Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа дополнительного образования Традиции русской народной культуры. ФГОС второго поколения






 

Учитель Бормашова Наталья Александровна

Учебный год 2013-2014

Класс 5 «А»

Количество часов в год 34, в неделю 1 час.

Тематическое планирование составлено на основании «Стандартов второго поколения» программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение для девочек 5-9 классы. В.А. Соколова. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. М.Просвещение 2010 год. К учебнику Кожина О.А.

«Технология и обслуживающий труд 5 класс» М. 2010год.

Наличие программы в УП Лицея№17/ в плане внеурочной деятельности.
В настоящее время программа включена в план внеурочной деятельности. Организационные условия реализации программы:

    • время проведения в течении учебного 2013-2014 года
    • режим проведения – занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности по разделам программы с учетом важности конкретной темы для учащихся.
    • место реализации программы – МАОУ Лицей №17 г.о.Химки

 

УМК:

Учебник Кожина О.А. «Технология и обслуживающий труд 5 класс» М. 2010год.

Изд. «Дрофа» 2010г.

В.А. Соколова Программа по трудовому обучению девочек 5-9 классы. изд. Дрофа2010г.

Стандарты второго поколения. Примерные программы по технологии 5-9 кл. М.»Просвещение» 2010г.

 

 

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Традиции русской народной культуры», представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 5 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства русского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою старину, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребёнка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребёнок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной».

В настоящее время в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. Сейчас, когда современная цивилизация постоянно разрушает многие культурно-нравственные ценности нашего народа, знание русских традиций дает возможность подрастающему поколению по-новому взглянуть не только на историческое прошлое своих предков, но и очиститься от всего фальшивого.

В соответствии с Концепцией модернизации дополнительного образования до 2013 года – целью образования должны стать развитие у воспитанников самостоятельности и способности к самореализации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности. Базируясь на данное положение, мною составлена модифицированная программа “Традиции русского народа”, которая способствует формированию духовно-нравственного самосознания подрастающего поколения, ориентированного на общечеловеческие ценности, и формированию глубоких гражданственных чувств – любви к родине, культуре, традициям, истории.

Данная программа призвана обогатить знания, расширить кругозор воспитанников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитать их на примерах мудрости нашего народа, а также развить интеллектуальные способности обучаемых, чувство коллективизма.

Новизна данного опыта заключается в том, что в настоящее время отсутствуют программы, которые включают в себя весь комплекс основных традиций, обычаев и праздников, которые существуют в русской культуре. Без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство.

Все блоки взаимосвязаны между собой и способствуют успешной реализации поставленной цели.

Особенностью моей разработки является то, что занятия носят личностный характер. В процессе занятий каждая ученица узнаёт, что-то новое о традициях русского народа. Также в рамках программы идет усвоение элементов народной культуры: музыкального и прикладного творчества, кулинарии, создаются благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно-нравственными ценностями и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения. Для проведения занятий используются различные виды деятельности.

Основанием для разработки программы послужили следующие документы: Закон РФ “Об образовании”; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

Программа рассчитана на учащихся 5-6класса

Программа разделена на два раздела:

  • Первый раздела “Народное творчество” способствует формированию у воспитанниц знания истории и культуры русского народа, приобщению их к художественному творчеству.
  • Второй раздела “ Быт русского народа” направлен на развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций русского народа.

Продолжительность реализации программы:

Данная программа рассчитана на один год обучения. Объем программы: учебно-тематический план, который состоит из двух разделов. Общее количество часов-34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 45 минут. Содержание занятий углубляются и расширяются в соответствии с возрастом детей.

Цель программы – формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций русского народа.

Задачи программы:

  • целенаправленно и систематически приобщать воспитанниц к истокам народной культуры;
  • формировать у воспитанниц черты русского характера: трудолюбие, честность, смекалку, коллективизм;
  • формировать у воспитанниц знания об истории, культуре русского народа;
  • развивать художественный вкус и культуру воспитанниц на примерах духовных традиций русского народа;
  • совершенствовать организацию досуга, приобщать к художественному творчеству.

Прогнозируемый результат:

  • повышается уровень знаний и расширение кругозора у воспитанниц, в области исторического прошлого нашего Отечества;
  • проявляются способности к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению к чувствам других людей, в том числе к героям художественных произведений;
  • сформируются у воспитанниц качества русского характера: трудолюбие, честность, смекалку и коллективизм;
  • возникает заинтересованность воспитанниц о культурном наследии русского народа;
  • повышаются коммуникативные навыки и умения;
  • расширяется активный словарный запас воспитанниц;
  • у учащихся укрепляются способы эффективного взаимодействия с окружающими.

Ожидаемые результаты программы.

Результат УУД Критерии и показатели результативности программы
Результат первого уровня – предметные (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни)
  • расширение знаний подростков о правилах питания в сьарину, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;
  • формирование готовности у подростков познакомится с культурой и бытом русского народа.
Развитие регулятивных УУД (планирование и организация деятельности; самоконтроль и самооценивание) 100% учащихся расширят свои знания в этой области
Результат второго уровня – личностные (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
  • Пробуждение интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Развитие личностных УУД (смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения) 100% учащихся оценят свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учетом границ личностной активности корректировать несоответствия.
Результат третьего уровня – метапредметные (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия)
  • развитие творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности
Развитие познавательных УУД; Развитие коммуникативных УУД. 85 % учащихся смогут контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, сознательно выбирая наиболее полезные продукты питания.

Оценка эффективности программы:

Критерии Показатели Способ отслеживания
Критерий наличия адекватной моральной самооценки, уверенности в себе. · уровень трудолюбия; · уровень творческой активности; · уровень воспитанности. · уровень трудолюбия; · уровень творческой активности; · уровень воспитанности.
Критерий сформированности коммуникативных навыков общения. · cтепень сплоченности коллектива. · исследование по методике Р.С. Немова “Социально-психологическая самоаттестация коллектива”.
Критерий социализированности личности на толерантной основе. · уровень духовно-нравственного самосознания; · уровень толерантности. · тест “Оценка духовно-нравственного развития личности” В.И. Андреев.
Критерий сформированности общечеловеческих ценностей “Родина”, “Семья”, “Здоровье”, “ Интересная работа”, “Уверенность в себе”. · уровень нравственного развития личности. · анкета “Мои ценностные ориентиры”.
Критерий сформированности у воспитанниц совокупных установок на нравственные поступки. · уровень духовно-нравственного развития воспитанниц. · опросник “Мое отношение к традициям русского народа”.

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о нравственном и созидательном значении труда в жизни человека и общества
  • уважительное отношение к труду людей
  • навыки самообслуживания

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • овладеют навыкам ручной обработки материалов
  • получат представление о многообразии материалов, их видах, свойствах
  • правилам техники безопасности

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.