Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пятое воскресенье после Троицы

Тема: Служение учеников Чтение: 1 Кор. 3: 4–11

Благодать вам и мир от бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Дорогие братья и сёстры! Признаюсь честно: вчера, оправляясь в Скворицы праздновать Юханнус, я имел в компьютере готовую проповедь, вполне основательную и достойную, которую оставалось только распечатать. Но вечером, уже возвратившись домой, вдруг понял, что хотел бы поговорить с вами на совсем другую тему – которая при этом тоже имеет самое прямое отношение к ученичеству.

Все вы, наверное, знаете, что в православной церкви существует такое явление, как старчество. Старец – это священнослужитель почтенного возраста, монах, обладающий большим духовным опытом и авторитетом. И вот к нему приходят люди – «мирские» люди – и буквально вручают всю свою жизнь этому старцу. Т.е. они буквально во всём обязуются слушать только его. (Про Серафима Саровского рассказывают такую историю: некий юноша из благородного семейства – кажется, офицер, – разочаровался в жизни и решил стать монахом. И вот он приехал к Серафиму просить благословения на монашеский постриг. А Серафим затопал на него ногами и закричал: «Какой ещё тебе постриг? Иди скорее в монастырскую гостинцу: там как раз твоя невеста приехала!» И молодой человек послушно отправился в гостиницу, встретил там только что приехавшую барышню и, по прошествии некоторого времени, действительно женился на ней. «Жили они долго и счастливо и умерли в один день…») Среди моих знакомых есть православная семья, у которой был такой духовный руководитель – ныне покойный. Он им «велел» родить восемь детей – и они родили. Да, это важный, судьбоносный момент. Но при этом он же запретил им пить кофе и чёрный чай – а это, согласитесь, уже перебор. Но в том-то и штука, что старец овладевает всей твоей жизнью без остатка, его воля полностью подменяет твою собственную…

Как ни странно, подобные явления существуют и среди наших собратьев-протестантов, особенно в церквях т.н. харизматического толка – само название которых уже предполагает наличие некоего харизматического лидера. Думаю, многие слышали про такие организации, как церковь Сандея Аделаджи или, скажем, церковь Шатрова: их, ничтоже сумняшася, так и называют – именами их лидеров, не вдаваясь в тонкости вероисповедания. Попадая в эту церковь, человек принимает не столько Христа – да и Христа ли вообще? – сколько бесспорный авторитет «вождя», его безграничную власть над собой, над своими поступками и, что греха таить, своим кошельком.

История не нова: как мы видим из сегодняшнего послания, уже первые христиане, которых мы привыкли считать непререкаемым образцом для себя, страдали от подобных искушений. Христиане Коринфской церкви ожесточённо спорят между собой, кто чей ученик: кто Павлов, кто Аполлосов, кто Кифин? И Павел, урезонивая их, пишет: «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор 1: 13). И далее, как мы только что читали: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий» (1 Кор. 3: 5–7).

К чему я всё это говорю? За то недолгое время, что я являюсь настоятелем в Пушкинском приходе, мне, к сожалению, уже неоднократно приходилось слышать речи такого рода: мол, я присмотрюсь, что вы за человек, что вы за пастор, – а тогда уж и решу, ходить мне в вашу церковь или нет. Или, например, сделайте то-то и то-то, как мне нравится, а без того и ноги моей не будет в вашей церкви. Ключевое слово – «вашей». Как будто здесь была-была церковь Фёдора Тулынина, потом церковь Эдварда Юронена – а теперь вот это церковь моя. Надеюсь, что на самом деле это всё же не так: эта церковь была, есть и останется церковью Иисуса Христа, и только Он один пребудет её истинным Главой. Надеюсь, с этой кафедры всегда будет проповедоваться слово Божье, а в этом алтаре будут совершаться таинства в полном соответствии с Его волей. Именно поэтому мы, читая Символ веры, исповедуем веру во Святую Вселенскую Церковь – а не в Пушкинский приход, не в церковь Ингрии и даже не в Евангелическо-лютеранскую церковь. Во Вселенскую Церковь – которая едина, несмотря на все существующие внутри неё разделения, потому что во главе её стоит Сам Христос…

Конечно, для пастора, если он не окончательно зачерствел на своём служении, любой ушедший из церкви человек – это очень грустно. Это и удар по его профессиональному самолюбию, и вообще плохой знак: церковь должна расти, не только качественно, но и численно, а убыль допустима только за счёт умирающих прихожан… Всё это так.

И всё-таки – поверьте: человек, перестающий ходить в церковь по каким-то личным мотивам, теряет неизмеримо больше. Мы, лютеране, не утверждаем, конечно, что нет спасения вне церкви. Но мне кажется, такой подход обнаруживает какой-то очень поверхностный взгляд на богослужение – как на некий спектакль, на некую лекцию; недаром, к сожалению, часто приходится слышать, что люди ходят в церковь «на Дмитрия Розета», «на Михаила Иванова» – как если бы Дмитрий Розет или Михаил Иванов были заезжими актёрами или лекторами. Безусловно, в служении пастора есть что-то и от актёрского, и от лекторского призвания. И всё же – вдумайтесь: чей текст прочтёт вам актёр, лектор – и Чьё слово «транслируется» вам через посредство пастора?

Мы исповедуем принцип священства всех верующих – но что это означает практически? Служение Богу теми дарами, которыми Он наделил каждого из нас: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую даёт Бог» (1 Пет. 4: 10–11). Сюда можно добавить очень многие дары и таланты, которыми Бог наделяет нас – и которыми, несмотря на их кажущуюся «приземлённость», тоже можно служить Богу и людям. Служение священника, проповедующего с кафедры, ничем не «лучше» служения уборщицы, повара или сторожа. Но ведь и у каждого пастора, как у любого другого человека, есть свои особые дары: что-то у него получается лучше, чем у других – хотя, конечно, что-то и хуже. Один – хороший проповедник, но неважный душепопечитель, третий – молитвенник, каких поискать. Нельзя ждать от одного человека «всего и сразу». В любом случае надо помнить главное: пастор – это инструмент в руках Того, Кто поставил его на это служение. Никто не «Павлов», не «Аполлосов», не «Кифин» (и уж тем более не «Розета», не «Иванова» и не «Михайлова»!) – все ученики Христовы.

«Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего», – говорит Павел(1 Кор. 1: 9). Каждый из нас призван в общение Иисуса Христа, и каждый призванный – Его ученик. Каждый из нас приобщается Его Слова, Его Тела и Крови. Будем же молить Бога о том, чтобы всё это не осталось для нас тщетным, чтобы вся наша жизнь была проповедью миру о Христе распятом и воскресшем, служением Богу и ближним.

Мир Божий, превосходящий всякое разумение, да соблюдёт сердца и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новая книга Пастора Евгения Пересветова | Июля 2016 г.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.