Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Традиция народного балагана
Бесценные лоскуты О зрителе-зеваке и актере-бродяге Что такое – театральная маска Искусство лицедейства Эстетика площадного жанра
...И мы, по примеру старших, любили шалости и шутку, которая была прародителем сценического эффектного трюка. Так, например, вокруг имения Любимовка развелось много дачников. Они катались в лодке по реке, протекавшей около самого нашего дома. Постоянный крик, скверное пение не давали покоя. Решено было распугать непрошеных соседей. Вот что мы придумали: купили большой бычачий пузырь, надели на него парик из волос, нарисовали глаза, нос, рот, уши. Получилось лицо желтоватого тона, похожее не то на утопленника, не то на какое-то водяное чудище. Этот пузырь мы прикрепили к длинной веревке, конец которой был продет сквозь ручки пудовых гирь, брошенных на дно реки, посредине ее и у самого берега. Сами мы прятались в кустах. Веревка, втянутая на берег, естественно, заставляла уходить на дно загримированный бычачий пузырь. Стоило опустить веревку, как пузырь со всей силою выскакивал на поверхность. Беспечные дачники плыли по реке. Мы подкарауливали их. Когда лодка подъезжала к намеченному нами месту, из воды выскакивало чудище с волосами и снова пряталось. Эффект получался неописуемый. К. С. Станиславский. «Моя жизнь в искусстве»
История театра — вся! — предстает как огромный вытянутый в бесконечную линию ряд самых разнообразных зрелищных форм, отражавших каждая свое время, свое национальное философское и эстетическое кредо. Начиная с самых младенческих лет этой истории, когда театр рождался из ритуалов, обрядов и праздников, зрелище было самодовлеющим моментом в искусстве представления. Затем, все более обнаруживая интерес к духовному и человеческому содержанию, театр оказался орудием религиозного сознания и почти соединился с церковной службой. В эти времена литургическая драма, мистерии и миракли были полны чудес и наивных сюжетных построений. Однако плененный церковью, театр захотел рассвобождения и добился самостоятельной жизни за оградой храма — на площади, на улице, на дороге... Зрелищная природа театра смогла воистину раскрепоститься в карнавальных шествиях и балаганных спектаклях, зрелище которых имело целью потеху и вызов общепринятым благонамеренным догмам. Озорство скоморошьего представления уходит так далеко, что проявляется даже в сегодняшних сверхсовременных зрелищных формах, но проявляется, конечно, в весьма изменившемся виде. Есть ли в театральном искусстве 20-го века свободное местечко для древнего низенького дощатого помоста со старым занавесом из грязных, одеяльных лоскутов? Почему же именно в эпоху электроники и автоматики снова потребовался человеку этот примитивный институт, разве только и умеющий что читать по складам, петь, плясать и кривляться. Вероятно, потому, что проблемы взаимоотношений «Добра» и «зла» приняли в наши дни отнюдь не отвлеченные формы, — это можно видеть хотя бы в неутихающих сегодня классовых боях, в борьбе романтического, революционного сознания с мелкобуржуазным, чиновничьим, в схватке Человека с античеловеческим, безнравственным, хаотичным. Балаган въехал на площадь современной цивилизации измазанный то ли дегтем, то ли медом — с прилипшим пухом и перьями, весь какой-то дикий, взъерошенный, въехал нахально, без предупреждения, как всегда, шумно и громко. Сила балагана в его неуемной страсти к импровизации, в дурацком желании стоять на голове, когда это никому не представляется нужным. И в этом своем желании он неостановим, безудержен. Недаром на Руси издавна называли актеров балагана то «халдеями», то «духариками», то «юродивыми». Балаган как форма уличного театра столкнулся в 20-м веке с каменно-холодным рационализмом и расчетом спешащего во все концы делового мира. Зритель-зевака, на котором держался балаган в прошлом, теперь исчез. Поэтому балаган в чистом виде уже практически невозможен. Специальность Актера Балагана как профессионального лицедея именно этого жанра театрального искусства перестала существовать вместе со зрителем-зевакой исчез и актер-бродяга. Чтобы понять балаганную форму актерского исполнения, прежде всего надо найти секреты соотношения духовного и физического, причем духовное у лицедея будет всегда переживать, так сказать «кризис избытка», а физическое — «кризис недостатка». Это главное исходное качество формы балаганной игры. Понятие «исполнить» в балагане равно «превратиться». Стремление к правде в старом балагане соединялось с поэзией страданий, тема голода проходила буквально через естество каждого фигляра, иначе — сытый — он и играть не мог. Именно это особое самочувствие давало лицедею балагана немаловажную возможность творить и душой и телом, создавать синтез-равновесие из голодного томления плоти и полного до краев внутреннего мира. Акт творчества в балагане, таким образом, был совершенно необычен. Это процесс сложения множества состояний, по характеру предельных, высших, ненормальных, кризисных. Впервые на театре произошло фантастическое соединение души и тела: игра-самоцель родила ощущение реальности нового мира. Актер балагана не жалеет себя. Он приводит свою психофизическую сущность к состоянию экстаза: когда ходить босиком по горящим углям — не больно, когда пот — удовольствие для спины, а раздеться перед зрителями догола — не безумство, а потребность. Природное укрупняется в балагане до невероятных размеров. Здесь происходит наивное очищение от одежды, от быта, от дела, от мышления... Балаган сбрасывает с человека наносы окружающей среды и переводит его — очищенного — в миры бесконечные и поэтические. Но это не значит, что эти миры находятся где-то далеко от реальной жизни, что они от нее изолированы. Они соседствуют с злободневным нашим миром — границ тут нет; как уже было сказано, тут одно перетекает в другое, балаган — это поток подвижности. В балагане как бы происходит механическая запись памяти народной и живое воспроизведение ее в переработанном виде — быстротекущая жизнь торжественно объявляется частицей вечности. Этот процесс, так сказать, обоюдный: вечность принижается благодаря балагану до злобы дня, а мимолётному придаётся значение бессмертного. Подвижная основа балагана дает современному режиссеру право на многообразное использование самых забытых, самых экзотических, самых рискованных театральных средств. К балаганному стилю можно отнести все невероятное и причудливое, все ироническое и «оскорбительное», что попало на сцену из неотфильтрованного сознания. Балаган — это зрелище, новидимое в нем — только надводная часть айсберга, остальное подразумевается, будучи спрятанным в особые глубины. В балагане обязателен пародийный мотив. Чем больше аттракционов и трюков на единицу сценического времени и пространства, тем лучше. Зритель попадает в балагане в атмосферу сочиненного, появившегося из «ниоткуда», очень хорошо ранее воображаемого мира, ставшего теперь явным. Эта явность утверждается не только качеством аттракционов, но и их количеством. Балаганы выступали на площади с утра до вечера, без перерывов. Одна история незаметно переходила в следующую. Можно было начать с середины и не закончить, перейти на более удобное, более желаемое. Длительность обращалась в буквальную бесконечность. Зритель понимал специфику этого зрелища и не слишком требовал «логики развития характеров и сюжета». Устал — отойди, захочется — снова подойдешь. Рваная непрерывность создавала свои законы восприятия: то, что в данный момент казалось нужным, оказывалось действительно необходимым. Случайный трюк воспринимался как единственно возможный в данном контексте в данный момент. Балаган «творился» на глазах. Метод необузданной инстинктивной импровизации в балагане — программа сценического действия, основанного на отказе от взвешенного и продуманного поведения. Это есть простой процесс возникновения чувства огромного вдохновения, святое желание личности отразить и выразить в себе всю Историю и Вселенную. Балаган космогоничен: в беспрерывной смене балаганных картинок неназойливо, но весьма искусно, с помощью скрытой дидактики преподносится идея бесконечности жизни — великая человеческая идея. Гуманность балаганной формы — это ее смысловой заряд, ее всевечная причина успеха. Народ вечен, вечно и его искусство. Фольклорная природа балаганного зрелища возвращает к нашему вниманию самые главные, самые первородные ценности, в которых особенно нуждается человечество. Мир, труд, свобода, равенство, братство, счастье — значение этих понятий в народном искусстве всегда выявляются очень конкретно — в сюжете, образах героев, поэтическом морализировании, в разговорной речи. Народная мудрость предстает в балагане в связи с быстротекущей жизнью и демонстративно дает ей живую, наивную по форме, но очень глубокую оценку. Желание правды движет балаганом, как и всем искусством, но здесь оно подчеркнуто агрессивно. Чуждый прямолинейному воздействию на жизнь, балаган тем не менее всегда внутренне социален. Приведения к формальным схемам балаган не вытерпит — его драматургия традиционна, но всегда нова. Так называемые вольности балаганной формы только тогда будут действовать, когда лицедеи сами забудут о правилах своей игры и на глазах зрителей создадут в момент спектакля эту как бы новую для себя игру и сами правила ее. Очень важно, чтобы лицедей балагана начинал играть как бы с чистого листа, словно нет и не было до него никого и ничего. Конечно, это невежество мнимое. Конечно, эго скорее игра в невежество. Но такое окрашенное в недостаток достоинство — необходимо. Когда русский скоморох «валял Ваньку», он делал это не в целях исследования истины или достижения некоего идеала, а потому, что — выпил и повеселиться захотел. Балаган — жанр народный. Но народ в балагане чувствовал себя «благородным», «культурным», молодым. Все то, что в обычной жизни было у человека хамством и грубостью, в балагане стилизовалось и перерабатывалось в исключительную по своей красоте поэзию. Достаточно было связать грубость с поэзией — возникло целое направление искусства. Крепкое, соленое, народное словцо, аховая шутка, озорное, карнавальное действие в балагане не шокируют, а естественны. Площадное превращалось в наивысшее проявление красоты. Низкое в балагане подчеркнуто переходит в высокое. Простой человек изъявлял себя в естестве, так как превращался в клоуна, а настоящий клоун часто играет в аристократа, в «воспитанного». Необходимо было только одно — создать предельно праздничное, веселое настроение, когда любая проказа, любое озорство воспринимается не как выходка, а как находка. Вспомним «Швейка» или Рабле. В литературе роман-зрелище, роман-балаган — явление весьма распространенное и ставшее нормой. Возведение «непристойности» в духовное, человеческое содержание — не самоцель балагана, а лишь средство прикосновения к идеалу. Непристойность «сбрасывает» здесь с себя свое темное содержание, а значит, перестает как таковая существовать. «Легальность» скоморошьего «зада», показанного миру со сцены, помогает исключить его из «черного списка» дурных частей человеческого тела. Если же лоскуты балагана недостаточно праздничны, а скоморох — внутренне угрюм и равнодушен, мы прочитаем в его действии дрянной низкопробный символ, мы увидим мерзость. Показывать «непристойности», шокирующие обывателя, — это лишь средство Искусства, свободного от ханжеской морали. Воздух балагана напоен резкими, бьющими в нос ароматами. Балаган не стесняется в выборе «средств насилия» — лишь бы действовало! Лишь бы бросало из жара в холод, из огня да в полымя. Единожды глотнув балаганного воздуха, зритель уже им заражен. Он уже весь во власти праздничного очарования, одно присутствие в балагане должно раскрепостить скованные мышцы, опьянить, заморочить, затуманить, заворожить... Разум человеческий попадает в балагане в круговорот событий и красок, однако этим он не притупляется, а наоборот — живет и работает в новых для себя исключительно высоких темпо-ритмах, ошельмованный и ошеломленный. Так называемое «чувство меры» в балагане измеряется по совершенно особой шкале. Тут другие масштабы и пропорции. Можно ли сократить Швейка?.. Можно, но это будет его уничтожением. Можно ли убрать из «Гаргантюа» многостраничное перечисление его блюд и подтирок?.. Можно, но это будет равносильно сжиганию всей книги. Фольклорно-романтические произведения должны иметь так называемый «перебор», лишнего тут нет, хотя на первый взгляд кажется, что для облегчения восприятия следовало бы кое-что сократить. Балаган отвечает на вопрос «Сколько?» всегда одинаково: «Сколько хочу». Но весь фокус в том, что в балагане это «Сколько хочу» равняется «Сколько надо». Вера в спасительные свойства балагана основывается на опыте взаимодействия природы и искусства. Рождаясь в недрах человека, балаганная форма продирается на поверхность, выплескивается звукоречью через горло. Демократическая направленность балагана прежде всего заключена в жанровом разнообразии и устном характере составных частей его фольклорной драматургии: плач, причеть, песня, частушка, сказка, скороговорка, анекдот, игра, вещание, славословие, брань наговор, заклинания и т. д. Установить абсолютную законность той или иной текстовой версии невозможно и противоестественно, так как очертания слишком текучи во времени и каждый раз зависимы от личности балаганных творцов. Вот почему балаганная форма держится на эволюционном общении чисто литературных, классических жанров (мистерия идиллия, трагедия и др.) с ранее перечисленными видами устной фольклорной речи. Эта взаимосвязь служит гарантией сохранения и прочности балаганной формы. Балаган всегда выживает и создает уникальный тип современного мышления. Можно только поражаться жизнеустойчивости этого материала. Литература, выражающая себя дешево, «провинциально», — криком и фокусами, живущая на словесных лоскутах, — то и дело пропадающая из-за густоты внешних украшении и темпа подачи, — эта литература балагана оказывается вдруг силой, равняться с которой бессмысленно, ей можно лишь завидовать. Судьба балаганного театра столь сложна и противоречива, что тут бывало трудно, невозможно отличить работ гения от поделки халтурщика. Это море — подвижная, меняющаяся форма. Ничего застывшего, но все постоянно Словесные каскады здесь нужны единственно для пущей убедительности трюков, а трюки делаются в поддержку слова — это взаимодействие для зрителя секретно и торжественно. Обогащению балаганной формы может содействовать каждый — любая мелочь здесь идет в дело, любая глупость может стать драгоценной. Участники балагана создают единовременный «навал», воспринимаемый в коллективном, цельностихийном празднике, — из тысяч дыханий рождается ветер. Рассыпчатость — признак бесформицы. Здесь же все умещено, пригнано, все имеет право быть в данном месте, в данный момент. Балаганная форма неделима, хотя все тут шито белыми нитками — абсурд и здравый смысл, комедия и трагедия, личное и общее... Исполнитель не есть часть, он — все. Каждый актер песет не только свою речь, он физически и духовно работает за всех — стараясь быть впереди, торопясь, «обскакивая» партнеров. Балаган предоставляет участникам соревновательные возможности — единство и неделимость его формы совершенно не означают нивелировки. Несомненно, что желание участника выделиться в рамках праздника положительно по своему характеру, так как пронизано возвышенные чувством победы и не связано с унижением соперника. Подъем, с которым ведется зрелище, имеет основой спрятанную от зрителя подальше жажду тщеславного самоутверждения, как бы наконец прорвавшуюся наружу, до бесстыдства обнаженную. Открытость боя делает его чистым, светлым и высоким действием. Имея целью максимально раскрытую идею, искусство балагана комплексно выражается в тончайших мелочах, в индивидуальных проявлениях масок, в строго разработанных частностях. Суммарная организация балаганной формы состоит из отдельных, приспособленных друг к другу, взаимодействующих и взаимосоревнующихся компонентов, конец и начало которых неотделимы от всей слитной структуры. Разграничить, расчленить, раздробить идеал становится невозможно, так как в балагане он живет как единое целое, как плоть, как телесный организм. Самостоятельное значение того или иного момента театрального зрелища в балагане зачастую ничтожно, редко — скромно и почти никогда не высоко. Ценность отдельного трюка или ударной реплики должна быть соразмерна всей гармонии и будет определяться, исходя из общей дороговизны вещи, а никак не по себестоимости. Таков Чаплин, таковы в своем творчестве все другие лучшие клоуны мира. Если бы мы захотели принять каждый их трюк по отдельности, это, наверное, был бы парад пошлости и убожества. Балаган умеет итожить свои усилия в бессвязном по внешнему виду действии, его финалы всегда игривы и исключительны по красоте, — что, конечно, облегчает восприятие, создает в психологии зрителя мнимое ощущение обязательности конца, — в этом месте, в этот миг. Конечное в балагане равнозначно высшему. Все, что было раньше, — лишь причина, лишь дорога, лишь приближение. Нам становится «ясно, ради чего» возник на сцене этот ставший вдруг упорядоченным мир. Конец — это урок, это великое благо, снисшедшее в нас с балаганных подмостков. Концовка балагана сразу уравновешивает всю несообразную длину и гигантизм зрелища — «стало вдруг видно во все концы света» (Н. В. Гоголь). Такое активное смысловое прояснение — терпеливо ждалось и давно представлялось, и вот теперь сделалось явным — какое счастье для зрителей и для лицедеев! Высшая гордость почувствовать себя вблизи бесконечной истины, и вот — «кончен бал», «жил-был царь Тофута — и сказка вся тута», «дело в шляпе», «концы в воду», «догорела свечка до полочки», «заварили кашу да съели», «завили веревочку да конец есть», «только у кольца нет конца», «вот и репа продана, и воз накрыт, теперь по рукам, да и в баню», «дожили, брат, мы до дня Покрова, теперича снова здорова», «спета лебединая песенка», «можно сызнова игру играть», «шабаш», «привет — и вся недолга». В этих многочисленных словесных конструкциях народ выразил свою извечную (старинную) тягу к Добру и Правде как главному всесоединяющему итогу человеческого существования, в формах наивно игривого шутовства проявилась поэтическая тоска и томление простого человека по счастливым финалам. Само собой разумеется, что концовка исполняется на пределе вакхического исступления, — это высшая эмоциональная точка в выражении духовной идеи, концентрация всей мощи балаганного театра. Балаган — дело чистое. Кажущаяся «загрязненность» формы органична для этого мира и выступает как задуманная пестрота, как искристая многоликость, как знак смены в процессе постоянного перерождения. Организация динамичного хаоса, пожалуй, наиболее сложная задача балаганного искусства, которое само по себе обязано готовить прямое и ясное обозначение жизни для человечества. Мечта о счастье, о прекрасном «золотом веке» конкретизируется в балаганной форме, через события неправдоподобные, через весьма сомнительную, с точки зрения бытовой, житейской логики, абсурдную фантазию. Здесь царит лиро-эпическая поэзия, парящая над заземленным мышлением и возвышающаяся до уровня беспредельной творческой свободы: «Чего хочу — то и ворочу!» — вдохновение неостановимо, созидание раскрепощено, труд бесконечен. Вот почему в балагане так особо необходимо расчетливое мастерство, знание правил, по которым вершится чертеж задуманного действа. Что есть неудавшийся балаган? Неудавшийся балаган — есть позор. Дурных лицедеев побивают камнями, оскорбляют, поносят, проклинают и гонят... Это — недаром. Это втором финал спектакля, как правило, он тоже доставляет удовольствие. Ни один другой вид театра не удосуживается такой резкости и рьяности в оценках, как балаган. Почему это?.. Видимо, самая сокрушительная реакция на зрелище — это молчание. Зритель, который смолчал, убил эту форму. Самое страшное в подобном театре — наблюдать. Главное, не свести восприятие к потреблению прежде всего декоративного, сугубо плоскостного, раскрашенного на все лады мира. Полнота и градус подлинно художественного восприятия определяются любопытством зрителя-зеваки, который в конце концов в процессе зрелища превращается в зрителя-соучастника. Именно диковинность и откровенная далекость балаганной жизни от жизни конкретного зрителя делает их близкими, заставляет идти навстречу друг другу. Здесь-то и кроется секрет действия на нас балаганной маски — как самого сильного, самого исключительного по своему господствующему положению в этой эстетике средства. Маска — расписная базарная штука — есть главная единица балаганной символики, первая ступенька перехода от житейского зрительского мира в мир искусства. С помощью маски прежде всего лицедей балагана осуществляет свою миссию на дощатых подмостках, создает волшебное состояние духа, имя которому — Поэзия. Надев на себя «личину», актер впрямую творит свое перерождение. Мы забыли, что слово «актер» происходит от слова «акт» — действие. Надевание маски — первый и самый значительный акт участника сценического действия — это момент возвышения, явное деформирование привычного в наглядно-выдуманное. Балаган освящается появлением маски, начинает жить своей жизнью с момента этого появления. Чем неожиданнее фигурность маски, чем ослепительнее ее красочная роспись, тем лучше видна граница отъединения одного мира от другого — театр всегда выигрывает, если эта граница становится для зрителя явной. Маска — не просто знак перехода в другой мир, она еще и шаржированная утрировка персонажа, некое окончательное и отвлеченное закрепление романтического сознания — это вывод новой, сотворенной у всех на глазах действительности. В современном театре маска из орудия театральности, к сожалению, превратилась в термин. Только балаган может «возвратись современному театру маску в ее первородном, естественном значении. Маска — жива. Маска — таинственна. Она закрывает лицо, она откладывает разгадку, она и искушает к подсматриванию «что за ней». При этом маска функциональна, она движется в сюжете соответственно с логикой развития событий, она входит в балаганную конструкцию зрелища не как вставная часть, а как основа общей выразительности. Мгновенное и непосредственное ощущение перемены, которое несет собою маска, замечательно своим примитивизмом, несложностью, которая удивляет ничуть не меньше, чем самый изысканный в техническом отношении эффект. Ритуал наряжения очень родствен ритуалу надевания маски и простота этого акта предполагает обязательность сопровождающих акцентов — особые жесты лицедеев, музыкальное выделение, ритмическое подчеркивание. Маска не должна пропасть, исчезнуть в балаганной круговерти. Она должна быть специально преподнесена как некое чудо-юдо, организованное хозяевами театральной тайны. В балагане есть для этого масса возможностей, но наиболее ответственным за этот «акт» будет конечно актер. Историю мирового театра следовало бы изучить как историю театральной маски, мы бы увидели, что традиционные фигуры, скажем, Полишинеля и Петрушки, двигавшие каждый по-своему национальный театр лубка, пантомимы и кукол, оказали в итоге серьезное, на первый взгляд незаметное влияние на самый «неусловный» по форме психологический театр — даже на театр А. П. Чехова, неспроста называвшего свои работы комедиями. Момент шутовства остался здесь не в наглядном виде «номера», а как алогичный психологизм, скрытый «антимасочным» подходом к жизненному материалу. Если Чехова понимать как поэта, а не бытописателя, то картины жизни, им созданные, в известный момент своего сценического развития, безусловно, будут восприниматься как гротесково-фантасмагорические. Персонажи Чехова — клоуны по натуре, вполне респектабельны внешне. Это драматургия своеобразного балагана, в котором маски не одеваются, не срастание произошло без видимой материальной фактуры, оттого-то сегодня Чехов воспринимается совершенно иначе, чем во времена «собственные», чем в «бытописательских» спектаклях. Спору нет, чеховские персонажи — неошуты, погруженные в драму, живущие духовной жизнью в определенных обстоятельствах, но и балаган в данном случае трактуется нами расширительно, не только как театр марионеток. Балаган не всегда следует понимать, как «кастовый» жанр. Исторически он сложился в определенный стиль. И даже в искусстве самых далеких друг от друга классиков, от Гете и Достоевского до Бертольта Брехта и Маяковского, чувствуется всепронизывающая сила его влияния. В отношениях красоты и безобразия, зла и добра театр всегда искал возможности для сценических обобщений, и на пути этих поисков неизменно приходил, точнее, восходил к балагану. В свою очередь балаган на дороге современной жизни потерял свою самую главную, исключительно драгоценную черту — площадное выражение. Ныне он стал камерным, даже интимным театром. Это привело, с одной стороны, к благопристойности выражения, с другой, — к отходу от некоторых классических канонов. Однако не следует принимать процесс приспособления старого образа к новому восприятию за трагический период в вечной жизни этого жанра. Неудобства, которые возникают в этом процессе, не носят ликвидирующего характера, они лишь характеризуют эпизод современной культурной эволюции. Цикличность, с которой балаганное искусство движется из одного своего «кризиса» в другой, приведет (как и раньше приводила) к укреплению этой живучей формы. Найти себя — эта цель современного театра окажется достижимой в случае, если ему удастся снова стать наивным и добрым. Художник нынешнего балагана станет победителем, когда предельно праздничное настроение всеобщей клоунады будет обращено на самоусовершенствование человека. Дегуманизация балагана невозможна, ибо он есть практика отражения народного сознания, подмена же его личностно-субъективистским испорченным мелкобуржуазным мировосприятием, характерным для «театра жесткости и абсурда» означает временную противоестественную юдоль. Но мода проходит. Театр абсурда исчерпал себя. Что дальше? Искусство, терпящее бедствие, найдет в сегодняшнем дне достаточно синтезирующих средств, чтобы выйти в обновленном виде на счастливые пути своей бесконечной жизни. Современному театру еще предстоит пережить тотальное влияние балаганной формы. Художественный метод балаганного освоения той или иной темы стал весьма распространенным и ведущим к успеху. Комическое в жизни занимает такое огромное место, что художнику почти не надо усилий для тех или иных поэтических обобщений. Правда — цель балагана — делается достижимой с помощью элементарных литературных приемов: композиция, фактодрама, документальная эпопея. Было бы ошибкой отделять эти новые для театрального развития 20-го века жанры от балагана. Современная драматургия пошла еще дальше — она занялась прямым заимствованием классических балаганных сюжетов и их обработкой. Началось активное и «повсеместное» потребление (сознательное и бессознательное) средств народно-романтического театра и перевод их на язык современности. Дыхание балагана ощутимо на потускневших лицах некоторых сцен — афиши заполнились всевозможными притчами, мистериями, феериями, обозрениями... Эстрада выталкивает с подмостков так называемую «серьезную» форму: всем то и дело «хочется чего-нибудь смешного». Немало эпигонства, шарлатанства, спекуляций — пусть иногда даже талантливых! — будет замечено при нынешнем, несколько легкомысленном отношении к балагану. Но балаган вытерпит набеги, тем более что двери его — без замков; твори, выдумывай, пробуй! Вот почему в эти открытые двери не раз бродягой входило и Большое искусство, глубокое и нравственное, темпераментное и бессмертное. В статье «О народной драме и драме «Марфа Посадница» А. С. Пушкин писал о драме, которая «оставила площадь и перенеслася в чертоги по требованию образованного, избранного общества. Поэты переселялись ко двору. Между тем Драма остается верною первоначальному своему назначению — действовать на толпу, на множество, занимать его любопытство. Но тут драма оставила язык общепринятый и приняла наречие модное, избранное, утонченное». Эти слова, будто вчера написанные, можно воспринять как рецензию на «современные» спектакли, в которых полно «черного юмора», «театра жестокости», «антитеатра», «абсурдизма», «театра небытия» и «хаоса». Протестуя против устаревших даже для тех времен «понятий тяжелого педанта Готшеда» относительно того, что «прекрасное есть подражание изящной природе и что главное достоинство искусства есть польза», А. С. Пушкин ставит вопрос о необходимости правдоподобия как «главного условия и основания драматического действия»: «Что, если докажут нам, что самая сущность драматического искусства именно исключает правдоподобие?» Балаганная «эстетика безобразного», ведущая начало из рассуждений первого в мире философа-клоуна Сократа, ставится Пушкиным под сомнение, ибо не дает истину:
«Безбожный пир, безбожные безумцы! Вы пиршеством и песнями разврата Ругаетесь над мрачной тишиной, Повсюду смертию распространенной!
Я заклинаю вас святою кровью Спасителя, распятого за нас: Прервите пир чудовищный... Ступайте по своим домам».
«Драма родилась на площади и составляла увеселение народное, — утверждал Пушкин и далее размышлял. — Народ, как дети, требует занимательности, действия. Драма представляет ему необыкновенное, странное происшествие. Народ требует сильных ощущений, для него и казни — зрелище. Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством. Но смех скоро ослабевает, и на нем одном невозможно основать полного драматического действия. Древние трагики пренебрегали сею пружиною. Народная сатира овладела ею исключительно и приняла форму драматическую, более как пародию. Таким образом, родилась комедия, со временем столь усовершенствованная. Заметим, что высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и что народно близко подходит к трагедии. Трагедия преимущественно выводила тяжкие злодеяния, страдания сверхъестественные, даже физические (например, Филоктет, Эдип, Лир). Но привычка притупляет ощущения — воображение привыкает к убийствам и казням, смотрит на них уже равнодушно, изображение же страстей и излияний души человеческой для него всегда ново, всегда занимательно, велико и поучительно. Драма стала заведовать страстями и душой человеческой. Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя». Современный театр учитывает движение балагана сквозь мироощущение художников-новаторов и не даст — будем верить в лучшее — разбить, сковать себя агонией холодного псевдорационального, бесчеловечного воображения. Балаган, являющийся законным местом преувеличений, будет опозорен, оклеветан, уничтожен, как святыня, если все его ошеломительные средства будут служить разрушению морали и высоких духовных ценностей. Жизнь одухотворена пусть не всегда разумом, но всегда — внутренним огнем. Современный балаган должен преодолеть дьявольщину своих временных увлечений и встать на пути высокой традиционной чистоты и веры. Только вспомнив свои классические первоисточники, балаган сумеет заняться своим совестливым, до предела наивным самовыражением. Театр балагана — снова окажется по-моцартовски легким, по-раблезиански свободным, по-пушкински пенистым... Ему надо для этого одно — «заразиться» энергией жизни. Театру необходима страсть — страсть открытая, лютая, бешеная, и балаган может ее дать, как никто другой.
|