Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II этап (август) Семинар-практикум для учителя первого класса






Практика показывает, что если ребенок учится в доброжела­тельной атмосфере, если он доверяет педагогу, то ему легче преодолеть трудности и пережить неудачи. Личность учителя играет главную роль в развитии младшего школьника.

Ключевой психологической особенностью младшего школь­ного возраста является авторитетность взрослого (прежде всего, учителя), вера в истинность всего, что он «несет», а также до­верчивость и восприимчивость.

Путь к ученику мы «прокладываем» через учителя. Учитель должен быть добрым, но требовательным, не унижать оскорбле­ниями и двойками, а помогать ребенку.

Формы и методы работы с учителем первоклассников:

- диагностика и самодиагностика учителей. Составление
«психологического портрета» (см. Приложение 4) помогает-
учителю найти резервы для более эффективной работы или по­
пять причины существующих профессиональных проблем;

- элементы тренингов (СПТ, аутотренинг, тренинг обще­
ния);

 

- обмен информацией. Психолог информирует о том, что та­
кое психологическое развитие, каковы его закономерности и
возрастные особенности;

- анализ прошлого опыта. Учителя делятся опытом внедре­
ния курса «Внимание! Первоклассник!», анализируют, что уда­
лось в тренинге, какие были трудности, «находки», пожелания;

- моделирование уроков. Детальное обсуждение методики
проведения занятий, проигрывание каждого учебного дня, ис­
пользование видеозаписей предыдущих тренингов.


III этап (сентябрь) Курс-тренинг «Внимание! Первоклассник!»

Главная цель курса - душевное здоровье, эмоциональное благополучие как условие успешности любой деятельности. Ведь любой человек, особенно ребенок, с эмоциональными про­блемами не способен ни усваивать знания, ни полноценно тво­рить, ни полноценно общаться..

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответ­ственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности маленького че­ловека. Изменяется вся жизнь ребенка и даже всей семьи: она подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллекту­альных и физических сил.

Ведущая роль учебной деятельности младшего школьника не исключает того, что он активно включен и в другие виды деятельности (игра, спорт, искусство и др.). В этот период в ре­бенке живут два желания - хочу учиться и хочу играть.

Курс «Внимание! Первоклассник!» учитывает все сложности начального этапа обучения детей и их возрастные особенности.

Психологический аспект:

- сохранение психического здоровья и эмоционального бла­гополучия;

- формирование у ребенка представления о школе как о мес­
те, где он будет принят со всеми своими чувствами, мыслями.

Педагогический аспект:

- формирование умения учиться;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и
взрослыми.

Курс-тренинг - это своеобразный мостик, постепенный пе­реход от дошкольного детства в детство школьное. По форме,


по манере общения курс «Внимание! Первоклассник!» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дети, чисто дошкольный. Это игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. В процессе занятий дети учатся договариваться, об­мениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.

Программа курса-тренинга «Введение в школьную жизнь»

День 1-й Урок 1 Урок 2 Урок 3 День 2-й Урок 1 Урок 2 Урок 3 День 3-й Урок 1 Урок 2 Урок 3 День4-й Урок 1 Урок 2 Урок 3 День 5-й Урок 1 Урок 2 Урок 3 День 6-й Урок 1Урок 2Урок 3

Знакомство.

Режим дня школьника.

Схема класса.

Школьные традиции.

Кто не против нас, тот с нами.

Оценка.

Я и Мы.

Реакция на реплику.

Самооценка.

Отработка ранее введенных знаков, правил. Как надо и не надо спорить. Разные критерии оценки.

Когда непонятно, как надо действовать. Ситуация недоопределенного правила. Общая работа как сумма индивидуальных.

Понятно ли мы говорим? Различные стороны сотрудничества. Адресность сообщения.


 

 

День 7-й

Урок 1 Групповое взаимодействие.

Урок 2 Ловушка.

Урок 3 Содержательность высказывания.

День 8-й Урок 1 Урок 2

Учимся доказывать. Поиск выхода из ситуации. Обращение за помощью. Урок 3 Понятность высказывания, точность

информации, содержательность вопроса.

День 9-й

Урок 2 День 10-й

Урок 1 Учимся аргументировать высказывание. Критерии оценки. Точка зрения оценивающего.

Урок 1 Лесная школа.

Урок 2 Праздник «Рождение класса».

Занятия курса способствуют ускоренному знакомству пер­воклассников друг с другом (в отличие от традиционной систе-1 мы), созданию благоприятного психологического климата в классе, стремлению вместе работать, ведь учение, как известно, носит коллективный характер.

Особое место в курсе занимают мотивацией ные беседы, кото­рые позволяют выявить детей с отсутствием учебно-познава­тельной мотивации.

Учителя знают, как важно с первого же дня разъяснить де­тям, что от них требуется. Курс помогает первоклассникам осознать новые требования, формирует внутреннюю потреб­ность в соблюдении установленного распорядка.

В школе, как известно, ставят отметки. Восприятие ребен­ком оценки его деятельности, в конечном счете, является для него оценкой его личности в целом. Этому способствует реак­ция родителей, которые встречают ребенка из школы вопроса­ми: «Что ты получил? Какие у тебя отметки?».


Задания и беседы в рамках данного курса играют психопро­филактическую роль и защищают от сильных переживаний в случае первых неудач. Специальные задания и упражнения формируют навыки взаимо- и самооценивания. Это способству­ет развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки.

Учитель имеет возможность уже в течение первых двух не­дель сделать «фотографию» класса, увидеть всех детей (лидеров и тех, кому нужно уделить больше внимания), отследить эмо­циональное состояние каждого ребенка через «срезы» настрое­ния в цвете, которые проводятся в конце каждого дня (основа -цветопись Лутошкина).

Также ежедневно учитель получает обратную связь от роди­телей, присутствующих на уроках. Они в «дневничках» ведут записи наблюдений за группами детей во время занятий, на пе­ременах.

Особую ценность в этот период имеет такая форма обратной связи, как «письмо учителю». Ежедневно ребенок делится с учителем, родителями впечатлениями прошедшего дня, вопро­сами и пожеланиями.

Параллельно с созданием классного коллектива курс «Вни­мание! Первоклассник!» способствует формированию родитель­ского коллектива. Это очень важный момент в сохранении пси­хического здоровья детей, так как тревога ребенка по поводу школы в огромной степени связана с тем, как домашние отно­сятся к его школьной жизни.

Родители наших первоклассников приняли курс, поддержи­вают его.

В течение курса мы систематически проводим анализ заня­тий. Здесь обсуждаем каждого ребенка, отмечаем, кто был ус­пешен, как вел себя, принимаем конкретные решения, делаем выводы.


 









© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.