Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Святой Ириней Лионский






Возжженный Лионскими мучениками дух долго пламенел в Лионской Церкви.

Святой Ириней — будущий мученик и епископ Лионский — был великим продолжателем их дела во Вселенской Церкви. Мученики чувствовали будущее его значение. Это видно из того отзыва, который они дают о нем в Послании к епископу Римскому Елевферию: «Желаем тебе во всем и всегда благополучия от Бога, отец Ёлевферий. Мы просили нашего брата и сообщника Иринея отвезти вам эти письма и пред­ставляем его вам как человека, ревнующего о завете Христовом. Если бы мы полагали, что сан что-ни­будь прибавляет достоинству человека (или: доставляет праведность. — С. М.), то прежде всего предста­вили бы вам Иринея как пресвитера Церкви».

Не без особого промысла Божия послан был свя­той Ириней в Рим. Мученики называют его своим «сообщником». Видимо, он был из числа тех, кто не был схвачен, но добровольно не покидал мучеников в их подвиге: проникал к ним в тюрьму, ревностно и не смущаясь опасностью поддерживал с ними обще­ние лично и письменно, как об этом рассказывает описание их подвига. Трудно предположить, чтобы, оставаясь в Лионе, святой Ириней не разделил бы в конце концов участи мучеников. Сохранились муче­нические акты Епинода и Александра Лионских, правдоподобно рисующие обстановку в Лионе после расправы над святым Пофином, Санктом и их святы­ми учениками. Легат и народ не сразу успокоились. Еще некоторое время христиан продолжали разыски­вать. В Актах рассказана судьба двух молодых лионцев-христиан, которые вовсе не устремлялись к муче­ничеству. Но, не желая отрекаться и опасаясь быть схваченными, они скрылись в предместьях Лиона, в домике одной христианской вдовы, которая их при­ютила. Там их разыскали. Растерявшись при аресте, они с помощью благодати Божией не отреклись от христианства, мужественно перенесли мучения и скончались. Если не оставили в покое таких двух малозаметных лионских христиан, то трудно предпо­ложить, чтобы не был разыскан святой Ириней, рев­ностный член и пресвитер Лионской общины. Про­мысел Божий рукою мучеников отвел от него опас­ность. Ему предстояло еще много послужить Церкви Божией. Поручение в Рим спасло его драгоценную для Церкви жизнь. Легат думал, что он покончил с христианством в Лионе (см. Акты Епинода и Алек­сандра). Но вернувшийся из Рима святой Ириней стал во главе Лионской Церкви уже в качестве ее епископа. Он собрал еще немало христиан. «...Ослаб­ленная на время Церковь, — по собственному выра­жению святого Иринея, — тотчас увеличивается в своих членах и восполняется».

По собственным сочинениям святого Иринея вид­но, что не мала была паства, о которой ему приходи­лось заботиться. Первоначально христианами в Гал­лии были все больше приезжие — греки, римляне. Но когда святой Ириней писал свой главный труд «Против ересей» (около 185 года), ему уже приходи­лось по большей части иметь дело с местными жите­лями — кельтами. Он пишет: «Я живу среди кельтов и по большей части имею дело с варварским язы­ком» (Предисловие к 1-й книге). Его паства, видимо, сильно умножилась за счет местных уроженцев — епископу приходилось руководствовать уже не одних римлян и греков. Об увеличении числа христиан го­ворят и рассказы святого Иринея о гностике Марке и его учениках. Святому Иринею приходилось забо­титься о «многих», обольщенных гностиками «в ронских странах»101. Обольщаемые были из числа бога­тых, «щеголеватых» женщин, одевающихся в багряни­цу. Это были, видимо, богатые гречанки и римлянки, которых было немало в таком торговом городе, как Лион. И хотя обольщенных было «много», но они составляли относительно небольшую часть паствы святого Иринея. Рассказ о них идет в спокойном тоне, который был бы мало вероятен, если бы совра­щенные составляли значительную часть паствы Ли­онского пастыря.

Забота святого Иринея простиралась, по преданию, и за пределы Лиона и Виенны — в глубь Галлии — в Безотон (?), Валенсию и, может быть, еще в другие места. Касательно Безотона известно по Мученическим актам святого пресвитера Фереола и диакона Феруция, о Валенсии — от пресвитера Феликса и диако­нов Фортуната и Ахилла. Это были ученики святого Иринея — просветители этих частей Галлии. Подтвер­ждают это и надписи того времени (Гиршфельд).

Евсевий читал Послания святого Иринея по воп­росу о праздновании Пасхи. Они написаны были «от Галльских общин, над которыми епископствовал свя­той Ириней»102. Это выражение одни понимают так, что святой Ириней в 90-х годах II века был еписко­пом уже нескольких епархий (городов-приходов), другие — как свидетельство, что святой Ириней был старший епископ среди нескольких Галльских епар­хий с епископами. Но как ни понимать эти слова Евсевия, они говорят о значительном увеличении числа христиан Галлии.

Но не в этом было главное значение святого Ири­нея. Его деятельность далеко выходила за пределы Галльской Церкви. Его труды носили печать вселен­скую. Святой Ириней был «человек мира» и не имел навыка писать — нужда сделала его полемистом и писателем103. То, что он писал, было ответом Церкви на коренные затруднения века. Его книги: «Обличе­ния и опровержения лжеименного звания» (или крат­ко: «Против ересей»), «Доказательство Апостольской проповеди» (недавно лишь найденная после многих веков утраты) и другие сочинения, дошедшие лишь в отрывках, имеют значение для всей Церкви и на все века, хотя писаны были по частным поводам.

Коренные вопросы христианства, поставленные ве­ликим спором с гностиками, вопросы о монтанизме104

и о Пасхе решены были Вселенской Церковью при его содействии. Его слово к концу II века приобрело в Церкви решающее значение. Сказанное им о гнос­тиках повторилось уже как бесспорное учение Церк­ви его младшими современниками — начиная с Тер­туллиана, святого Ипполита, святого Киприана. Последующие церковные поколения (святой Василий Ве­ликий, святой Епифаний, Евсевий и другие) именно в его мыслях, его творениях находили выражение подлинного апостольского предания. Приводимые и защищаемые им, как единственно подлинные, Ново­заветные Писания — четыре Евангелия, Послания и Деяния Апостольские — стали на века достоянием Церкви, составили Новый Завет в его теперешнем каноническом составе. Отвергнутое им как апокрифи­ческое и ложное — отвергнуто и Церковью. Его уче­ние о предании, о Лицах Пресвятой Троицы, о соеди­нении в Едином Лице Господа Иисуса Христа — ис­тинного Бога и истинного Человека, его учение о Церкви и ее иерархии — все это и многое другое в последующие века защищалось Церковью как бес­спорное апостольское понимание христианства. Вмес­те с тем Церковь уверенно отбросила то, что выдава­ли за апостольское предание его противники — Ва­лентин, Василид, Маркион и многие другие писатели II века. Даже многие мнения в творениях Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена и некото­рых других известных христианских писателей II и начала III веков не были приняты Церковью как выражение подлинного христианского учения, апос­тольского предания.

Почему такое уверенное предпочтение было отда­но святому Иринею? Что сделало его таким чистым выразителем апостольского предания и церковного учения? Чем обосновано исторически такое отноше­ние к святому Иринею (оно уже видно у Тертуллиа­на и в так называемом «Малом лабиринте» святого Ипполита105)? Враги Церкви видели в святом Иринее нововводителя, а не вдохновенного Духом Божиим хранителя и выразителя христианской истины и апо­стольского предания.

Был ли святой Ириней звеном в непрерывной живой цепи апостольского церковного предания? Эти вопросы немаловажны для понимания жизни Церкви, и, чтобы внимательно в них разобраться, необходимо вникнуть в жизнь и учение святого. Вместе с тем станет понятным, почему апостольское предание и подлинное раскрытие христианских учений Церковь черпает у него в такой полноте и чистоте.

Мы знаем, что в предыдущем поколении с особой силой и полнотой под руководством Апостола Иоан­на Богослова и его учеников процветала христианс­кая жизнь и живо было апостольское предание в Малоазийских Церквах. В середине II века во главе христиан Малой Азии был святой Поликарп Смирнский, в котором, как в выдающемся ученике Апосто­ла Иоанна, соединялось все то, что было наиболее чистого и авторитетного в жизни и в преданиях Ма­лоазийских Церквей. Наряду с Малой Азией только Римская Церковь имела во II веке значение средото­чия христианской жизни и учения.

Святой Ириней был в тесном общении как раз с этими центрами христианской жизни и мысли. В этом ключ для понимания его значения в раскрытии и соблюдении апостольского предания Церкви. Свя­той Ириней вырос в Малой Азии и вплотную при­мыкал к самым источникам апостольского преда­ния — малоазийским старцам, ученикам Апостола Иоанна. В своих сочинениях он постоянно обращает­ся к этому живому церковному преданию, среди ко­торого еще с детства просветилась его душа.

Наряду со ссылками на писания апостольские, он любил указывать на мужей апостольских: «Так и пре­свитеры, видевшие Иоанна, ученика Господня, пере­дают, что они слышали от него» (Против ересей. V.. 33); «все пресвитеры, собравшиеся в Азии около Иоанна, ученика Господня, свидетельствуют, что им передал это сам Иоанн» (Там же. II. 22. 5); «говорят пресвитеры старцы, ученики апостольские» (Там же. V. 5); «как и слышал от некоторого пресвитера, который слышал от Апостолов, который также и видел их, и от бывших их учеников» (Там же (по армянс­кому переводу). IV. 27. 1), или — «пресвитер вразум­лял нас и говорил» (Там же. IV. 31. 1).

В конце II века не один святой Ириней ссылается на учеников апостольских. Так, Климент Александрий­ский нам говорит, что он собирал церковное учение и апостольское предание у «мужей блаженных и досто­памятных... из них один блистал в Греции, а именно в Ионии (Ахее), другой цвел в Великой Греции. Один из них происходил из Келл-Сирии, другой из Египта. А еще другие двое блистали на Востоке, один проис­хождением из Ассирии, с другим же я познакомился в Палестине, и по рождению он был еврей».

Здесь мы останавливаемся в недоумении. Кто были эти люди? Насколько они поняли и соблюли учение апостольское? Пусть они были слушателями святых Апостолов, как говорит о них Климент Александрий­ский, — но где плоды их апостольского учения и жиз­ни? Конечно, мы должны с почтением и вниманием выслушать, что с их слов говорит александрийский наставник. Но те, кому «вверили Церковь» сами Апо­столы — пресвитеры, ученики столь долго сохраненно­го для созидания Церкви Апостола Иоанна, — вот на­дежнейшие и достовернейшие свидетели Истины Хрис­товой. Так думал святой Ириней.

И жизнь и процветание Малоазийских Церквей, вначале под руководством Апостола Иоанна, а потом его учеников, лучше всяких слов свидетельствуют, где знали и любили учение Христово, где соблюдалось апостольское предание во всей его благодатной жиз­ненной полноте. На грани II века, когда уже прошло почти целое поколение, как не существовало Иеруса­лима, Матери Церквей, в Малой Азии были возлюб­ленные Господу Церкви — об этом засвидетельствовал Сам Господь в Откровении Апостола Иоанна. Он их возлюбил, потому и помог соблюсти. Зная «богат­ство», по оценке Апокалипсиса (2, 8), малоазийской духовной жизни и ее близость к апостольской, мы поймем, какое значение имело для восприимчивого юноши христианское обучение в Церкви Малой Азии под руководством наставников Малой Азии? Однако из своих наставников святой Ириней называет по имени лишь святого Поликарпа Смирнского.

Укоряя одного еретика, гностика Флорина, он на­поминает ему, как они вместе внимали учению стар­цев малоазийских, в частности, святому Поликарпу. Так раскрывает он и нам, откуда он сам почерпнул в такой чистоте и полноте апостольское учение.

Он пишет Флорину: «Этого учения (которое про­поведовал Флорин) не передавали тебе бывшие до нас пресвитеры, которые обращались с самими Апостола­ми. Я был еще отроком, когда я видел тебя в Ниж­ней Азии у Поликарпа, тогда ты был знаменит при дворе царя и старался снискать благоволение его (По­ликарпа). Тогдашнее я помню тверже, чем недавнее, ибо что мы узнали в детстве, то укрепляется вместе с душою и укореняется в ней. Так, я мог бы описать даже место, где сидел и разговаривал блаженный По­ликарп; могу изобразить его походку, образ его жиз­ни и внешний вид его, его беседы к народу, как он рассказывал о своем обращении с Иоанном и с про­чими самовидцами Господа, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его чудесах и учении. Так как он слышал все это от са­мовидцев жизни Слова, то он рассказывал согласно с Писанием. По Божией милости ко мне я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце, и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти».

Но и без этого прямого свидетельства самого свя­того Иринея из его учения ясно, что не мимолетным слушателем и не случайным малосмысленным ребен­ком (как хотят изобразить дело враги церковного предания) пришел святой Ириней послушать велико­го наставника Азии.

Все сочинения святого Иринея свидетельствуют, что он обильно, внимательно и продолжительно чер­пал среди пресвитеров, собиравшихся в Азии около Иоанна, ученика Господня, основы своей духовной жизни и своего учения, которое он так ревностно и плодотворно защищал всю свою жизнь. Старческому руководству в понимании Священного Писания он придавал решающее значение против ересей (Против ересей. IV. 32), сам ему последовал и других призы­вал учиться у старцев-пресвитеров, у которых вместе с преемством учительского достоинства — и жизнь и учения апостольские (Там же. IV. 26).

Решающее значение для своей духовной жизни придавал святой Ириней своим отношениям к стар­цам-пресвитерам малоазийским. Этой стороне своего жизненного и духовного опыта он придавал общецер­ковное и для всех обязательное значение.

«Надлежит, — пишет он, — следовать пресвитерам в Церкви, тем, которые, как я показал, имеют преем­ство от Апостолов и вместе с преемством епископ­ства по благоволению Отца получили известное да­рование истины» (дар понимания истины). «Надле­жит... держаться тех, которые... и хранят учение Апо­столов и вместе с чином пресвитерства ведут здра­вую и бессоблазненную жизнь к утверждению и ис­правлению прочих», — поясняет он в другом месте. «Итак, где находятся дарования Господни, там надле­жит учиться истине у тех, которые имеют преемство от Апостолов, здравую и неукоризненную жизнь и неискаженное и неповрежденное учение» (Там же. IV. 26. 2, 4, 5). Указание на «здравую и неукоризненнуюжизнь» тех, кто является подлинными хранителями предания и истолкователями истины, опять нас при­водит к ученикам Апостола Иоанна, среди которых особенно твердо соблюдалась истина в слове пропо­веди с истиной в жизни.

Под таким руководством созревает, по учению святого Иринея, «духовный ученик, истинно получая Святого Духа», — тот христианин, который способен с правом судить и об Истине Христовой, и об укло­нениях еретических (Против ересей. IV. 32. 2; 33. 1-5). Здесь святой Ириней говорит прежде всего, ко­нечно, о себе и о своем деле, ибо его главный труд был посвящен именно этому суждению об еретичес­ких уклонениях. Он сам в своих книгах «Против ересей» и в других сочинениях — тот «духовный уче­ник», который, по его выражению, «истинно получил Святого Духа и с помощью Его рассудил язычников, иудеев, испытал и учение Маркиона, и последовате­лей Валентина, и тех, которые почитали Христа при­зрачным (призрачно воплотившимся), и лжепророков, и тех, которые производят расколы, — не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви» (Там же. IV. 33).

Возвращаясь к личной жизни святого Иринея, еще раз подчеркнем, что для него решающее значение имела его встреча со святым Поликарпом.

Что-то основное, коренное для всей своей жизни и мысли узрел святой Ириней именно через святого Поликарпа. И это залегло незыблемо в глубине его духа. Во вдохновенных рассказах святого Поликарпа, многолетнего собеседника и сотрудника Апостолов — самовидцев Христа, святой Ириней ощутил живую историческую личность Христа Спасителя; он вплот­ную приблизился к Воплотившемуся Слову Божию — и именно Тому, о Котором проповедует и с Кото­рым соединяет Церковь в своих Писаниях, своих Та­инствах и преданиях — всею своею жизнью.

«Поликарп, который, — говоря его (святого Иринея. — Ред.) словами, — не только был поставлен Апосто­лами и обращался со многими из видевших нашего Господа, но Апостолами же был поставлен в епископа Смирнской Церкви в Азии, — всегда учил тому, что узнал от Апостолов, что передает и Церковь»106.

Поликарп возвещал, что «он принял от Апостолов одну только ту истину, которая передана Церковью». Поликарп пересказывал, что слышал от Апостолов о Господе, Его чудесах и учении. «Он слышал все от самовидцев жизни Слова... он рассказывает согласно с Писанием», принятым Церковью.

Одна Церковь верно соблюдает во всей чистоте облик, слова, жизнь Спасителя — вот то основное, что усвоил Ириней от великого наставника Азии и чему учила вся жизнь, слова и сама смерть апостоль­ского мужа.

Это дало решающее направление всей жизни и учению святого Иринея; сделало его тем незыблемым камнем, на котором, как на одном из своих основа­ний, навеки укрепилась Церковь, и прежде всего Церковь его времени, когда все более проявлялось «самодельное христианство». Кто только ни делал попыток по-своему использовать дело Христово и дать свой образ спасения и Самого Спасителя изоб­разить и истолковать по-своему! Количество новоза­ветных апокрифических писаний с исправленным и подправленным текстом трудноисчислимо. Каждая ересь стремилась иметь свое откровение, свое еванге­лие, свой канон новозаветных книг, своего Христа. Не всегда легко было христианину конца II века, че­рез сто пятьдесят лет после Евангельских событий, разобрать, где подлинный голос Христов, где подлин­ный Христос (см., например, у Евсевия. VI. 12, где рассказан случай, когда такой знающий человек, как епископ Серапион Антиохийский, не сразу разобрал­ся в докетическом апокрифе — «Евангелии Петра»). Это было тем более трудно, что многие еретики ис­кусно подмешивали свое (свой яд) к подлинным Христовым и апостольским словам — искусно впле­тая свой смысл в ткань подлинных евангельских со­бытий или Апостольских Деяний.

С помощью учеников Апостола Иоанна и прежде всего святого Поликарпа святой Ириней с исключи­тельною силой и ясностью ощутил и осознал, что именно в Церкви, в принятых ею писаниях, в ее пре­даниях и уставах слышен подлинный голос Христа и Его апостолов; что только церковными путями обре­тается Он Сам, Глава Своей Церкви, получается нео­бманно Его Дух — Дух Истины, «Коего не причастны все те, которые не соглашаются с Церковью». Только согласующиеся с Церковью, наставленные ее пресвитерами-старцами, созревают, по его убеждению, в «духовного ученика, истинно получая Духа Свято­го» — достигая общения со Христом Спасителем и Главою тела церковного. Поэтому нужно с величай­шим тщанием, говоря собственными словами святого Иринея, «избирать то, что относится к Церкви» и «следовать порядку предания, переданного тем, кому они (Апостолы) вверили Церковь».

В своей борьбе с еретиками он имел дело не толь­ко с людьми, которые должны были на слово ему верить, что так действительно учил великий старец малоазийский, ученик апостольский. И не только собственная жизнь и мученическая смерть святого отца служили ручательством, что он ученик истины. Но среди самих лжеучителей, современников святого Иринея, были, как мы видели, и такие, которые, как и сам святой Ириней, слушали наставления мало­азийских старцев, слушали самого святого Поликар­па. И вот он, Ириней, в их собственной памяти и совести будит воспоминание об общем их наставнике. Не говорит: «Я слышал, я знаю от святых наставни­ков Малой Азии нечто вам неизвестное», — но зовет вспомнить, например, гностика Флорина, что «этого учения не передавали тебе бывшие до нас пресвите­ры (старцы), которые обращались с самими Апосто­лами», и напоминает ему, в частности, о святом По­ликарпе, общем их наставнике. Помня «тогдашнее» тверже, чем «недавнее», он свидетельствует, что хотя он был тогда юн, но все же в таком возрасте, что мог «внимательно» слушать святого Поликарпа. Он настолько ясно, полно и твердо усвоил его учение, что не боится убеждать старшего себя по возрасту Флорина следовать своему учению, опираясь на эти общие им обоим воспоминания. Он не сомневается, что Флорин переменит свои мысли, согласится с ним, если внимательно вспомнит и последует тому, чему учил их ученик Апостола Иоанна и все пресви­теры Малой Азии, которые «обращались с самими Апостолами». Некоторые из их наставников «видели не только Иоанна, но и других Апостолов и слыша­ли от них то же самое». Этим святой Ириней стре­мится убедить противника, что верно передает учение своих малоазийских наставников, в частности, свято­го Поликарпа.

Остальные старцы — наставники Малой Азии — углубили и расширили ту основу, которую получил святой Ириней от святого Поликарпа.

Они также много «вразумляли» его по разным поводам. От святого Поликарпа он воспринял основ­ное учение — жизнь Спасителя и его учеников, отно­шение к Церкви и ересям, а от пресвитеров научил­ся бороться за Истину — что отвечать еретикам и как с ними обращаться.Руководя и наставляя его, они сохранили его «веру в Единого Бога, все сотворившего», и преум­ножили его «любовь к Сыну Божию, ради нас ис­полнившему столь великие распоряжения», излагали ему Писания, «не хуля Бога, не бесчестя патриар­хов, не уничижая пророков», — то есть научили его истинному пониманию Ветхого Завета, который искажался Маркионом и другими еретиками. В час­тности, научили его, как относиться к праведникам ветхозаветным и их падениям, учили его делу спасе­ния107, вере, сообразованию проведенной жизни с учением Спасителя (§ 3). Рассказывали ему об Ан­тихристе и об Откровении Апостола Иоанна, со слов самого Апостола, о рае, о Новом Небе и новой земле.

Помимо этого, апостольское предание святой Ириней черпал отовсюду, откуда мог. Так, в вопро­се о монтанизме и в вопросе о Пасхе святой Ири­ней, следуя примеру и духу святого Поликарпа, со­гласовывался с пресвитерами (епископами) Римски­ми и мучениками Лионскими, тесно связанными, так же как и он, с Малоазийской духовной жизнью. О том, что святой Ириней бывал в Риме и близко знал Римскую Церковь, мы уже отчасти знаем. Это видно из его сочинений и посланий по поводу ере­си Флорина и раскола Власта — пресвитеров Римс­ких, и также в связи с вопросом о Пасхе. Но и до 177 года, когда святого Иринея посылали в Рим Лионские мученики, он уже соприкоснулся с Римс­кой Церковью. Об этом определенно говорит одна древняя приписка к «Посланию Смирнской Церкви о кончине святого Поликарпа». При этом сделана ссылка на какое-то собственное сочинение святого Иринея, теперь утраченное. Рассказывая, что руко­пись «Мучений Поликарпа» — это список со спис­ка, первоначально принадлежащего святому Иринею, переписчик говорит: «Святым Иринеем написано много превосходного и православного, сочинений, где упоминается святой Поликарп, у которого свя­той Ириней учился; им опровергаются все ереси и передается церковное и православное учение, как оно получено и передано было святым Поликарпом. В сочинениях святого Иринея говорится также, что, когда однажды со святым Поликарпом встретился Маркион и сказал ему: «Узнай нас, Поликарп», тот ответил Маркиону: «Узнаю, узнаю первенца сатаны». В тех же сочинениях (Иринея) написано и то, что в день и час мученической смерти Поликарпа в Смир­не Ириней, будучи в Риме, услышал голос, подоб­ный трубному звуку, говорящий: «Поликарп скон­чался мучеником». Говорится в рукописи и то, что святой Ириней в Риме «многих обучал христанско-му закону»108.

Эта заметка, видимо, очень верно передает общее впечатление современников от сочинений святого Иринея. Она верно воспроизводит случай с Марки­оном. Поэтому нет оснований сомневаться, что в каком-либо из многих утраченных теперь творений святого Иринея есть его рассказ о голосе, возвестив­шем ему о смерти Поликарпа. Этот голос и прямые слова приписки подтверждают особую близость свя­того Иринея к святому Поликарпу. Уясняет она и догадку, что святой Ириней сопровождал своего учителя в Рим и оттуда попал в Лион. Это совпада­ет с подробным описанием святого Иринея о пребы­вании в Риме святого Поликарпа. Он пишет о встрече святого Поликарпа в Риме с Маркионом, передает его беседы с папой Аникитой, рассказывает, что тот предоставил ему в своей церкви совер­шать Евхаристию, говорит о впечатлении, которое произвели приезд и слова святого Поликарпа на многих еретиков в Риме.

Здесь святой Ириней вошел в общение со вторым после Малой Азии средоточием христианской духов­ной жизни. По словам приписки, он здесь «многих обучил христианскому закону». Но не только Рим воспользовался его наставлениями. И сам святой Ириней многое здесь почерпнул. В это же приблизи­тельно время прибыл сюда, жил и учил здесь святой Иустин, к которому с большим уважением относился святой Ириней. Жил здесь и Егизипп, быть может, Родон и другие известные наставники христианские. Святой Ириней говорил, что в Риме, в этой един­ственной тогда мировой столице, апостольское преда­ние всегда сохранялось стекавшимися сюда отовсюду верующими. С такой Церковью, основанною двумя славнейшими Апостолами Петром и Павлом (святой Ириней не выделяет как-либо отношения Рима к Апостолу Петру), по необходимости должны были считаться и сообразовываться остальные Церкви II века. Не только от приезжих, но и от самих рим­лян — собратьев, друзей и учеников святого Климен­та и святого Ерма — многому мог научиться святой Ириней. Жил здесь в это время и просвещенный святой Аполлоний. После святой Ириней с большим уважением вспоминал о Римской Церкви, всегда го­рячо к сердцу принимал ее дела — оберегал ее от ереси Флорина, раскола Власта, от неудачных дей­ствий папы Виктора. Сам он в вопросе о времени празднования Пасхи примкнул к ее преданиям, толь­ко смягчая примером святого Поликарпа римскую прямолинейность, придавшую этому вопросу догмати­ческое значение.

Обогатившись римским преданием, прибыл свя­той Ириней в Лион. Здесь он нашел полную рев­ность молодой еще Церкви и вместе мудрость и зрелость наставников, выходцев, как и он, из Малой Азии. С одной стороны, старец Пофин, мудрый Аттал, Александр Фригиец и другие, с другой — Ма-тур, Блондина, Понтик — вот среди кого привел Промысел Божий дозревать и питаться духом свято­му Иринею. Так среди малоазийских старцев, рим­ских христиан, Лионских мучеников, при богатстве жизненного опыта и книжных знаний зрел духом святой Ириней. Он хорошо знал письменные преда­ния Церкви II века — ссылался на послания свято­го Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского, знаком был с творениями Папия Иерапольского, святого Иустина Философа, святого Климента Рим­ского, с «Пастырем» Ерма, читал многие творения, теперь утраченные. Это в соединении с общением с малоазийскими наставниками и Римской Церковью дало ему исключительно полное и одновременно чи­сто церковное образование, какого не имел никто из писателей и наставников его времени, сделало его действительно сокровищницей церковного предания. Но всё это было для него лишь надстройкой и под­креплением к тому основному, что он получил от святого Поликарпа: общение со Христом, Тело Хри­стово, Дух Христов, Дух Божий, Истину Вселенской Церкви, которая преемственно от Апостолов получи­ла свою веру, свои писания, свое предание, своих наставников — епископов и пресвитеров — храните­лей веры и предания.

Это святой Ириней усвоил не с чужих слов, а с помощью святого Поликарпа сам внутренне узрел всем существом своим «спасение свое», «без хартии и чернил написанное» в сердце Духом Святым, как он выражается о живом предании Церкви — живом и помимо внешнего своего запечатления.

Соприкасаясь с Церквами Малой Азии — Смирнской, Ефесской, затем Римской, Лионской, наконец, Церквами варварскими (вероятно, германскими, ли­шенными тогда своей письменности), — он ощутил свой опыт, веру, знание как предание Вселенской Церкви. «Принявши эту веру и это учение, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце», — говорит святой Ириней.

В этом единстве и неизменности веры Церкви свя­той Ириней видел существенный признак ее истины. «Проповедь Церкви повсюду постоянна и пребывает неизменно, и имеет свидетельство от пророков и Апостолов и всех учеников в начальные времена и в средние и последние... Этот дар Божий вверен Церк­ви, как дыхание дано первозданному человеку для того, чтобы все члены, принимающие его, оживотво­рялись; и в этом содержится общение со Христом, то есть Дух Божий, залог нетления, утверждение нашей веры и лестница для восхождения к Богу. Ибо в Церкви говорится — Бог положил Апостолов, проро­ков, учителей и все прочие действования Духа, кое­го не причастны все те, которые не соглашаются с Церковью, но сами себя лишают жизни худым уче­нием и самым худшим образом действия. Ибо где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать; а Дух есть Истина. По­сему, кто не причастен Его, не питаются для жизни от сосцов матери, не пользуются чистейшим источни­ком, исходящим от Тела Христова, но выкапывают себе сокрушенные колодцы из земных рвов и пьют гнилую воду из грязи, удаляясь веры Церкви, чтобы не обратиться, и отвергая Духа, чтобы не вразумиться. Отчуждившись от истины, они естественно увле­каются всяким заблуждением, волнуемые им, по вре­менам думая различно об одних и тех же предметах и никогда не имея твердого знания»109. «Проповедь Церкви повсюду постоянна и пребывает неизменно», ибо «Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в Церковь все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни»110. Поэтому задача учителя Церкви, по святому Иринею, не сочинять новую веру, не изменять данное в откро­вении ее содержание, а углубляться в него, «тщатель­но хранить» веру и предание Церкви.

Святой Ириней верно и полно воспроизводил жи­вое предание и веру, ссылаясь на Смирнскую, Ефесскую, Римскую Церкви как на самых ярких и бес­спорных жизненных хранителей и свидетелей Христовои истины111.

Где находились дарования Господни, там надлежа­ло учиться истине. В этих Церквах действительно было не только преемство церковное от Апостолов, но и «здравая и неукоризненная жизнь и неповреж­денное (собственным произволом. — С. М.)уче­ние»112. Они свидетельствовали для внимательного взора, что «где Церковь, там и Дух Божий... и всякая благодать». Свидетельствовали о плодотворности цер­ковного пути. Святой Ириней эту плодотворность подлинной церковной жизни раскрывает с разных сторон, показывает на примере чрезвычайных духов­ных дарований, которыми не оскудевала Церковь, вскрывает созидательный и благодетельный характер этих дарований в противоположность магии еретиков, ибо дух сострадания, милосердия, твердости истины, любви неизменно сохранялся ими всегда.

Малоазийская, Римская, Лионская Церкви давали право святому Иринею засвидетельствовать: «И ныне имя Господа нашего Иисуса Христа оказывает благо­деяния и истинно и несомненно исцеляет всех повсю­ду верующих в Него, а не имя Симона, или Менанд­ра, или Карпократа»113 (имена еретиков. — С. М.). А если они и совершают видимость чудес, то делают это «посредством магии и стараются обманом обольстить людей неразумных, ибо никакого добра и пользы не доставляют тем, над которыми,, как говорят они, со­вершают силы, но привлекая мальчиков и обманывая зрение, они производят явление, мгновенно исчезающее и даже минуты не продолжающееся»114. Этим еретикам с их призрачными чудесами свя­той Ириней противопоставляет Церковь, богатую истинными дарованиями, с людьми, исполненными благодати Божией и духовной силы для истинной пользы людей.

«Истинные ученики Его (Христовы. — С. М), по­лучая от Него благодать, совершают во имя Его (чу­деса) во благодеяние другим людям, сообразно с тем, как каждый из них получил от Него дарование. Ибо одни истинно и несомненно изгоняют демонов, так что сами освобожденные от злых духов часто дела­ются верующими (во Христа) и обращаются к Церк­ви. Иные имеют предвидение будущего, видения и пророческие речи. Другие же исцеляют больных чрез возложение рук и возвращают им здоровье. Даже и мертвые воскресали и пребывали с нами довольно лет. И что еще? Невозможно перечислить дарования, которые Церковь по всему миру получила от Бога во имя Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и каждодневно являет во благодеяние народов, никого не обольщая, ни от кого не требуя денег»115.

«Таким образом, у них (еретиков) заблуждение, обман и магическое обольщение нечестиво соверша­ется в виду людей, а в Церкви сострадание, милосердие, твердость и истина оказываются, чтобы помочь людям, не только безмездно и даром, но и мы сами употребляем из нашего имущества на благо людей и весьма часто исцеленные неимущие получают от нас то, в чем нуждаются»116.

 

Глава: ЦЕРКВИ ЗАПАДА В КОНЦЕ II И В НАЧАЛЕ III ВЕКА(РИМ И КАРФАГЕН В 180-212 ГОДАХ)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.