Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиционные и стилевые особенности оформления книги






Русская футуристическая книга. Книга – исторически сложившаяся объемная форма представления информации. Футуристические („будетлянские”) книги начала XX века – это синтез новаторства в литературе, в графике и в технологии печатного дела. Авторские книги, созданные В. Маяковским, В. Каменским, А. Крученых, Д. Бурлюком и другими футуристами, являются самоценной формой художественного творчества. Это антикнига, книга-протест, книга-действие, рукописные книги, книги-игры (например, «Кофта фата» Маяковского – книга-одежда). Три типа экспериментальной работы с образом книги: 1) авторская графика в иллюстрациях и написание текста от руки; 2) технология коллажа; 3) игра с типографским набором. Основа техники коллажа – свободная комбинация разных элементов в одном изобразительном объекте. Организация текста в геометрические формы. Визуальная поэзия: совмещение отвлеченных звуковых и абстрактных графических образов, чтение как разгадка шрифтовой композиции. Футуристическая книга „Танго с коровами” А. Каменского и Д. Бурлюка. Эль Лисицкий – родоначальник современного графического дизайна.

Игра с формами, цветом, всеми изобразительными элементами – суть конструирования как творческого метода (пример – книга Лисицкого „Сказ про два квадрата”) [21, c. 47].

Практические работы „Шрифтовая композиция”, „Текст как иллюстрация”, „Эскиз обложки книги”. Разработка эскизов и выполнение их в графических техниках. Возможно использование готовых элементов (фрагментов текста, графических элементов), соединение их в технике аппликации [21, c. 55].

Материалы: традиционные графические средства – бумага, акварель, маркеры, фломастеры, тушь. Выполнение в компьютерных технологиях: программа Adobe Photoshop.

„Книга художника” в современном искусстве. Материалы и технологии, используемые для „книги художника”: например, книгу „Суламифь” известный немецкий художник А. Кифер создал из листов цинка, для книги «Картины ветра» московский художник А. Суздалев использовал движение ветра, а книга Р. Герловиной представляет собой обычный деревянный кубик. В современном мире возникает потребность не последовательного чтения, а чтения по предпочтению – нелинейного, гипертекстового, как предлагает компьютерная технология, когда читатель может сам выстроить свою последовательность чтения, выбирая нужный объем содержания из предлагаемого информационного массива. Поиск современными художниками новых возможностей соединения старого и нового носителя информации – книги с дискетой, с CD-ROMом, с информацией в сети Интернет.

Существуют также такие виды книг: книга ручной работы, книжка-подушка (из ткани), книга-трансформер. Технологии создания разверток пространственных геометрических объектов.

Практическая разработка конструкции книги. Форма книги должна характеризовать автора и соответствовать содержанию. Сначала разрабатывается эскиз [27, c. 67].

Практическая работа „Отбор палитры цветов”. Отбор палитры цветов (не более четырех), передающих индивидуальность автора для колористического решения книги. Материалы: цветная бумага, гуашь, акварель или любая художественно-графическая компьютерная программа (если дальнейшая разработка знаков планируется на компьютере).

Символико-знаковое содержание книги. Разработка трех типов знаковых моделей. Методы отбора и кодирования информации, перевод в знаковую или символическую форму, размещение знаков в некой последовательности, в зависимости от возможности трансформации самой конструкции книги.

Практическая работа „Наполнение книги содержанием”. Включение в книгу информации об авторе, выраженной с помощью созданных автором знаков и символов (в иконической, индексальной, конвенциональной знаковых системах). Материалы: традиционные живописно-графические средства – бумага, черная гелевая ручка, фломастер, маркер. Выполнение в компьютерных технологиях: любая художественно-графическая программа (например, Paint или CorelDraw).

Аннотация – представление книги. Письменная аннотация – изложение авторской концепции проекта. Роль слова и письменного текста в проектной деятельности. Формулирование идей, положенных в основу работы. Анализ всего процесса работы в целом по цепочке: информативный блок – проектное задание – идея – создание – результат. Перевод творческого импульса в понятную зрителям словесную форму.

Знак и символ как основа визуальной коммуникации. Первый раздел программы знакомит учащихся с самым древним языком – языком визуальной коммуникации. Письменность, прошедшая долгий и сложный путь развития, была не единственным и далеко не первым изобретением человека, позволившим ему общаться с помощью знаков. Задолго до ее возникновения человек использовал в письменном общении как реальные образы, так и абстрактные фигуры. Передача сообщения в виде знаков осталась незаменимым средством общения. Каким образом первобытный человек рассказывал о себе? С помощью каких средств можно выразить скрытые от глаз таинственные вещи, из которых состоит человек и которые не отражаются в зеркале? Предложите учащимся проанализировать идеи и представления о мире, которые в древних цивилизациях передавались с помощью образа человека (иллюстративный ряд может включать в себя „рентгеновские” рисунки австралийских аборигенов, истории, изображенные в ацтекских кодексах, первобытные петроглифы). Рисунки-послания и образно-описательные рисунки наиболее близки по своей структуре к системам письменности. Оригинальность и многоликость образов зависит не только от идей, концепций и фантазии, но и от средств, которыми пользуется художник [29, c. 76].

С помощью каких средств человек может рассказать о самых простых и самых сложных вещах? О чем хотел поведать грядущим поколениям первобытный человек, оставивший след своей руки на стене пещеры, – о своем присутствии в этом мире или о том, что эта пещера принадлежит только ему? Или о том, что он победил хищного зверя, жившего в этой пещере? Или он сделал величайшее открытие – обнаружил, что существует понятие „я”? Мы не можем ответить на эти вопросы однозначно. Чтобы понять, из чего состоит этот язык, воспользуемся идеей Чарльза Пирса, который разделил все существующие в человеческом общении визуальные элементы на три группы знаков [30, c. 17].

Знак является тем первоэлементом, с помощью которого человек определяет и выражает свою идею. Первую группу составляют иконические знаки – изображения, которые выражают только то, что изображают. Например – фотография ладони. А вот след ладони на стене пещеры – это уже нечто другое и выражает большее, чем фотография. Большее значение несет изображение иероглифа «рука» на древнеегипетском рельефе. Знаки, выражающие больше того, что буквально изображено, определяются как индексальные знаки. Чтобы понять не совсем ясные значения знаков, необходимы дополнительные знания. Пример индексальных знаков – египетские росписи и рельефы.

Третью группу составляют изображения, значение которых непонятно непосвященному. Надо просто знать точное значение этих изображений, чтобы прочитать идеи, передаваемые с их помощью. Это изображения букв, составляющие алфавиты разных народов, написание цифр в различные эпохи и в разных странах. Такие знаки Ч. Пирс определи как конвенциональные, то есть знаки, которые требуют договора между людьми, их использующими, где оговорено значение каждого из них. Например, конвенциональные знаки придумывают и используют все секретные службы мира – это шифры и коды [1, c. 27].

Как рождаются изобразительные знаки, символы, буквы? Можно проследить исторический процесс возникновения знаков, который заключен в упрощении и обобщении элементов изображения (например, реалистический рисунок цветка и цветок как элемент орнамента). Так устроено наше зрительное восприятие, что сначала мы узнаем вещи по их силуэту. Знаки и символы – это силуэтные и линейные изображения. Линия, очерчивающая силуэт, выражает суть идеи, которая сразу должна прочитываться зрителем. При создании знака художник должен выявить в явлении самое главное, характерное, значимое и отбросить все лишнее. От характера силуэта зависит смысл, который мы должны воспринять. Поэтому художники, разрабатывающие знаки и символы, стремятся к их предельной простоте. Знаки должны сразу восприниматься зрителем. Линия, создающая силуэт и залитая изнутри, превращается в букву, товарный знак, знак дорожного движения или символ на географической карте. Самым главным для этого средством является передача содержания, поэтому не случайно, что знаками профессионально занимаются художники-графики, то есть специалисты, для которых линия является главным средством выражения.

Символика цвета и цветовые предпочтения разных культур. Цвет сразу характеризует объекты, которые мы видим. Цвет – одно из основных средств коммуникации, основа визуальных сигнальных систем. Мы демонстрируем окружающим свою неповторимость выбором цвета одежды, формируем с помощью цвета наше жилое пространство. Наши цветовые предпочтения формируются культурой, меняются с возрастом, зависят от настроения. Культура – это всегда выбор. Художественная культура – это в первую очередь отбор цветов, построение цветовой модели. Локальные культурные сообщества характеризуются определенной палитрой цветовых предпочтений. Это можно определить, анализируя праздничную одежду, ткачество, посуду, ювелирные украшения, декор интерьеров и экстерьеров памятников архитектуры, созданных народом в конкретной местности. Подбирая иллюстративный материал к этой теме, можно отобрать наиболее контрастирующие друг с другом примеры. Это могут быть: 1. Фотография аборигена африканского племени. Одна из традиционных африканских культур поражает своей полихромией (многоцветием). Но многовековой отбор, использование натуральных красителей согласовывают это цветовое многообразие между собой. Цветовую палитру фотоснимка можно охарактеризовать как контрастную, но согласованную благодаря построению цветовой модели, основанной на дополнительных цветах.

2. Типичная рекламная фотография офиса из модного журнала. Жесткий цветовой отбор на рекламной фотографии демонстрирует одну из моделей современной культуры – концептуальный минимализм. Цвет на фотографии – это индексы, лаконично выражающие символическое содержание фотографии: синее небо – позитивное настроение, серое, металлическое – образ высокотехнологичного мира, теплая охра загорелых лиц – здоровье, красный, главный цветовой акцент – идея подарка.

3. Фотография рейверской молодежной вечеринки. Молодежная контркультура выражает себя с помощью контрастных, диссонирующих, едких (кислотных) цветов. Перенасыщенная цветовая модель не согласована, но цель – выразить идею разрушения правил „взрослого” мира – выражена органично и убедительно. Для выявления цветовых канонов в искусстве и определения цветовой палитры, свойственной тому или иному художнику, также следует отобрать примеры, выражающие черты того или иного стиля. Так, например, можно проанализировать цветовые предпочтения Энгра – лидера французской школы живописи эпохи классицизма. Цветовая модель Энгра демонстрирует рафинированную цветовую гамму сближенных цветов. Ограниченная цветовая палитра – это ведущая тенденция европейской культуры [13, c. 228].

Известный американский художник XX века Энди Уорхол сформировал цветовую модель, которая характеризует стиль поп-арт – яркие, „пластмассовые”, контрастирующие друг с другом цвета, активно звучащие, ассоциирующиеся с Америкой 60-х годов. Современный мир также выражает себя через определенные цветовые коды.

Каждому человеческому сообществу, как и каждому человеку, свойственны свои цветовые предпочтения. Они могут зависеть от нашего психологического состояния, от того, что мы хотим рассказать о себе окружающим, от возраста, от того, с какой социальной группой мы себя идентифицируем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.