Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От 0 до 3 лет) и их значение для развития ребенка с физическими и психическими нарушениями

Ранний возраст – это имеющий свои особенности период развития человека.

Первая из них состоит в следующем: в отличие от других возрастных периодов развитие идет максимально быстрыми темпами.

Вторая особенность: в раннем детстве закладываются основы психических процессов и личностных образований. В деятельности осваиваются основные движения и действия с предметами. Вместе с тем, нужно помнить, что в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки их дальнейшего усовершенствования (Урунтаева Г.А. с. 29). Эти умения и навыки ребенка данного возраста неустойчивы и при неблагоприятных условиях легко разрушаются, так как процесс их формирования еще не завершен.

Третья особенность находит выражение в том, что скачкообразность и неравномерность психического развития в этот период выражена наиболее ярко по сравнению с другими возрастными периодами. Скачкообразность развития обусловлена тем, что быстрым преобразованиям психики предшествует медленное накопление тех или иных ее особенностей. Значение разных линий психического развития и их темпы на ранних возрастных этапах данного периода неодинаковы, например, в возрасте 2, 5 – 3 мес. Ведущая линия психического развития – формирование зрительных и слуховых ориентиров, а с 3, 5 до 5-6 месяцев – интенсивно идет совершенствование движений рук, чему способствует сформировавшееся зрительное сосредоточение.

Четвертая особенность проявляет себя в огромной роли взрослого, соответствующие отношения которого могут существенно ускорить или замедлить развитие ребенка в раннем детстве.

Пятой, существенной, особенностью раннего детства является тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития ребенка. состояние здоровья малыша в значительной степени определяет его психическое развитие. При этом психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень не устойчиво и характеризуется повышенной ранимостью, это проявляет себя в частой заболеваемости и быстрой утомляемости детей раннего возраста, сопровождающейся быстрой сменой настроения.

В период раннего возраста, как ни в какой другой, проявляет себя высокая пластичность всего организма. И в первую очередь – высшей нервной деятельности, а следовательно - и психической деятельности ребенка. эта шестая особенность развития ребенка в раннем детстве обуславливает огромные возможности его воспитания и обучения, а также компенсации нарушенных функций.

Ранний возраст выделяется как сензитивный период детства (В.В.Лебединский и др.). «Сензитивные периоды характерны не только для развития отдельных психических функций, но и для психического развития ребенка в целом». В эти периоды большинство психофизических систем находятся в сензитивном состоянии в отличие от периодов, для которых характерна достаточная устойчивость за счет баланса сформированных и неустойчивых систем с превалированием первых (В.В. Лебединский, с.18). в силу сензитивности раннего детства развитие психических функций в этот период характеризуется «как наибольшей интенсивностью, так и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вредностям» (В.В. Лебединский, с.18). Поэтому в этот период особенно велика возможность психических нарушений.

Своеобразие развития ребенка раннего возраста находит свое отражение в следующей особенности его психической деятельности: ярко выраженные ориентировочные реакции. Значение их в развитии малыша велико (невозможно переоценить). Ориентировочные реакции «стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движения, и впечатлениях» (Урунтаева Г.А., с.29), побуждая ребенка к двигательной и познавательной активности. Данные виды активности способствуют интеллектуальному развитию ребенка.

И последнюю особенность в психического развития в раннем возрасте составляет особое значение отношений ребенка к окружающему и его эмоциональное состояние.

В настоящее время огромного числа дошкольников физические и психические нарушения врожденные. Так, например, как отмечала М.И. Земцова, в некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий центральной нервной системы, обусловленных травмами мозга, антигенетальной интоксикацией, последствием перенесенных органических заболеваний центральной нервной системы. (Следовательно, физическое состояние малыша еще до рождения испытывает влияние патологического фактора, воздействие которого на организм ребенка в ряде случаев продолжается в раннем детстве. Это, вне сомнения, определяет его физическое здоровье, отмечающееся большей ранимостью, чем у обычных детей. А также сказывается на его отношениях, которые являются результатом взаимодействия со средой и представляют собой субъективное отражение действительности. ограниченные возможности взаимодействия со средой при том или ином нарушении физического здоровья влекут за собой психический или физический недостаток, задерживают развитие всех компонентов системы регуляции и системы стимуляции. Первая, система регуляции, являясь «функциональной подструктурой личности», представляет собой «определенный комплекс сенсорно-перцептивных механизмов и процессов со связью обратной». Формируясь с первых лет жизненного пути человека, «он обеспечивает постоянное взаимодействие внешних и внутренних причин и условий появления и развития деятельности психической, также регуляцию поведения индивида как сознательного субъекта познания, общения и труда (Словарь практического психолога, с.604). Вторая, система стимуляции, начинает формироваться «уже в первые годы продуктивной деятельности человека как сознательного субъекта» и включает в себя относительно устойчивые психологические образования: темперамент, интеллект, знания, отношения (Словарь практического психолога, с.606). Таким образом, формирование обеих, указанных выше систем и развитие механизма их взаимодействия подвергается воздействию соматического и первичных дефектов на начальных этапах данных процессов, т.е. тогда, когда идет закладка основ системы регуляции и системы стимуляции. Отклонения в психическом развитии обнаруживают себя в замедленности его темпов по сравнению с детьми, не имеющих психических и физических нарушений, хотя в его динамике также может проявляться преимущество в темпе над другими возрастными периодами, а также скачкообразность и неравномерность. Достижения малыша с физическими и психическими нарушениями еще в большей степени, чем у детей, не имеющих таких недостатков, зависят от взрослого. Роль взрослого в воспитании и обучении нашего контингента детей многократно возрастает. И система взаимоотношений усложняется тем, что взрослые, в первую очередь родные и близкие ребенка, должны принять как его самого, так и его дефект. Родные ребенка проходят трудный путь переживания горя из-за беды, постигшей их малыша. Он не всегда заканчивается позитивно, что несомненно скажется на психическом развитии ребенка. Воспитание и обучение ребенка – трудный сложный процесс, во много раз усложняется в данном случае тем, что взрослый наряду с другими факторами должен учитывать возможное влияние аномального фактора на психическое развитие малыша, воздействие которого в ранний период развития ребенка особенно массировано и жестко в проявлении. И в первую очередь на ориентировочные реакции малыша. Ориентировочный рефлекс обеспечивает ребенку «настройку анализаторов на лучшее восприятие раздражителя, торможения предшествующей активности» (Словарь практического психолога, с.138). Н.А. Берштейн считал, что он в ряду других рефлексов составляет первоначальную активность, имеющую биологический характер и напрпвленную на приспособление к окружающей среде. А.Г. Литвак отмечал, что первоначально снижение активности проявляется в редуцированности безусловного ориентировочного поискового рефлекса, заторможенность которого у некоторых слепых, особенно слепорожденных, может быть очень велика. Редуцированность и заторможенность ориентировочного рефлекса объясняется многократными отрицательными подкреплениями этого рефлекса (неудачи поисковой деятельности, связанные с болевыми ощущениями при столкновении с предметами, и т.п.), а так же отсутствие дистантного и сильно действующих световых и цветовых раздражителей». С успешной реализацией данного рефлекса начинается развитие ориентировочно-поисковой деятельности, решающей весьма сложные задачи в жизни человека:

1) анализ проблемной ситуации;

2) установление актуальных значений элементов ситуации;

3) построение плана действия, а при выполнении – контроль им коррекция действия.

Вместе с тем, ранний возраст в развитии ребенка с физическими и психическими нарушениями особо значим, потому что в силу высокой пластичности организма ребенка, в том числе и его высшей нервной деятельности, формирование и развитие механизмов компенсации начинается именно в этом возрасте. Первые стадии компенсации слепоты при врожденном дефекте зрения приходятся именно на ранний период развития ребенка.

Следовательно, воспитание ребенка с психофизическими особенностями должно с первых дней его жизни учитывать с одной стороны большие возможности его психики, с другой стороны – высокую вероятность психических нарушений именно в раннем возрасте из-за сензитивности данного периода. В.В. Лебединский указывал, что именно в раннем детстве из-за неустойчивости психических функций отклонения в психическом развитии проявляются в регрессе и распаде. Регресс представляет собой возврат психической функции на более ранний возрастной уровень, распад – грубую дезорганизацию либо выпадение психической функции.

Таким образом, воспитание и обучение детей раннего возраста с психофизическими нарушениями требует самого пристального внимания к соотношению возрастных особенностей их психического развития со специальными и специфическими особенностями данного процесса, обусловленными соматическим и первичным дефектами, их характером, степенью тяжести. При соблюдении данного условия возможна не только своевременная коррекция отклонения в развитии ребенка, но, что особенно важно, - его профилактика.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Восставшие из пепла




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.