Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа психологической поддержки






Психологическая поддержка помогает человеку преодоле­вать трудности адаптации к новым социальным условиям, спра­виться с потенциально стрессовыми ситуациями, сохранить свое психическое и физическое здоровье.


 




Для разработки программы психологической поддержки первоклассников необходимо учитывать следующие основные по­ложения:. •: •

• Психологическая поддержка - это комплекс мероприятий,
который следует применять в период адаптации первоклассни­
ков к школе независимо от того, какой уровень эмоционального
напряжения диагностируется у детей.

• Доброжелательные взаимоотношения между участниками
образовательного процесса (как взрослыми, так и детьми) в ат­
мосфере психологической поддержки стимулируют развитие
индивидуальности каждого ребенка.

• В процессе психологической поддержки дети обучаются
у педагогов формам эффективного сотрудничества с другими
людьми и потом могут применять их в любой жизненной ситуации.

• Атмосфера, которая создается при использовании педаго­
гом программы психологической поддержки, стимулирует ин­
теллектуальную, положительную психоэмоциональную, творче­
скую и другие виды активности у первоклассников.

Итогом внедрения программы психологической поддержки в первом классе должна быть гармонизация взаимоотношений взрослых и детей в процессе обучения и во внеучебной деятель­ности, которая будет способствовать развитию психически и физически здоровой личности.

Учитывая разнообразные факторы, трудности, влияющие на процесс адаптации первоклассников, их индивидуальные и воз­растные особенности (исследуемые с помощью диагностическо­го инструментария), для успешной реализации программы пси­хологической поддержки детей учитель заполняет «Психологи­ческие паспорта» на учеников (объем такого паспорта не должен быть более одной тетрадной страницы). (См. Приложение 7.)

Перед всеми учителями начального общего образования в адаптационный период необходимо поставить следующие задачи:

1) Помочь ребенку принять позицию школьника.


 

2) Помочь осознать появление нового сообщества - класса.

3) Ввести понятие оценки, различные ее критерии (правиль­
ность, аккуратность, красота).

4) Обучить школьников навыкам учебного сотрудничества
с учителями и одноклассниками.

5) Закончить игровую деятельность.

6) Формировать самооценку обучающихся.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

(советы психолога)

Поступление ребенка в школу - это принципиально новый этап в его жизни. В психике дошкольника происходят сложные изменения, весь его организм перестраивается для реализации нового ведущего типа деятельности. Развитие ребенка через ро­левую игру исчерпало свои возможности, что привело к очеред­ному возрастному кризису, разрешением которого и становится следующая ступень развития - начальное обучение. По словам Гегеля, приход в школу - это приведение человека к обществен­ной норме. В первую очередь происходит перестройка всей сис­темы отношений ребенка с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений, (ребенок - взрослый и ребенок - дети). Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителя­ми, на отношения внутри детского коллектива. На дошкольном этапе благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии. В школе возникает новая структура этих отношений (ребе­нок - учитель), которая начинает определять отношение школь­ника к родителям и одноклассникам. Впервые отношение «ре-• бенок - учитель» становится отношением «ребенок - общест-I но». В учителе воплощены требования общества, которые он I постепенно вводит в повседневную жизнь малыша, учит жить I его по определенным правилам. Если и в школе все хорошо,


значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. Новая социальная ситуация требует и особой деятельности. Эта дея­тельность называется учебной и не характеризуется только как усвоение новых знаний и приобретение навыков, а как деятель­ность, непосредственно направленная на усвоение науки и куль­туры, накопленных человечеством. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Она должна быть сформирована. Так же, как человек умеет трудиться, он должен уметь учиться, а следова­тельно, надо создать ему необходимые условия.

Наиболее трудным для дошкольника является период адап­тации к школе, который сильно зависит от его индивидуальных особенностей. Впечатлительные, эмоциональные, застенчивые дети нуждаются в особых условиях, часто в эту категорию по­падают и домашние дети, которые привыкли быть в центре вни­мания любящих их взрослых. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько ме­сяцев. При этом они должны быть терпеливы и^ спокойны, вре­менные неудачи еще не указывают на будущее отставание. Ре­бенок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых усло­виях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут я помогут. Как правило, поступая в школу, все дети хотят учить-1 ся, то есть у них сформирована мотивация, на учение, которую, необходимо сохранить и постепенно перевести в познаватель-1 ную активность (познание окружающего мира и самого себя).

«Школьная адаптация» - это решение различных проблем и •Трудностей, возникающих у детей различного возраста; Это за| труднения в учебе и общении. Главная причина школьной деза! даптации связана с характером семейного воспитания, Если ре-| бенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал пережив вания «мы», он и в новую социальную общность - школу 4-входит с трудом. Особенно тяжело детям, где родителей от де4 тей отделяет стена безразличия, отвержения. Другая причина и том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми а основном через отношение к ним учителя, а причины возникно| вения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и егс учебе в семье.


Приложение 2

СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ВРАЧА (для родителей первоклассников)

Поступление в школу - это огромное событие в жизни ре­бенка и его родителей. С началом школьной жизни происходят колоссальные изменения в психоэмоциональной сфере ребенка, изменяются мотивации, формируются стиль поведения и при­вычки, меняются авторитеты. Многократно возрастают физиче­ские и психические нагрузки. Изменяется привычный режим дня, фазы труда и релаксации. Укорачивается время сна. Повы­шается нагрузка на все анализаторы: зрительные, слуховые и т. д. Здоровье вашего ребенка требует повышенного внимания.

Хотелось бы дать несколько конкретных практических сове­тов, которые помогут избежать многих проблем, связанных с началом школьной жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.