Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по организации изуцчения дисциплины






9.1. Темы для самостоятельного изучения (для студентов очной формы обучения)

ТЕМА 1.3. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

Основные вопросы темы

1. Понятие психики. Отличие психики от других явлений, существующих в мире.

2. Основные этапы развития психики в филогенезе.

3. Особенности онтогенеза психики человека. Структура психики.

4. Основные характеристики сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания.

5. Соотношение между сознательным и бессознательным.

 

Основные психологические понятия по теме

Бессознательное, деятельность, инстинкт, интеллектуальное поведение, мозг, нервная система, онтогенез, отражение, перцептивная психика, подсознательное, предсознание, психика, раздражимость, речь сенсорная психика, сознание, филогенез, чувствительность.

 

Практические задания по теме. Упражнения №№ 24-25, 27 из Сборника задач и упражнений.

Контрольные вопросы

1. Дать определение понятия «психика».

2. Какова роль нервной системы в возникновении, развитии и совершенствовании психики?

3. Приведите примеры интеллектуального поведения у животных.

4. Дать характеристику высших психических функций. Каковы условия возникновения и развития высших психических функций?

5. Дать определение понятия «сознания». Перечислить психологические свойства сознания.

6. Понятие бессознательного. Соотношение между сознанием и бессознательным.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия – с другой?

2. Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, «не узнает» ее, будучи голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

3. Как известно, клевание у цыпленка – инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и другие предметы. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта и навыка.

4. Верны или неверны следующие утверждения:

а) Единство, связь психических явлений и фактов поведения свойственна только человеку, обладающему сознанием.

б) Поведение человека в ситуации определяется объективными характеристиками данной ситуации.

в) Любое изменение внешней среды вызывает изменение содержания сознания.

г) при изучении отдельного психического свойства необходимым является отделение данного свойства от других, его изоляция.

д) Неравномерность психического развития означает, что отдельные группы психических свойств развиваются независимо друг от друга.

е) Генетически ранние формы психики полностью исчезают на высших этапах филогенеза.

ж) Наличие генетически ранних форм психики является необходимым условием развития высших форм психики.

5. Вставьте пропущенное:

а) У человека большая часть видового опыта зафиксирована в виде …

б) У существ, находящихся на интеллектуальной стадии психического отражения, решающее влияние на особенности поведения оказывает …

в) В процессе эволюции психического отражения инстинкты все больше заменяются способностью к …

г) Человек, обладая сознанием, имеет возможность получать информацию об окружающем мире, собственном внутреннем опыте и о …

д) Чем более высокое место занимает живое существо на шкале филогенетического развития, тем … времени требуется ему для достижения полной психической и поведенческой зрелости.

е) Период, когда формирование некоторого психического свойства индивида происходит наиболее эффективно, носит название …

ж) Кризисы развития являются следствием … психического развития.

6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

· Чем объяснить различия в решении данной задачи ребенком и животными?

· Почему у животных не удалось выработать нужную реакцию?

Датский психолог Байтендайк поставил перед животными – кошкой, собакой и обезьяной – ряд баночек. Под первой баночкой лежала приманка, которую животное путем проб и ошибок легко находило. Во втором опыте приманку клали под вторую баночку, в третьем опыте – под третью, в четвертом опыте – под четвертую и т.д. Проводили число опытов, однако реакции на следующую баночку у животных выработать не удалось. Каждый раз животное бежало к той баночке, где находилась приманка в предыдущий раз.

Подобный опыт провел с детьми отечественный психолог А.Р. Лурия. Оказалось, что даже маленькие дети, овладевшие элементарной речью, после двух – трех опытов легко справлялись с этой задачей.

Основная литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Юрайт, 2000. гл.1.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. С. 35 - 95.

3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. – М.: Владос, 2007. С.109 – 145.

 

Дополнительная литература

1. Бассин Ф.Ф. Проблема бессознательного. - М., 1989.

2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстдетер Л. Мозг, разум, поведение. - М.: Мир, 1988.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: изд-во МГУ, 1981.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.