Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В отделе внутренних дел Шарковщинского районного исполнительного комитета






 

в период с 13.06.2016 г. по 08.07.2016 г.

 

Студента 4 курса,

гр. У14 ПРз-2 _____________ Чепулёнок Д.М.

(подпись)

 

Руководитель практики м.ю.н.,

от кафедры теории и старший преподаватель

истории государства и права _______________ Козловская В.В.

(подпись)

 

 

Руководитель практики старший оперативный

Шарковщинского РОВД ________________ дежурный ОДС

(подпись) Дубина Ю.Л.

 

 

Новополоцк, 2016

 

 

ОТЧЁТ О ВЫПОЛНЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

В ходе прохождения практики мной проанализирован порядок и практика выявления и учёта административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, за период с января по июнь 2016 года в Шарковщинском РОВД, а также произведён анализ динамики данных правонарушений в разрезе первого полугодия на протяжении 5 предшествующих подлежащего анализу периодов.

При этом выявлено, что одним из наиболее опасных и массовых видов административных правонарушений, имеющих общую тенденцию к росту, являются административные правонарушения, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношений. Меры противодействия данным правонарушениям, включая профилактические, должны быть адекватны характеру правонарушения, личности правонарушителя, должны учитывать причины и условия этих правонарушений.

Первоочередной задачей является определение удельного веса административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Так установлено, что за первое полугодие 2011 года на территории Шарковщинского района Витебской области зарегистрировано 74 таких правонарушений, в 2012 году- 79, в 2013 году- 86, в 2014 году-82, в 2015 году- 93, в 2016 году-99.

Таким образом, количество семейно-бытовых административных правонарушений на территории Шарковщинского района Витебской области в первых полугодиях с 2011 года по 2016 год имеют стойкую динамику в сторону увеличения, хотя на анализируемых временных отрезках достигались и их снижения.

Не менее важными являются сведения о месте и времени совершения административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Для этого была обобщена информация за первое полугодие 2016 года по Шарковщинскому РОВД в разрезе данных факторов с последующим их анализом.

Обобщенные сведения, содержащиеся в изученных материалах об административных правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений, свидетельствуют о том, что 93 % от общего числа изученных административных правонарушений в семейно-бытовой сфере совершаются по месту жительства граждан: в квартирах и домах индивидуального пользования, а также в общежитиях. Такая «дислокация» административных правонарушений указанной сферы должна учитываться при организации работы правоохранительных органов, и прежде всего участковых инспекторов милиции, так как именно на них в основном возлагается вся профилактическая работа с семейными дебоширами.

В связи с этим немало проблем у правоприменителей вызывает квалификация хулиганских действий, совершенных в жилищах граждан. Основная проблема здесь состоит в том, что несмотря на то, что жилище не относится к общественным местам (в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения регистрационных карточек единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденной постановлением МВД Республики Беларусь от 31.03.2007 № 82, общественными местами являются участки местности, здания, сооружения, маршрутные транспортные средства, находящиеся в пределах населенного пункта, за исключением жилищ и огороженных участков местности, прилегающих к жилищам граждан индивидуальной застройки, а также находящиеся вне пределов населенного пункта маршрутные транспортные средства, здания и сооружения, предназначенные для свободного (за плату) посещения гражданами), действия участников семейно-бытового конфликта квалифицируются как административное правонарушение, посягающее на общественный порядок. В этой связи, актуальным является с учетом специфики характера деяний, круга лиц, их совершающих, мотива совершения правонарушений данного вида и т.д. выделение сферы семейно-бытовых отношений в качестве родового объекта посягательства и законодательное закрепление данного положения.

Значительная часть проявлений исследуемых правонарушений совершается в будние дни (65, 2 %). Обращает на себя внимание определенная равномерность совершения правонарушений этой категории по будним дням недели: понедельник - 13, 1 %, вторник - 13, 2 %, среда - 12, 9 %, четверг - 12, 8 %, пятница - 13, 2 %. Соответственно на выходные дни в Шарковщинском РОВД регистрируется 34, 8% от общего количества административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. По дням дни количество правонарушений распределяется практически равномерно: суббота - 17, 5 %, воскресенье - 17, 3 %, однако удельный вес выходных дней в общем количестве административных правонарушений данного виде значительно выше, чем аналогичные показатели в будние дни.

При распределении по времени суток установлено, что наибольшее число (72, 1 %) правонарушений совершается в период с 18 до 24 часов. В период с 0 до 6 часов отмечено 8, 6 % проявлений семейно-бытовых правонарушений, с 6 до 12 часов совершается 5, 2% правонарушений такого рода, а 12 до 18 часов - 15, 1 %. Таким образом, в нерабочее время на территории Шарковщинского района Витебской области совершается более 80% административных преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Данный факт свидетельствует о том, что в период с 18 до 24 часов силы милиции общественной безопасности Шарковщинского РОВД, участвующие в борьбе с семейно-бытовыми правонарушениями, должны быть задействованы с максимальной интенсивностью. Указанные обстоятельства учитываются при расстановке сил и средств Шарковщинского РОВД таким образом, чтобы оперативно и своевременно реагировать на сообщения и заявления о фактах совершения на территории Шарковщинского района административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Важным направлением проведённого анализа явилось установление связей между административными правонарушениями и их причинами и условиями, а также установление самих причин и условий

В числе основных причин и условий административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений на индивидуальном уровне можно выделить следующие:

1. Пьянство. Пьянство и насилие в семье относятся к категории негативных социальных явлений и имеют общую социокультурную природу и сущность. Они находятся между собой в закономерной и устойчивой причинно-следственной зависимости: чем более высоким в обществе является уровень пьянства, тем выше уровень семейно-бытового насилия.

2. Отсутствие духовного и нравственного воспитания личности. Жизнедеятельность общества базируется на утверждении общечеловеческих ценностей, и в первую очередь - ценности семьи, уважении к праву и морали. При отсутствии у граждан положительного нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли.

3. Недостаточная правовая культура. Как правило, правонарушители смутно представляют границы правовых запретов, приблизительное представление имеют о системе санкций и т.п. Отдельные лица не считают правонарушением оскорбление члена своей семьи или родственника, причинение ему телесных повреждений и прочее, ссылаясь при этом на издавна существующие традиции, обычаи.

Исследование причин и условий административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений предполагает комплексное рассмотрение этого явления, включая изучение факторов, влияющих на совершение правонарушений. Вместе с тем можно выделить в качестве оснований две группы факторов, обуславливающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.

К первой группе факторов следует отнести те из них, которые в малой степени зависят от деятельности органов внутренних дел. Наиболее важными из них являются:

объективное противоречие между экономическими потребностями и возможностями современного общества - отдельных социальных слоев, групп, личностей (отсюда необеспеченность людей приемлемой жилплощадью, безработица и т.п.);

общее снижение уровня жизни, а в некоторых группах социума ниже границы обеспечения физиологической выживаемости;

разрушение традиционных для стереотипов поведения, общепринятых норм морали и нравственности, выражающееся в росте пьянства и наркомании, распаде семьи, правовом нигилизме, распространенности идеологии стяжательства, насилия, жестокости и др.

Другая группа факторов, способствующих совершению административных правонарушений в семейно-бытовой сфере, непосредственно связана с деятельностью органов внутренних дел. Эти факторы могут подразделяться на:

а) связанные с недостатками нормативного обеспечения профилактической деятельности органов внутренних дел (правовые факторы);

б) факторы организационного характера.

Содержание факторов правового характера определяется состоянием законодательства как регулирующего, так и охраняющего общественные отношения в сфере семейно-бытовых отношений. К числу правовых факторов относится, например, несовершенство законодательства, устанавливающего меры профилактики и механизм их реализации в исследуемой сфере.

К группе факторов, связанных с организацией деятельности органов внутренних дел и оказывающих определенное негативное влияние на состояние и динамику административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, прежде всего относится недостаточно эффективный уровень общей и индивидуальной профилактики.

Это в первую очередь связано с тем, что профилактические мероприятия в рассматриваемой сфере осуществляются органами внутренних дел периодически или разово, не носят системного характера. Примером тому могут служить проводимая раз в квартал в течение 10 дней операция «Быт», проводимая по инициативе Министерства внутренних дел акция «Семья без насилия» и т.п. В этой связи необходимо отметить, что самым положительным образом на состоянии правонарушений сказывается комплексный подход к их профилактике, профилактическая деятельность наиболее эффективна, когда она осуществляется регулярно, целенаправленно и планомерно.

К этой же группе факторов следует отнести и значительное понижение эффективности деятельности общественных формирований, и низкий уровень информационно-аналитического обеспечения профилактики административных правонарушений.

Проблемы организационного характера существуют и в деятельности главного субъекта профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений - участковых инспекторов милиции: имеющий место некомплект, увеличение объема работы, которые снижают эффективность административной деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере. В этой связи в решении Министра внутренних дел Республики Беларусь по организации служебной деятельности органов внутренних дел в 2008 году основное внимание сосредоточено на проведении профилактических мероприятий непосредственно по месту жительства граждан, сделан упор на индивидуальную профилактику, в том числе выработку мер по усилению социальной защищенности, материально-техническому обеспечению и совершенствованию деятельности участковых инспекторов милиции.

Таким образом, рассмотренные факторы являются определяющими с точки зрения повышения эффективности административной деятельности органов внутренних дел. Их устранение либо нейтрализация позволит в целом улучшить административно-правовую деятельность органов внутренних дел и профилактику административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Результаты анализа показывают, что несмотря на некоторые общие признаки для всей массы нарушителей административно-правовых норм в сфере семейно-бытовых отношений, в то же время выделен и ряд отличительных признаков.

Определенный интерес представляют особенности возрастного состава семейно-бытовых правонарушителей, поскольку на каждом возрастном этапе развития личность с ее социальным содержанием не одинакова.

Исходя из проведённого анализа можно отметить, что среди семейно-бытовых правонарушителей возрастные особенности не имеют ярко выраженной дифференциации. Правонарушители этой категории превалировали в следующих возрастных группах: 23-29 лет (20, 3 %), 30-39 лет (29, 2 %), 40-49 лет (29, 3 %). Доля младших (14-22 года) и старших (50 лет и более) возрастов составила 3, 2 и 17, 9% соответственно. Как видно, основная масса правонарушений (58, 8 %) приходится на возраст 30-49 лет. Преобладание лиц зрелого возраста среди совершивших административные правонарушения в семейно-бытовой сфере можно объяснить отчасти тем, что на возрастные группы населения 30-49 лет приходится наибольшее количество лиц, состоящих в браке. Рассматриваемые правонарушения в основном совершают лица, состоящие в брачно-родственных отношениях, и направлены они чаще против супругов (сожителей) и детей (родителей). 82, 6 % от общего числа исследованных семейно-бытовых административных правонарушений совершены в отношении супругов (сожителей), детей или родителей.

Распределение по полу выявило следующие особенности. Безусловно, исследуемые правонарушения в большинстве случаев совершаются мужчинами (89, 1 %). Вместе с тем отмечен рост административных правонарушений в семейно-бытовой сфере, совершенных женщинами, с 8, 2 % в 2011 году до 10, 9 % в 20016 году. Объяснить это можно тем, что на женщин в большей мере чувствительно влияет обострение противоречий в семейно-бытовой сфере. Подавляющее большинство административных правонарушений в семейно-бытовой сфере (98, 6 %) совершаются в состоянии алкогольного опьянения.

О социальном положении (роде занятий) лиц, совершивших семейно-бытовые административные правонарушения, нами получены следующие данные: рабочие - 33, 3 %, служащие, специалисты в сфере строительства, производства и торговли - 4, 3 %, служащие, специалисты в области образования, здравоохранения - 0, 3 %, предприниматели - 0, 6 %, пенсионеры, инвалиды - 6, 8 %, учащиеся - 0, 7 %, нигде не работали и не учились - 46, 9 %. Как видим, среди указанной категории правонарушителей подавляющее большинство имело низкий социальный статус: рабочие, пенсионеры и нигде не работающие и не учащиеся составили более 87 %.

Обращает на себя внимание преобладание неучащихся и неработающих к моменту совершения правонарушения в семейно-бытовой сфере нарушителей. Несомненно, что незанятость общественно полезным трудом лишает семью постоянных средств к существованию либо резко сокращает ее бюджет. На этой почве возникают острые конфликты между членами семьи, чаще всего между супругами, перерастающие в правонарушения. Поэтому субъекты профилактики могут прогнозировать высокую степень вероятности совершения административного правонарушения в семье со стороны тех лиц, которые не заняты общественно полезным трудом или уклоняются от учебы.

В плане изучения личности правонарушителя большое значение имеет исследование вопроса о стойкости его антиобщественной ориентации и антиобщественного поведения. Общеизвестно, что повторное совершение любого правонарушения является показателем определенной устойчивости антиобщественной направленности личности, ее взглядов и привычек. Анализ материалов дел об административных правонарушениях свидетельствует о том, что каждому третьему семейно-бытовому правонарушителю ранее выносилось административное взыскание, а каждый шестой подвергался административному взысканию два и более раза. Приведенное дает основание предполагать, что предупредительные меры еще далеко не всегда достигают цели, а профилактическая деятельность - недостаточно результативна.

Кроме того, показателем эффективности данной работы, а также устойчивости антиобщественного поведения указанных выше лиц является период, по истечении которого они вновь совершают правонарушения. По нашим данным, каждый четвертый (25 %) семейно-бытовой правонарушитель, привлеченный к ответственности по ст. 17.1 КоАП Республики Беларусь, в течение 3 месяцев и почти каждый пятый (19, 2 %) - в течение 6 месяцев повторно был подвергнут административному взысканию за совершение аналогичного деликта.

С учетом вышеизложенного можно выделить три основные группы лиц, совершающих административные правонарушения в семейно-бытовой сфере.

Первую группу составляют правонарушители, совершающие административные правонарушении «по ситуации». Такие проступки обычно вызываются неожиданно сложившимися обстоятельствами. Как правило, такие правонарушения совершаются под влиянием алкоголя, когда нарушитель находится в возбужденном состоянии, состоянии сильного душевного волнения и оказывается достаточно самого незначительного повода для его неадекватной реакции на ситуацию.

Вторую группу составляют правонарушители, которые ранее допускали нарушения норм морали (пьянство, оскорбления, нецензурную брань в семье и быту и т.д.), однако совершившие впервые административное правонарушение.

Третью группу составляют злостные правонарушители, которые неоднократно совершали административные правонарушения, несмотря на принимавшиеся к ним меры убеждения и принуждения. Сюда входят лица, в мотивации которых преобладает негативно ориентированная направленность, которые отрицательно воспринимают существующие нормы правового поведения в сфере охраны общественного порядка.

Исходя из проведённого анализа можно сделать вывод о том, что несмотря на индивидуальность каждого административного правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, совершённого на территории Шарковщинского района, отмечаются и их общие признаки. Лица, совершающие данные правонарушения, зачастую находятся в состоянии алкогольного опьянения, имеют низкий социальный статус, низкий уровень правосознания и пренебрежительно относятся к нормам морали. Тенденция роста правонарушений в данной сфере в разрезе годов позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на проводимые сотрудниками Шарковщинского РОВД профилактические мероприятия, за последние 5 лет не удалось достигнуть положительных результатов в деле борьбы с так называемыми «бытовиками». Данный факт свидетельствует о необходимости разработки комплекса мер предупреждения правонарушений, который бы позволил предотвратить значительное количество административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.