Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






При­мер па­рал­лель­но­го со­еди­не­ния нер­в­ных во­ло­кон






Рас­смо­т­рим при­мер c ав­то­ка­та­ст­ро­фой, упо­мя­ну­тый По­ли­це­ром: ес­ли па­рал­лель­но со­еди­нить нер­в­ные во­лок­на пяти ор­га­нов чувств по­пав­шего под ав­то­бус че­ло­ве­ка к моз­гу дру­гого че­ло­ве­ка, к при­ме­ру Джор­д­жа По­ли­це­ра, то во вре­мя столк­но­ве­ния ав­то­бу­са и че­ло­ве­ка, По­ли­цер, на­хо­дя­щий­ся до­ма, то­же столк­нет­ся с ав­то­бу­сом. Точ­нее, По­ли­цер почув­ст­вует все то, что чув­ст­ву­ет че­ло­век, по­пав­ший в ава­рию, по­доб­но двум му­зы­каль­ным ко­лон­кам, из­да­ю­щим оди­на­ко­вую му­зы­ку. По­ли­цер, на­хо­дясь до­ма, услы­шит звук тор­мо­зов, по­чув­ст­ву­ет удар ав­то­бу­са, боль сло­ман­ной ру­ки, кро­во­то­ча­щую ра­ну, опе­ра­ци­он­ную, обес­си­лен­ную в гип­се ру­ку.

И все, к ко­му бу­дут под­со­е­ди­не­ны нер­в­ные во­лок­на по­тер­пев­ше­го, пе­ре­жи­вут эту ка­та­ст­ро­фу от на­ча­ла до кон­ца, как и По­ли­цер. Ес­ли по­тер­пев­ший впа­дет в ко­ма­тоз­ное со­сто­я­ние(ко­му), то и с ос­таль­ны­ми про­изой­дет то же са­мое. Бо­лее того, под воз­дей­ст­ви­ем не­пре­рыв­ных по­дач сиг­на­лов при­бо­ром, за­пи­сав­шим вос­при­ятия этой ав­то­ка­та­ст­ро­фы, любой из них так­же не­пре­рыв­но бу­дет стал­ки­вать­ся с ав­то­бу­сом.

В та­ком слу­чае, ка­кой из ав­то­бу­сов су­ще­ст­ву­ет на са­мом де­ле? У ма­те­ри­а­ли­сти­че­ской фи­ло­со­фии нет ло­гич­ного от­вета на этот во­п­рос. Вер­но то, что все ка­та­ст­ро­фы на са­мом де­ле про­ис­хо­дят в со­з­на­нии человека.

Ана­ло­гич­ная си­ту­а­ция с тор­том, ко­то­рый мы едим, и кам­нем, ко­то­рый пи­на­ем. Ес­ли нер­в­ные во­лок­на ор­га­нов чувств Эн­гель­са, съев­ше­го торт и по­чув­ст­во­вав­шего сы­тость, па­рал­лель­но со­еди­нить к моз­гу дру­го­го че­ло­ве­ка, то вто­рой то­же по­чув­ст­ву­ет сы­тость. А со­е­ди­нив нер­в­ные во­лок­на ма­те­ри­а­ли­ста Джон­со­на, пнув­шего ка­мень и по­чув­ст­во­вав­ше­го боль, к дру­го­му че­ло­ве­ку, мы убе­дим­ся в том, что последний то­же пнул ка­мень и по­чув­ст­во­вал боль.

Так ка­кой же торт или ка­мень яв­ля­ют­ся дей­ст­ви­тель­но­стью? И на этот во­п­рос ма­те­ри­а­ли­сти­че­ская фи­ло­со­фия не мо­жет дать ра­зум­но­го от­ве­та. Един­ст­вен­но пра­виль­ный и не­ос­по­ри­мый от­вет та­ков: и Эн­гельс, и дру­гой че­ло­век съе­ли торт и по­чув­ст­во­ва­ли сы­тость в со­з­на­нии. И Джон­сон, и дру­гой че­ло­век так­же пе­ре­жи­ли об­сто­я­тель­ст­ва с кам­нем в со­з­на­нии.

Вне­сем в при­ме­ры По­ли­це­ра не­ко­то­рые из­ме­не­ния и со­еди­ним нер­в­ные во­лок­на По­ли­це­ра к по­стра­дав­ше­му в ав­то­ка­та­ст­ро­фе. А нер­в­ные во­лок­на по­стра­дав­шего – к По­ли­це­ру. По­ли­цер, на­хо­дящий­ся до­ма, по­па­дет в ава­рию, а по­стра­дав­ший, не­смо­т­ря на всю серьезность полученной травмы, бу­дет ощу­щать се­бя до­ма. То же са­мое при­ме­ни­мо и для при­ме­ров с тор­том и кам­нем.

Из всего этого сле­ду­ет, что че­ло­век не спо­со­бен вый­ти за пре­де­лы сво­их ощу­ще­ний. А зна­чит, даже при от­сут­ст­вии те­ла и ма­те­рии во­к­руг нас, все мож­но уви­деть по­сред­ст­вом ду­ши че­ло­ве­ка. Че­ло­век не спо­со­бен этого по­нять и, при­ни­мая пре­во­с­ход­ные трех­мер­ные изо­бра­же­ния за ре­аль­ность, да­же мо­жет быть уве­рен в их су­ще­ст­во­ва­нии. По­то­му что ка­ж­дый че­ло­век за­ви­сит от ощу­ще­ний, по­лу­ча­е­мых ор­га­на­ми чувств.

Ан­г­лий­ский фи­зик Дэ­вид Хьюм вы­ра­жа­ет свое мне­ние по по­во­ду этой ре­аль­но­сти сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

«От­кро­вен­но го­во­ря, ко­гда ска­зан­ное мною вклю­ча­ет и ме­ня, я неизменно стал­ки­ва­юсь с осо­бен­ным вос­при­яти­ем или же с чем-то дру­гим от­но­си­тель­но хо­ло­да или те­п­ла, света или те­ни, люб­ви или не­на­ви­с­ти, сла­до­сти или го­ре­чи. Я не смо­гу по­стиг­нуть се­бя без ощу­ще­ний и уви­деть боль­шее, чем вос­при­ятие.»13

Возникновение ощу­ще­ний в моз­ге – это не фи­ло­со­фия, а на­уч­но до­ка­зан­ная ис­ти­на.

Ма­те­ри­а­ли­сты же ут­вер­жда­ют, что вы­ше­ска­зан­ное яв­ля­ет­ся фи­ло­соф­ским взглядом. Од­на­ко «внеш­ний мир», как мы его на­зы­ва­ем, пол­но­стью со­сто­ит из ощу­ще­ний, и это – не фи­ло­со­фия, а на­уч­ный факт. На всех ме­ди­цин­ских фа­куль­те­тах под­роб­но обу­ча­ют, ка­ким об­ра­зом об­ра­зу­ют­ся изо­бра­же­ния и ощу­ще­ния в моз­ге. На­ука XX ве­ка во гла­ве с со­в­ре­мен­ной фи­зи­кой до­ка­за­ла, что ма­те­рия не су­ще­ст­ву­ет, а че­ло­век ви­дит все про­ис­хо­дя­щее толь­ко по­сред­ст­вом «эк­ра­на в моз­ге».

С этим вы­ну­ж­ден со­г­ла­сить­ся лю­бой, кто доверяет на­уке, будь он ате­и­стом, буд­ди­стом или же че­ло­ве­ком с со­вер­шен­но иным ми­ро­воз­зре­ни­ем. Ма­те­ри­а­лист по-сво­ему мо­жет от­ри­цать су­ще­ст­во­ва­ние Ал­ла­ха, но не может от­ри­цать эту на­уч­ную ре­аль­ность.

Да­же учитывая идео­ло­гию и не­до­с­та­точ­ность воз­мож­но­стей на­у­ки то­го вре­ме­ни, уди­ви­те­лен тот факт, что К. Маркс, Ф. Эн­гельс, Дж. По­ли­цер и дру­гие не смог­ли по­нять на­столь­ко про­стую и оче­вид­ную ис­ти­ну. Но раз­ви­тие на­у­ки и усо­вер­шен­ст­во­ва­ние тех­но­ло­гии в на­сто­я­щее вре­мя об­лег­чи­ли по­ни­ма­ние этой уже дав­но из­вест­ной ис­ти­ны. И да­же ча­с­тич­ное при­зна­ние этой ис­ти­ны и по­ни­ма­ние пол­но­го кра­ха сво­ей фи­ло­со­фии при­во­дит ма­те­ри­а­ли­стов в ужас.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.