Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бог нашего детства






Мир на корточках

 

 

Кругом так много углов. Пол — единственное место, на которое можно смотреть сверху. На нем можно играть, наблюдая с высоты роста за создаваемым миром. Вот эта линия на ковре — отличная дорога для машин. И вот этот шнур от провода тоже похож на извивающуюся трассу. Ковер приятной шероховатостью щекочет руки, по нему так приятно ползать — но машинки катать лучше по гладкому полу, так они едут дальше.

 

В любой комнате есть несколько уровней. Самый нижний, изученный вдоль и поперек — поверхность пола. Чуть повыше — подушки на полу, низкое кресло: все, что годится для игры «выше ноги от земли». И высшие уровни — полки шкафа, подоконник, на котором немного страшно, но все вещи видятся как будто немного другими. Не хватает только уровня, который ниже нижнего. Но его можно сделать самим — залезть под стол, например, и вот ты уже сидишь в своеобразном подземном царстве, темном и защищенном.

 

Взрослым нужно периодически ползать на корточках или четвереньках, чтобы хоть немного вспомнить особенность восприятия мира малышом. Вспомнить на ощупь все поверхности, научиться сосредотачиваться на чем-то очень малом, но чрезвычайно значимом. Помню, если в детстве меня обуревала какая-нибудь эмоция, то, чтобы привести себя в равновесие, я выбирала какую-нибудь небольшую точку на стене или мусоринку на полу и сосредотачивала на ней все свое внимание. Удивительная практика пребывания «здесь и сейчас», которая гармонизирует внутреннее состояние.

 

Многие взрослые говорят – когда их кто-то упрекает, они по детской привычке ищут на полу или на стене какое-нибудь успокаивающее пятнышко или трещинку, в которую утекают все негативные мысли и эмоции, порождаемые нотацией. Будто снова становишься маленьким, восприятие становится необычайно острым, а сворачивание в одну точку во внешнем пространстве помогает спастись…

 

Наверное, такие выпадения из взрослого состояния в детское случаются с каждым из нас. Потому что граница между взрослым и ребенком – не толстая стена, а призрачная тоненькая линия. И понимание между нами не просто возможно, а неизбежно.

 

 

Бог нашего детства

 

 

Сестра мне как-то задала вопрос: " А кто главнее - Бог или Дед Мороз"? Я говорю " Конечно, Бог. А Дед Мороз - это слуга Бога"...

 

Дед Мороз для ребенка - первый опыт веры в божественное, чудесное. Причем веры очень искренней и глубоко личностной. Понятие Бога для детей — достаточно абстрактно. В лучшем случае это Тот, Кто Создал Этот Мир. В худшем — Тот, Кто Наказывает За Проступки. Общаться с Ним учат только через молитву. И уж точно мало кто пишет Ему письма на Новый Год. А жаль, наверное...

 

Я помню детское знакомство с Богом, почти таким же реальным, как Дед Мороз. У прабабушки на полке под телевизором лежала книга, на обложке которой было написано «Календарь атеиста», а внутри был Новый Завет. Шершавые страницы, редкие черно-белые иллюстрации. Ничего интересного для шестилетнего ребенка, кроме истории про девушку Марию, к которой явился ангел и рассказал, что вскоре она родит чудесного младенца. Эта история потом никак не выходила у меня из головы.

 

Вскоре откуда-то в доме появилась детская Библия — уже с цветными иллюстрациями и захватывающими историями. Но в Библии меня почти не интересовал Ветхий Завет и вся история израильского народа. Меня привлекал только Христос, я мечтала узнать о нем все-все-все, что только можно, действовать так, чтобы радовать Его. Я очень боялась сделать нехороший поступок, чтобы Его не огорчить. Это был мой детский образ Бога. Он может быть у всех разный. Лектор и психолог Руслан Нарушевич рассказывал про мальчика, который, воспитываясь в христианской семье, вдруг однажды нарисовал Бога как веселого мальчишку с огромными глазами (вылитый Кришна).

 

У кого-то Бог в детстве - добрый старичок с бородой, действительно вроде Деда Мороза. Часто Бог приобретает черты наших родителей. Если они строги, бывает трудновато поверить в Его милость и всепрощение, то и дело ждешь какого-нибудь подвоха.

 

А некоторые дети, как предки-славяне, больше доверяют природной магии. Особым цветочкам и листикам, собственным разработанным ритуалам и заклинаниям. Они ощущают себя могущественными. Я, наверное, не так доверяла себе, вот и тяготела к образу Единого Бога, который отвечает за всё-превсё! Искала в Нём отцовской заботы, однозначных понятий о том, что есть добро и зло.

 

В целом, основные функции Богов нашего детства — Строгий Родитель, Источник Чуда и Доверительный Собеседник. Последняя роль тоже очень важна — она помогает находить поддержку и понимающего слушателя в самих себе.

 

А что за Бог присутствует в нашей взрослой жизни, как мы воспринимаем Его, общаемся с Ним? Есть ли в жизни наших детей личное знакомство с Богом — а не только с обрядами и ритуалами определенной религиозной культуры?

 

Мой сегодняшний Бог немного изменился со времени моего детства. Он по-прежнему самый надежный в мире защитник. Но теперь Он гораздо больше любит приключения и показывает мне относительность понятий о добре и зле. Он показал мне, что одно и то же явление и человек может поворачиваться разными сторонами, и самое главное — как я себя по этому поводу чувствую внутри.

 

Детям нравится идея Бога как создателя мира. Возможно, религия и наука зря спорят между собой о способе возникновения Земли и жизни на ней? Возможно, Господь творил мир эволюционно? И до сих пор сохраняет в силе закон постепенных изменений... Все живое тоже развивается постепенно, проходя различные циклы и стадии роста. Почему бы не допустить подобного «постепенного творения» и в масштабах Вселенной?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.