Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий для родителей






Проблема адаптации к школьной жизни - залог успешности обучения ребенка и его личностного благополучия. На что хотелось бы обратить особое внимание: • Период привыкания к школе требует специальной органи­зации жизни и деятельности школьников. В методическом письме Министерства образования РФ подчеркивается, что пер­вые два-три месяца в первом классе необходимо уменьшить


 




число уроков (проводить не четыре урока в день, а три), больше внимания уделить деятельности, которая сплачивает, объединя­ет детей (прогулки, игры, творческая совместная деятельность).

• Период адаптации не только организационно отличается от обычной школьной жизни. Особое значение приобретает харак­тер общения с учащимися. Наверное, девизом этого периода мо­гут стать слова «Дойти до каждого». Учитель должен много рас­сказывать школьникам, читать им, обсуждать с ними близкие им и волнующие их темы (о семье, о друзьях, о любимых занятиях). Очень важно найти возможность каждому уделить хоть немного «личного» внимания - о чем-то расспросить, улыбнуться только ему, подмигнуть и многое другое, что составляет характеристи­ку положительного общения. Стоит обратить внимание и на не­которые жесты, движения, устанавливающие особые связи меж­ду учителем и ребенком (погладить, дотронуться, обнять и др.).

Конечно, нельзя дать четкие рецепты, как организовать про­цесс обучения, чтобы он был безболезненным для каждого ре­бенка. Учитель выбирает стиль своего поведения в зависимости от характера и особенностей школьников. Вместе с тем полезно обсудить опыт разных школ и педагогов по организации адапта­ционного периода.

Приложение 4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ, ОПЫТ САМОДИАГНОСТИКИ

1. Что, по Вашему мнению, важнее всего в воспитании?

а) Окружить ребенка теплом и заботой;

б) воспитать уважительное отношение к старшим;

в) выработать определенные взгляды и умения.

2. Если кто-то в классе отвлекается, Вас это раздражает? ••.

а) Да;

б) нет;

в) в зависимости от настроения.


3. Что Вы испытываете, когда ученик на уроке излагает
факты, которые Вам неизвестны?

а) Интерес;

б) смущение;

в) раздражение.

4. Что Вы делаете, если класс не приведен в порядок?

а) Не могу начать урок;

б) не обращаю на это внимания;

в) зависит от ситуации.

5. Что Вы делаете, когда несправедливо поступили с учени­
ком?

а) Трудно признать это;

б) готов признать свою неправоту;

в) таких случаев не было.

6. Какие отношения для Вас важнее?

а) Отношения с учениками;

б) отношения с коллегами;

в) не знаю.

7. Вызывают ли у Вас некоторые ученики раздражение, ко­
торое бывает трудно скрыть?

а) Часто;

б) иногда;

в) никогда не вызывают.

8. Как действует на Вас присутствие на уроках посторон­
них?

а) Воодушевляет;

б) никак не отражается;

в) выбивает из колеи.

9. Считаете ли Вы своим долгом сделать замечание школь­
нику, если он нарушает порядок в общественном месте?

а) Да;

б) нет;

в) в зависимости от ситуации.


 




10. С одинаковой ли теплотой Вы относитесь ко всем своим
ученикам?

а) Не уверен;

б) нет;

в) да.

11. С кем Вы предпочитаете общаться во время перемены?

а) С учениками;

б) с коллегами;

в) побыть в одиночестве.

12. Всегда ли Вы идете на урок в приподнятом настроении?

а) Никогда;

б) иногда;

в) всегда.

13. Превосходите ли Вы по каким-нибудь качествам своих
коллег?

а) Нет;, : р

б) не уверен, что такие качества есть;

в) да.

14. Под руководством какого начальника Вы предпочитаете
работать?

а) Того, который дает четкие указания;

б) того, который не вмешивается в работу;

в) того, который дает простор для творчества.

15. Приходилось ли Вам высказывать суждение о вещах, в
которых вы плохо разбираетесь?

а) Да;

б) нет;

в) не помню.

16. Как Вы относитесь к случайным встречам с учениками
за пределами школы?

а) Это доставляет мне удовольствие;

б) это вызывает у меня чувство неловкости;

в) это не вызывает у меня особых эмоций.


17. Как часто без видимых причин Вы чувствуете себя сча­
стливым или несчастным?

а) Часто;

б) редко;

в) никогда.

18. Как Вы относитесь к замечаниям со стороны коллег, и
админ истрации?

а) Мало волнуют;

б) иногда задевают;

в) часто задевают.

19. Придерживаетесь ли Вы во время урока намеченного
плана?

а) Всегда;

б) предпочитаю импровизацию;

в) зависит от ситуации.

20. Случалось ли Вам нелестно отзываться о своих коллегах?

а) Да;

б) нет.

21. Согласны ли Вы с мнением, что каждого ученика нужно
принимать таким, каков он есть?

а) Согласен;

б) не согласен;

в) что-то в этом есть.

22. Хватает ли Вам теплоты и поддержки со стороны
близких и коллег?

а) Да;

б) иногда;

в) нет.

23. Какие чувства вызывает у Вас мысль о предстоящей
встрече с учениками и коллегами?

а) Доставляет удовольствие.

б) особых эмоций не вызывает.

в) недовольство.


 




24. Как Вы реагируете, когда видите, что ученик ведет себя
вызывающе по отношению к Вам?

а) Плачу ему той же монетой;

б) игнорирую этот факт;

в) предпочитаю выяснить отношения.

25. Готовитесь ли Вы к урокам?

а) Обычно да;

б) иногда;

в) всегда.

26. Что для Вас важнее всего в работе?

а) Привязанность учеников;

б) признание коллег;

в) чувство собственной необходимости.

27. Зависит ли успех от Вашего физического и духовного со­
стояния?

а) Иногда;

б) не зависит.

28. Сомневаетесь ли Вы в дружелюбном отношении к Вам
со стороны коллег?

а) Не сомневаюсь;

б) сомневаюсь;

в) затрудняюсь ответить.

29. Что Вы делаете, если ученик высказывает точку зрения,
которую вы не можете принять?

а) Стараюсь поправить его, объяснить ошибку;

б) перевожу разговор на другую тему;

в) пытаюсь понять его точку зрения.

30. Опаздываете ли Вы на работу?

а) Регулярно;

б) изредка;

в) никогда не опаздываю.

31. Что Вы делаете, если незаслуженно наказывают ученика?
а) Заступлюсь за него;.


б) один на один сделаю замечание коллеге;

в) сочту некорректным вмешиваться.

32. Работа дается Вам ценой большого напряжения?

а) Обычно да;

б) иногда;

в) редко.

33. Есть ли у Вас сомнения в своем профессионализме?

а) Конечно;

б) есть сомнения;

в) не приходилось задумываться.

34. Что, по-Вашему, в школьном коллективе важнее всего?

а) Трудовая дисциплина;

б) отсутствие конфликтов;

в) возможность работать творчески.

35. Откладываете ли Вы на завтра то, что необходимо
сделать сегодня?

а) Часто;

б) иногда;

в) никогда.

3.6. Согласны ли Вы с высказыванием «Я ничему не могу нау­чить этого ученика, потому что он меня не любит»?

а) Согласен полностью;

б) не согласен;

в) что-то в этом есть.

37. Мешают ли Вам уснуть мысли о работе?

а) Часто;

б) редко;

в) никогда не мешают.

38. Выступаете ли Вы на собраниях и педсоветах по вол­
нующим Вас вопросам?

а) Часто;

б) иногда;

в) предпочитаю слушать других.


 


Ж



 


39. Считаете ли. Вы возмоэюным повысить голос на ученика?

а) Если ученик этого заслуживает;

б) затрудняюсь ответить;

в) это недопустимо.

40. Всегда ли Вы можете найти правильный выход из кон­
фликтной ситуации?

а) Не всегда;

б) не знаю;

в) всегда.

41. Испытываете ли Вы потребность в общении с ученика­
ми во время каникул?

а) Да;

б) нет; I

в) иногда.

42. Находите ли Вы в себе достаточно сил, чтобы спра­
виться с трудностями?

а) Редко;

б) обычно;

в) всегда.

43. Приходилось ли Вам выполнять приказы не вполне ком­
петентных людей?

а) Да;

б) не помню;

в) нет.

44. Как Вы относитесь к непредвиденным ситуациям на
уроках?

а) Мешают учебному процессу;

б) игнорирую;

в) использую.

45. Случалось ли Вам быть не совсем искренним с людьми?

а) Да;

б) нет;

в) не помню.


46. На чью сторону Вы встаете в конфликте между учите­
лем и учеником?..

а) На сторону ученика;

б) на сторону учителя;

в) сохраняю нейтралитет.

47. Бывают ли у Вас проблемы со здоровьем в начале или в
конце учебного года?,..]

а) Как правило, да;

б) не всегда;

в) проблем со здоровьем нет.

48. Относятся ли Ваши ученики к Вам с симпатией?

а) Да;

б) не все;

в) не знаю,

49. Вызывают ли у Вас требования начальства протест,
если каэ/сутся не вполне обоснованными?

а) Не вызывают;

б) не знаю;

в) вызывают.

50. Вызвали ли у Вас трудности ответы на пекоторые во­
просы?

а) Да;

б) нет.

Приложение 5

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

(заполняется родителями)

1-я шкала. Успешность выполнения школьных зада­ний:

а) правильное, безошибочное выполнение школьных заданий;

б) небольшие помарки, единичные ошибки;

в) редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заме-

ной;


 


г) плохое усвоение материала по одному из основных пред­
метов, обилие ошибок, частые ошибки, неаккуратное выполне­
ние заданий;

д) плохое усвоение программного материала по всем предме­
там.

2-я шкала. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий:

а) ребенок работает легко, свободно, без напряжения;

б) выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка
особых затруднений;

в) иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство,
выполнение заданий требует некоторого напряжения для завер­
шения;

г) выполнение школьных заданий требует от ребенка опре­
деленной степени напряжения;

д) ребенок отказывается работать, может плакать, кричать,
проявлять агрессию.

3-я шкала. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий:

а) ребенок сам справляется со школьными заданиями;

б) работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи
взрослого;

в) иногда обращается за помощью, но чаще выполняет зада­
ния сам;

г) ребенок мог бы справляться со школьными заданиями са­
мостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого;

д) для выполнения ребенком школьных заданий требуются
инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрос­
лого.

4-я шкала. Настроение, с которым ребенок идет в школу:

а) ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу;


б) спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения;

в) иногда проявляется сниженное настроение;

г) случаются проявления отрицательных эмоций:

- тревожность, огорчение, иногда страх;

- обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;

д) преобладание депрессивного настроения или агрессии
(вспышки гнева, злости).

5-я ш к а л а. Взаимоотношения с одноклассниками:

а) общительный, инициативный, легко контактирует с деть­
ми, у него много друзей, знакомых;

б) малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к
нему обращаются дети;

в) сфера общения несколько ограничена, общается только с
некоторыми ребятами;

г) предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать
с ними в контакт;

д) наблюдаются трудности в общении:

- замкнут, изолирован от других детей, предпочитает нахо­
диться один;

- инициативен в общении, но часто проявляет негативизм
в отношениях с детьми: ссорится, дразнится, дерется.

6-я шкала. Общая оценка адаптированности ребенка:

а) высокий уровень адаптированности;

б) уровень адаптированности выше среднего;

в) средний уровень адаптированности ребенка;

г) уровень адаптированности ребенка ниже среднего;

д) низкий уровень адаптированности.

Приложение б

СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

(заполняется учителем)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.