Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности организации урока в нервом классе






Учитывая особенности шестилетних первоклассников, целе-j сообразно строить урок несколько иначе, нежели в следующих классах начальной школы. В уроке целесообразно представить два структурных элемента: организационный момент и основная часть.

Организационный момент следует использовать для обуче­ния детей умениям организовать рабочее место (достать учеб-! ник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь, карандаш и т. п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструк-

Ш


ция учителя, подробно объясняющая, что и как делать. Можно ис­пользовать прием проговаривания последовательности действий.

Настраивая детей на работу, учитель должен проявлять доброжелательность, не делать замечаний, а облекать их в фор­му совета и пожелания. Основная часть урока должна быть «дробной», то есть состоять из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Например, недопустимо, чтобы дети целый урок непрерывно писали или читали, так как и та и другая деятельность очень трудна для ребенка, и утомление на­ступает в этом случае весьма быстро. В этом случае письмо пре­рывается, например, осязанием вырезанных букв, выкладывани­ем их на парте, конструированием буквы из разных элементов и др. Чтение можно дополнить рассматриванием иллюстраций, слушанием музыки, рассказом учителя или детей.

Хорошо, если отдельным структурным элементом является игра, изобразительная или моделирующая деятельность. Рас­сматривание иллюстраций хорошо сочетается с рассказом учи­теля, а работа в рабочей тетради - с коллективной беседой.

Необходимо обратить особое внимание на использование игры как структурной части урока. Обычно учитель предпочи­тает дидактическую игру.

Действительно, игры с правилами всегда имеют учебную за­дачу, которую нужно решить. В процессе игры дети усваивают систему эталонов - сенсорных, этических, практических и дру­гих, уточняются их знания о различных сторонах окружающего мира, они учатся применять их в различных ситуациях. Объеди­няет игру и учение и одинаковый способ действия, который ис­пользует школьник, например, классификация, сравнение, ана­лиз и Др. Игра с правилами так же, как и учебная деятельность, имеет коллективный характер: в процессе игры ребенок учится согласовывать свои действия с партнерами, получать общий ре-зультат деятельности. Таким образом, компоненты учебной дея­тельности совпадают со структурой игры с правилами.

Сделаем вывод: игра с правилами, и прежде всего дидакти­ческая игра, должна занимать определенное место в начальном


обучении, так как способствует формированию новой ведущей деятельности - учебной.

Однако при всей важности игр с правилами ограничиваться ими в начальном обучении нельзя. Почему? Важной задачей формирования личности ребенка является развитие его творче­ских способностей, основа которых - воображение. Поэтому на любом уроке необходимо найти возможность развивать вообра­жение. А для этого весьма подходит ролевая игра. Особенность этого вида в том, что участники сами устанавливают ее правила, строят сюжет, распоряжаются взятыми на себя ролями. Ролевую игру можно использовать на уроке по любому предмету.

При построении учебного процесса в первом классе, где учатся шестилетние дети, необходимо учитывать, что ребенку этого возраста свойственны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то есть умение наглядно представить себе разные объекты окружающего мира и их изменения (преббразо-вания). Именно с опорой на наглядно-образное мышление ребе­нок начинает работать со схемами и моделями. Исходя из этого, учитель должен создать на уроках возможность для деятельно­сти на наглядно-образной основе: рисовать, моделировать, заполнять схемы, таблицы, действовать с предметами-замес­тителями и пр. Такое обучение создаст важнейший фундамент для формирования логического мышления.

Нецелесообразно злоупотреблять наглядностью и теми ее средствами, которые обеспечивают лишь внешнюю привлека­тельность обучения. Например, урок ведет не учитель, а. Не­знайка, Буратино или другой сказочный персонаж; стены класса увешаны картинками, рисунками, плакатами, которые не имеют отношения к сегодняшнему уроку или проходимой теме. Неред­ко все это приводит к отрицательному эффекту: ребенок пере­стает реагировать на наглядные средства обучения, прицыкает к ним, его внимание начинает фиксировать только яркие, но не всегда существенные особенности изучаемого объекта. Или он начинает играть с героем, отвлекается от темы урока, становится ] невнимательным. Поэтому нужно быть очень требовательным


к оформлению стен, доски, подбору наглядности для урока в первом классе: необходимо соблюдать меру, строгость, дина­мичность, средства наглядности должны отражать изучаемую тему и вовремя заменяться другим.

Желательно предусмотреть на уроке проведение творческих учебных заданий: придумать что-то, догадаться, подобрать соб­ственные примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассужда­ют, ошибаются, вместе с учителем находят правильный ответ.

Необходимо обратить внимание на организацию обучения письму в первом классе.

Для детей 6-7 лет еще очень трудны тонко координирован­ные движения при письме. Письмо утомительно для младшего школьника.

Для эффективного формирования навыка письма на началь­ном этапе (букварный период) необходимо дать ребенку четкое представление о траектории движения при письме каждого эле­мента и буквы (точка начала движения, направление движения руки, точка окончания движения руки), учитывая, что каждый элемент пишется отдельно, а связность и слитность письма формируются только на следующих этапах обучения. Категори­чески запрещается форсировать темп письма - каждый ребенок НИ начальном этапе обучения имеет свою скорость письма. При одновременном выполнении письменных заданий под диктовку учителя всем классом рекомендуется учитывать индивидуаль­ные особенности скорости письма учащихся.

При обучении письму леворуких детей следует использовать инициальные прописи.

11ри обучении письму рекомендуется регулярно (через каж­дые 5 7 минут) проводить гимнастику для пальцев: сжимание и ритжнмание, потряхивание кистями. Наилучший эффект дает уочетнние гимнастики для пальцев с дыхательными упражне­ниями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейном и Грудном отделах. Упражнения нужно чередовать, а после их можно снова заняться письмом.


Одновременно с обучением письму необходимо проводить специальные упражнения, тренирующие мелкую моторику ру­ки: раскрашивание, закрашивание, рисование по контуру, мас­саж и гимнастику пальцев и пр. Учитель обычно располагает целой «обоймой» всяких подобных упражнений, но иногда за­бывает о важнейшем правиле их проведения - систематичности.

В последние годы распространилась тенденция обучения первоклассников письму с использованием широкой разлинов­ки. Такое письмо в большей мере учитывает возрастные особен­ности детей: ребенку шести-семи лет писать в узкой строчке очень трудно, значительно быстрее устает рука, возрастают на- | пряжение и усталость. В результате школьник пишет некрасиво, | получает замечания учителя и, что естественно, снижает его ин­терес к этой деятельности, возникает стойкое нежелание зани­маться письмом.

При обучении чтению категорически запрещаются проверка скорости чтения в течение всего учебного года и определение средней скорости по классу. Динамику формирования навыка чтения можно проанализировать, сравнивая скорость чтения од­ного и того же ребенка в течение года, не сравнивая со скоро­стью чтения других детей. Нормативных значений скорости чтения, которых должен достигнуть ребенок к концу первого года обучения, нет. У каждого ребенка может быть своя ско- \ рость чтения, важно совершенствование качества чтения (при­оритетным является понимание прочитанного).

В связи с трудностями, возникающими у первоклассников при обучении чтению и письму, следует во время урока исполь­зовать различные упражнения для зрительного анализатора. На­пример, полезно несколько раз прерывать чтение, с силой за­жмуриться, повращать глазами по и против часовой стрелки, посмотреть в окно, перевести взгляд на далеко расположенные объекты. Можно применить и специальные зрительные трена­жеры. Например, разместить в различных участках классной комнаты какие-либо яркие объекты (игрушки, красочные кар­тинки). Дети, стоя, под счет учителя, быстро поочередно фикси-


руют взор на этих зрительных метках, в течение 1, 5-2 минут соче­тая движения головы, глаз, туловища.

Следует проводить 2-3 раза в течение учебного дня и другие специальные упражнения для глаз, заключающиеся в много­кратном (15-20 раз в течение 3 минут) переводе взора е мелкого (3-5 мм) предмета, расположенного на расстоянии около 20 см ОТ глаз (это может быть и собственный палец), на другой пред­мет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз, скажем, на классную доску (для детей, сидящих за последними партами) или дальний угол классной комнаты (для детей, сидящих на первых партах).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.