Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С установлением взаимосвязей с речью и мышлением вос­приятие нтеллектуализируется.







Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития: развитие органов чувств, овладение сенсорными эталонами и способами обследования предметов. В процессе сенсорного развития ребенок овладевает перцеп­тивными действиями по обследованию предметов, их свойствами, отношениями. Это происходит наиболее эффективно в про­дуктивных видах деятельности. При этом у ребенка развивается острота зрения, точность цветоразличения, фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного ося­зания.

Для полноценного развития ощущения, восприятия необ­ходимо:

созревание анализаторов (слух, зрение и др.) — как орга­нические предпосылки сенсорного развития;

— осуществление сенсорного развития на основе чувственно­го опыта;

обеспечение связи с процессами мышления, речи. Сенсорное развитие является основой чувственного познания мира и развития психических функций и свойств личности.

В течение дошкольного возраста психический процесс вос­приятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования предметом без попытки его обследования, через рассматривание предмета, выделение отдельных час­тей и признаков, к систематическому, планомерному рассматриванию объекта. Следует особо подчеркнуть роль сенсорных эталонов (мерок) для развития органов чувств.

Сенсорными эталонами для ребенка служат, например:

— система геометрических форм (треугольник, круг, квадрат и т.д.);

— основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый и т.д.);

— звуки родного языка;

— звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми и т.д.) и др.

Для сенсорного развития ребенка необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие восприятия:

1) выделяет “эталоны” словом

Слово обобщает, т.е. вносит то, что не дает чувст­венный опыт и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении;

2) учит обследовать объект по-разному

— в зависимости от целей обследования и самих обсле­дуемых качеств.

Но всегда обращает внимание:

— на целостный облик предмета;

— на вычленение основных частей предмета и определенные их свойства (величина, форма и т.д.);

— на определение пространственных взаимоотношений час­тей относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т.д.)

— на выделение более мелких частей предмета;

— на целостный облик предмета (повторно);

3) учит сравнивать предмет с эталоном.

При обследовании предмета, выделенные его свойст­ва каждый раз необходимо сравнивать с эталоном, как образцом, меркой и пр.

С помощью правильно организованного обследования и срав­нения с эталонами дошкольники овладевают умением восприни­мать важнейшие свойства предметов и явлений. Учатся ощупы­вать, рассматривать предмет и т.д. Восприятие ребенка приобре­тает способность все более полно отражать окружающую действительность, приобретает черты целенаправленности, про­извольности.

Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности: манипуляций с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной деятельности и т.д.

Тренировка сенсорных процессов не должна быть изолирова­на от жизненного опыта, впечатлений детей.

Проводить сенсорное воспитание необходимо в системе об­щего умственного развития.

 

Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

- складывается акт рассматривания предметов;

- формируется хватание, приводя к развитию руки как орга­на осязания и органа движения;

- устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зре­ние управляет движением руки;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.