Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективные предпосылки возникновения библиотечной инноватики






1. смена парадигмы (идеи) в 90-е годы XX века в отечественных библиотеках обусловила востребованность библиотек, изменение их миссии, или приоритетов деятельности (маркетинг).

2. ликвидация профессиональных библиотек и технических библиотек на промышленных предприятиях и мелких технических библиотек на промышленных предприятиях (МАЗ) в связи с приватизационными процессами в республике повлекло за собой приток пользователей (специалистов и инженерно-технических работников) в библиотеки.

3. реформа в сфере образования. Она способствовала появлению гимназий, колледжей и других типов, и также способствовало изменению статуса многих ВУЗов (университеты, академии). В данных ВУЗах появились новые факультеты, специализации, которые требовали разработки новых методик обучения. Исходя из этого, большинство учебных библиотек оказались неготовыми к преобразованиям. Поэтому многочисленные потребители информации (старшеклассники, студенты) устремились в областные библиотеки.

4. многократное повышение цен на книги и периодику, что повлекло за собой рост читательской активности для тех, для кого чтение – форма досуга.

5. децентрализация управления во всех отраслях народного хозяйства обусловила экономическую зависимость библиотек от территориальных органов управления, что в свою очередь привело к неравномерному развитии ресурсной базы библиотек. Библиотеки должны были изыскивать новые способы выживания.

6. трансформация библиотек в полифункциональные учреждения- культурные, информационные, социальные – способствовало тому, что они стали востребованы среди населения.

7. библиотеки получили возможность проявлять свою «непохожесть» в разных сферах (дизайн, благоустройство помещения, нестандартные приемы работы).

8. в библиотеках усилилось развитие краеведческой деятельности, т.е. воссоздание социальной памяти, обретение национальной идеи.

9. библиотеки стали выступать как особый институт содействия духовному воспроизводству, социализации личности. По новому стала проявляться рекреационная и досуговая функции.

10. использование новых подходов к повышению профессионального уровня специалистов библиотек (конференции, семинары, круглые столы) в помощь адаптации современных социально-культурных ситуаций.

11. деятельность библиотеки по организации связи с общественностью, овладение методикой фандрейзинга.

12. библиотеки стали выполнять социальную роль посредников между населением и властными структурами.

13. активное взаимодействие библиотеки с домами культуры, школами, музеями.

14. библиотека в условиях обострения межнациональных отношений стала выступать как фактор, способствующий консолидации политического населения республики (появились профилированные филиалы, которые предлагали литературу на языках диаспор, проживающих в зоне обслуживания).

15. библиотечное обслуживание стало рассматриваться как активно развивающая система, ориентированная на потребности населения и своих групп пользователей.

Таким образом, изменения экономической, политической и социальной обстановки в республике стали причиной децентрализации управления библиотечным делом, что поспособствовало формированию новой библиотечной политики, суть которой сводится к индивидуальному подходу в решении проблем, поиску самостоятельных форм и методов работы, а т. е. инноваций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.