Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немецкий для начинающих






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ НИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра иностранных языков

факультета гуманитарного образования

 

НЕМЕЦКИЙ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

 

Методические указания для студентов заочного отделения

 

  Составители Т.Н. Мишина Л.И. Посевкина К.А. Дудкина  
  Утверждены на заседании кафедры Протокол № 7 от 25.05 04  
  Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 230500 Протокол №11 от 14.06.04
  Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

 

 

Кемерово 2004

Предлагаемые методические указания предназначены для студентов факультета заочного обучения, начинающих изучать немецкий язык.

Цель методических указаний – помочь студентам в изучении основ грамматики немецкого языка, в приобретении умений и навыков, необходимых для чтения научно-популярной литературы и для устного высказывания.

Методические указания содержат информацию о следующих грамматических явлениях: имя существительное (склонение артиклей, род существительных, сложные существительные), предлоги, времена глагола действительного и страдательного залога, порядок слов в повествовательном и вопросительном предложении, инфинитивные обороты, степени сравнения прилагательных и наречий, числительные и др.

Грамматический материал сопровождается примерами и упражнениями. Предлагаемые упражнения являются тренировочными и одновременно выполняют функцию контроля изучаемого материала. Все упражнения выполняются письменно и проверяются преподавателем.

Составители МУ ставили своей задачей изложить грамматическую информацию предельно доступно, используя в качестве примеров простую лексику. Для лучшего усвоения грамматического материала используется повторяемость лексики. Лексика упражнений является типичной для стиля разговорной речи и научно-популярной литературы.

Данные методические указания можно использовать как для самостоятельной работы, так и для практических занятий студентов начинающих групп дневного отделения, а также для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм», начинающих изучать немецкий язык в качестве второго иностранного языка.

 

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Общие сведения. Склонение артиклей. Сложные существительные. Существительное в немецком языке пишется с большой буквы и сопровождается артиклем, например: der Student, ein Student.

Артикль выполняет ту же функцию, что окончание в русском языке: служит для связи слов в предложении. Артикль показывает род, число, падеж существительного.

Если существительное встречается впервые, то употребляется с неопределённым артиклем.

 

Das ist ein Buch. Это книга.
Das Buch ist interessant. Книга интересная.

 

Артикль на русский язык не переводится.

В немецком языке четыре падежа

Названия падежей Вопросы падежей
1. Nominativ (Именительный падеж) Wer? Was? Кто? Что?
2. Genitiv (Родительный падеж) Wessen? Чей? Чья? Чьё? Чьи?
3. Dativ (Дательный падеж) Wem? Wo? Wann? Кому? Где? Когда?
4. Akkusativ (Винительный падеж) Wen? Was? Wohin? Кого? Что? Куда?

 

Как узнать артикль и род существительных?

В словаре после каждого существительного стоит одна из следующих букв: m, n, f или Pl.

Что они означают?

Буква m в словаре означает мужской род и соответствует артиклю der.

Например, в словаре видим: «Lehrer, m, – учитель», это означает, что существительное «Lehrer» мужского рода; артикль мужского рода – der.

Значит, учитель по-немецки – der Lehrer.

Буква f после существительного означает женский род и соответствует артиклю die.

Например: «Lehrerin, f, – учительница».

Значит, учительница по-немецки – die Lehrerin.

Буква n после существительного означает средний род и соответствует артиклю das.

Например: Buch, n, – книга.

Значит, книга по-немецки – das Buch.

Буквы Pl после существительного обозначают множественное число и соответствуют артиклю die.

Например: «Ferien, Pl, – каникулы»

Значит, каникулы по-немецки – die Ferien.

 

Склонение определённого артикля

  m n f Pl
N der das die die
G des des der der
D dem dem der den
A den das die die

 

Склонение неопределённого артикля

  m n f
N ein ein eine
G eines eines einer
D einem einem einer
A einen ein eine

 

Если в единственном числе перед существительным стоит неопределённый артикль, то во множественном числе артикль не ставится.

Das ist ein Buch. Это книга.
Das sind Bü cher. Это книги.

 

· Найдите с помощью словаря род следующих существительных с определённым артиклем, переведите их.

Образец: Student, m – м. р., der Student – студент.

Fakultä t, Tag, Tisch, Plan, Arbeit, Aufgabe, Wirtschaft, Republik, Welt, Handel, Stoff, Kunst, Strahl, Sprache, Technik, Verarbeitung, Anlage, Prozess, Produkt, Funktion, Text, Freund, Freundin, Stunde, Jahr, Monat, Unterricht, Platz, Feld, Straß e, Buch.

 

 

ПРЕДЛОГИ

Предлоги выражают связи между словами и словосочетаниями.

Падеж Предлог Примеры
Gen. wä hrend (во время), wegen (из-за), statt (вместо), laut (согласно), trotz (несмотря на), unweit (недалеко от), lä ngs (вдоль) wä hrend der Stunde – во время урока, в течение часа wä hrend des Jahres – в течение года wä hrend des Monats – в течение месяца
Dat. mit (с), nach (в, после, по), aus (из), zu (к, на, в), von (от, из, о), bei (у, при, возле), seit (с), auß er (кроме), gegenü ber (напро-тив), entgegen (против) mit dem Freund – с другом mit der Freundin – с подругой mit dem Mä dchen – с девушкой nach dem Unterricht –после занятий Ich fahre nach Berlin. Я еду в Берлин.
Akk. durch (через, по), fü r (для, за), ohne (без), um (вокруг), bis (до), gegen (против), wider (вопреки), entlang (вдоль) durch den Platz – через площадь durch das Feld – через поле durch die Straß e – через улицу
Dat. после вопроса Wo? (где?) Akk. после вопроса Wohin? (куда?) an (при, у, к, на), auf (на), hinter (за), in (в, на), neben (около), ü ber (над, по), unter (под), vor (перед), zwischen (между) Das Buch liegt (wo? –где?) auf dem Tisch. Книга лежит на столе. Ich lege das Buch (wohin? – куда?) auf den Tisch. Я кладу книгу на стол.

 

Предлоги in, an, zu часто сливаются с определёнными артиклем:

in das =ins; an das = ans; in dem =im; an dem = am; zu dem = zum.

 

 

В немецком языке, как и в русском, встречаются сложные существительные, т.е. слова, которые состоят из двух или нескольких отдельных слов.

· Перепишите сложные существительные, подчеркните в них основное слово, затем переведите их письменно. (При анализе перевода учитывайте, что последнее слово является основным, а предшествующее поясняет его)

 

Образец: der Arbeit s tag – рабочий день (die Arbeit – работа; der Tag – день; -s- – соединительный элемент)

die Tagesarbeit, der Arbeitsplan, die Wirtschaftsfakultä t, das Gebietszentrum, das Forschungsinstitut, das Korrosionsprodukt, die Tagesordnung.

Образец: die Zusammenarbeit – совместная работа, сотрудничество (zusammen – вместе; die Arbeit – работа)

der Fernstudent, die Fernfakultä t, das Wohnzimmer, das Hochhaus, die Leichtindustrie, die Atomenergie, der Industriebetrieb, die Baustelle.

 

Иногда немецкое сложное существительное переводится на русский язык одним словом (das Wö rterbuch – словарь). Если в словаре нет нужного сложного существительного, то его нужно искать по частям.

 

· Проанализируйте и переведите следующие сложные слова. Определите род существительных. Род существительных определяется по последнему основному слову.

Образец: Gebietsbibliothek – областная библиотека, состоит из существительных das Gebiet – область и die Bibliothek – библиотека,
-s- – соединительный элемент. Существительное die Gebietsbibliothek женского рода, так как основное слово Bibliothek женского рода (имеет артикль die).

Bundesrepublik, Gebietsbibliothek, Lieblingsbruder, Hauptfunktion, Gesamtzahl, Steuerreform, Kunststoff, Assemblersprache, Datenver-arbeitung, Datenverarbeitungsanlage, Rö ntgenstrahl, Managementprozess, Managementsystem, Korrosionsprodukt, Maschinenteil, Kohlegewinnung, Erdö lgewinnung, Erzgewinnung, Planarbeit, Arbeitsplan, Starkstrom, Stromstä rte, Auftragbestä tigung.

 

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

 

я ты оно она мы вы они Вы
ich du er es sie wir ihr sie Sie

 

Формы личных местоимений в дательном падеже (Dativ)

мне тебе ему ей нам вам им Вам
mir dir ihm ihr uns euch ihnen Ihnen

 

Притяжательные местоимения

мой твой его Ей наш ваш их Ваш
mein dein sein Ihr unser euer ihr Ihr

 

ГЛАГОЛ

 

Глагол в начальной (неопределённой форме) – Infinitiv – имеет окончание – en: lern en, fahr en, studier en.

Если убрать окончание неопределённой формы, останется основа глагола: lernen – lern, malen – mal, fahren – fahr.

· Найдите основу следующих глаголов:

laufen, waschen, geben, nehmen, tragen, arbeiten, antworten, lö sen.

 

ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ЗАЛОГА (AKTIV)

 

PRÄ SENS

Prä sensнастоящее время, образуется при помощи личных окончаний, которые добавляются к основе глагола.

Схема личных окончаний глагола

 

  Лицо Единственное число Лицо Множественное число
  ich – я -e wir – мы -(e)n
  du – ты -(e)st ihr – вы -(e)t
  er – он sie – она es – оно   -(e)t   sie – они   -(e)n
    Sie – Вы -(e)n

 

Отделяемые ударные приставки в Prä sens отделяются и ставятся на последнее место. Например: ankommen – прибывать, приезжать

ich komme an du kommst an er kommt an   wir kommen an ihr kommt an sie kommen an Sie kommen an

 

У сильных глаголов во 2 и 3 лице единственного числа меняются корневые гласные: «a», «au» получают Umlaut, «e» меняется на «i».

fahren – ехать laufen – бежать
ich fahre du fä hrst er fä hrt wir fahren ihr fahrt sie fahren Sie fahren ich laufe du lä ufst er lä uft wir laufen ihr lauft sie laufen Sie laufen
       

 

sehen – смотреть, видеть nehmen – брать
ich sehe du siehst er sieht wie sehen ihr seht sie sehen Sie sehen ich nehme du nimmst er nimmt wir nehmen ihr nehmt sie nehmen Sie nehmen
       

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.