Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Садхана-бхакти: практика сознания Кришны





П

рактиковать – означает занимать свои чув­ства определенным видом деятель­ности. И пре­­данное служение на практике означает исполь­зо­ва­ние наших различных органов чувств в слу­же­нии Кришне. Некото­рые из чувств предна­зна­чены для приобре­тения знания, а некоторые – для вы­пол­нения того, к чему мы пришли в процессе размыш­ления, чувствования и желания. Таким обра­­зом, под практикой подразумевается исполь­зо­ва­ние как ума, так и чувств в практическом преданном служении. Эта практика предна­зна­чена не для развития чего-то искусственного. Напри­мер, ребенок учится ходить. Ходьба не явля­ется чем-то неестественным для ребенка, эта способность уже заложена в нем, нужно лишь немного практики, и он будет замечательно хо­дить. Подобным же образом, преданное служение Всевышнему Господу – это врожденная потреб­ность каждого живого существа. Даже нециви­ли­зо­ванные люди, дикари, поклоня­ются удиви­тель­ным явлениям природы, падая ниц при виде их. Они понимают, что за всем этим стоит некая высшая сила. Таким образом, сознание присут­ствия высшей силы есть в каждом живом существе, хотя в тех, кто материально осквернен, оно находится в дремлющем состоянии. Чистая форма этого сознания называется сознанием Кришны.

В

ведической литературе описаны специ­аль­ные методы, с помощью которых мы можем так занять свой ум и чувства, чтобы пробудить в себе дремлющее сознание любви к Кришне. Это напоминает пробуждение в ребенке после неболь­шой тренировки способ­ности ходить. Тому, у кого нет врожденного инстинкта ходьбы, никакая прак­тика не поможет научиться ходить. Подобно этому соз­нание Кришны тоже не может быть результатом только практики. Такой практи­ки не существует. Но для тех, кто хочет развить в себе врожденную склонность к преданному служению, есть определенные методы, которые, если их принять и им следовать, пробудят в человеке эту дремлющую способность. Такая практика называется садхана-бхакти.

К

аждое живое существо, околдованное мате­ри­альной энергией, находится в противо­ес­тественном для него состоянии безумия. В Шримад-Бхагаватам говорится: "Обусловленные души в большинстве своем безумны, так как постоянно заняты деятельностью, причиняющей им стра­дания и порабощающей их". В своем изначальном состоянии духовная душа радостна, вечна, испол­нена блаженства и знания. Подвер­женной смерти, исполненной страданий и невежества она стано­вит­ся только благодаря своей причастности к ма­те­риальной деятель­ности. Это результат ви­кар­мы. Слово викарма означает "поступки, которые не следует совершать". Поэтому мы должны практи­ко­вать садхана-бхакти, что подразумевает учас­тие в мангала-арати (поклонение Божеству утром), воздержание от определенных видов материальной деятельности, выражение почтения духовному учителю и следование многим другим правилам и ограничениям, которые будут последовательно обсуж­­даться в данной книге. Такая практика по­мо­жет живому существу излечиться от безумия. Подобно тому, как от психического заболевания можно избавиться, если следовать указаниям пси­хи­­атра, так и следование садхана-бхакти изле­чи­вает обуслов­ленную душу от безумия, насланного на нее чарами майи, материальной иллюзии…



Ш

ри Чайтанья Махапрабху дал нам авто­ри­тет­ную программу, стержнем которой является по­вто­рение мантры Харе Кришна. Повторение этой мантры обладает такой силой, что мгновенно пробуждает в человеке привязанность к Кришне. С этого начинается садхана-бхакти. Так или иначе человек должен сосредоточить свой ум на Кришне. Великому святому Амбарише Махара­дже не поме­шали сосредоточиться на Кришне даже лежавшие на нем обязанности царя. Точно так же и тот, кто пытается сосредоточить ум с помощью этого метода, очень быстро сможет пробудить в себе изначальное сознание Кришны.

В

садхана-бхакти, то есть практике предан­ного служения, можно выделить две ступени. Первая ступень называется служе­нием, осно­ва­нным на соблюдении регулиру­ющих принципов; при этом преданный следует регулирующим прин­ципам, беспре­кословно выполняя все указа­ния духовного учителя или авторитетных пи­са­ний. Это называется ваидхи, то есть "регу­ли­руемое". Все эти предписания преданный должен выпол­нять безоговорочно. Вторая ступень сад­ха­на-бхакти называется раганугой. Рагануга начинается с того момента, когда человек, соблюдающий регули­рующие принципы, развивает в себе некоторую привязанность к Кришне и начинает заниматься преданным служением из любви к Нему. К примеру, тому, кто занят преданным служением, предписы­вается вставать рано утром и проводить арати, что является одной из форм поклонения Божеству в храме. На начальной стадии он встает рано утром и проводит арати, выполняя указание своего духовного учителя, но постепенно в нем развивается искренняя привязанность к этому. И тогда он уже сам старается украсить мурти Господа, нарядить Его в красивые одежды и все время думает о том, как лучше Ему служить. Служение на этой ступени еще относится к регу­лируемой практике бхакти, садхана-бхакти, но это любовное служение уже спонтанно, человек занимается им по внутреннему побуждению. Итак, практика преданного служения делится на регулируемую и спонтанную.



Нектар преданности, стр. 46-48


Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Чистая любовь к Кришне вечно присутствует в сердцах живых существ. Ее не нужно искать где-то в другом месте. Когда в процессе слушания и повторения сердце очищается, живое существо естественным образом пробуждается".

Ч.ч Мадхья 22.107


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал