем быть? Все работы хороши – выбирай на вкус.    
      IV четверть (7 ч)    
      Я и моя страна (2ч)    
28. 05.04   Герб. Гимн. Флаг.    
      Моё здоровье (1ч)    
29. 12.04   Путешествие в страну здоровья. О чистоте и опрятности.   Кл часы по нравств вос – нию 1 класс Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – с. 41-45
      Я и моя планета (1ч)    
30. 19.04   Неизвестный космос. Игра – путешествие «Мы все хотим побывать на Луне»    
      Я и культура (1ч)    
31. 26.04   Выдающиеся русские художники    
      Я и моя страна (1ч)    
32. 10.05   Память бережно храним    
      Я и культура (1ч)    
33. 17.05   Как вести себя в гостях. Мы идем в гости. Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть. Вежливые слова.   Кл часы по нравств вос – нию 1 класс Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – с. 130 - 138
      Я и моя планета (1ч)    
34. 24.05   Что такое лето? Правила поведения летом. Правила поведения в природе.    

Содержание программы:

Программа “Я – патриот Родины” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования патриота своей Родины.

1. Мое “Я” (18ч) - формирование гражданского отношения к себе.

2. “Я и моя страна” (15ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.

3. “Я и моя планета” (13ч) - формирование патриотического отношения к родной планете Земля, экологическое воспитание.

4. “Я и культура” (8ч) - формирование гражданского отношения к культурно-историческим произведениям искусства и их понимание значимости в жизни каждого гражданина. Воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей.

5. “Мое здоровье” (6ч) - формирование физических и морально-волевых качеств.

6. “Я и семья” (6ч) - формирование гражданского отношения к семье.

Формы и средства контроля:

1. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой (приложение 1)

2. Анкета «Необитаемый остров» (приложение 2)

3. Изучение самооценки личности младшего школьника (приложение 3)

4. Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) (приложение4)

Учебно – методические средства обучения:

Литература

1. И.А. Атапов, М.А. «Мы патриоты!», Москва «Вако» - 2006.

2. Казаева Е.А. «Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста», Екатеринбург, 2000

3. Н.А. Максимов «Спутник классного руководителя», Волгоград, Учитель, 2007

4. Субботина М. «Формирование ценностей отношений: авторский подход» Учитель 2002, №2, с. 36-40

5. Журналы: «Классный руководитель: №3 2007, №8 2006, №1 2006, №3 2006»

Оборудование и приборы:

1. Проектор

2. Экран

3. Персональный компьютер

4. Предметные и сюжетные картинки






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.