Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выставка-почта






Выставка с элементами почты, помогающая установить обратную связь с ребёнком на основе рекомендуемой литературы. Например, де­тям можно предложить написать письма литературным героям или ав­торам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами.

В 2010 году Общество любителей российской словесности, москов­ский музей В. И. Даля и лексикографическая программа «Словари XXI века» направили свои предложения учредить День словаря в органы государственной власти. Эта идея была поддержана в России День словарей и энциклопедий в России отмечается 22 ноября. Это день рождения Владимира Ивановича Даля (1801-1872), создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь – это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхи­щает множество книг, подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее. Словари заслуживают своего праздника. В этот день в школах, библиотеках или классах, где преподаётся русский язык, можно организовать выставки словарей и энциклопедий, провести экскурсию по многообразному миру спра­вочной литературы и другие мероприятия (интерактивные игры: «Слово.ру», «Словарь это вселенная в ал­фавитном порядке», «Путешествие по словарям и энциклопедиям», праздник словарей: «Слово толковое стоит целкового», «От Владимира Даля к современным словарям», «Фестиваль справочных изданий»).

Предлагаем для рассмотрения следующие формы работы:

- книжную выставку «Ассорти юбилейной периодики»;

- пресс-вечер, пресс-кафе, ностальгическую встречу «Мы с вами знакомы», «Много лет спустя...»;

- электронную презентацию «Хроника юбилейных издательств».

Сегодня процесс чтения носит не только индивидуальный характер, помогает понять себя и окружающий мир, но и все больше стано­вится прагматичным и способствует социализации личности в обществе.

Чтение – это умение учиться и жить. Это способ приобщения к культуре, средство интеллектуального развития, посредник в общении. Проблема чтения одна из значимых в культуре и образовании, отсюда возрастает роль современной библиотеки. Библиотека призвана обучать читателей различным стратегиям чтения: делового и досугового, развивающего и интеллектуального, оказывать помощь в освоении разнообразных способов чтения, используя актуальные методики и технологии.

Российская Академия Наук составила список необходимых для чтения книг. Книги делятся по возрасту от 9 лет и старше:

1) 9-10 лет

2) 11-12 лет

3) 13-14 лет

4) 15-16 лет

5) после 17 лет

Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/selection/1977

Основная миссия учителя-словесника – быть наставником в чтении. Забота о чтении является важным моментом социализации личности. Юношеству, чтобы познать мир во всем его многообразии, чтобы осознать себя в этом мире, чтобы избежать многих ошибок на жизненном пути, необходимо прожить жизнь многих литературных героев, накопить косвенный жизненный опыт. По итогам социологических исследований сложился следующий портрет молодого читателя: информационные запросы молодых читателей в возрасте от 15 до 25 лет базируются, прежде всего, на содержании учебной деятельности; вторым по значимости направлением в тематике их читательских потребностей является информация о правах и обязанностях современных молодых людей; третьим – «здоровье». В разнообразном перечне «серьезных» направлений чтения в качестве значимых респонденты признали, прежде всего, такие как: потребность в знаниях о жизни общества, о проблемах общения, о взаимоотношениях полов, о сети Интернет, «где и как можно заработать» Вопрос о социальной, педагогической ценности чтения актуален как никогда. Речь идет о творческом чтении, о приобщении молодого читателя к высокой литературе как источнику человечности, духовности, нравственности. Чтение – самовоспитание, самообразование. Чтение – потребность, самооткрытие, радость переживания. Чтение – сложный интеллектуальный и психологический процесс, которому необходимо учиться.

В наши дни люди читают очень много на самом деле. Бесчисленные сообщения, лента новостей нон-стоп, любимые блоги в Интернете… Но книги ничто не заменит. Именно чтение книг помогает человеку совершенствоваться так, как ни один другой способ. Чтение книг – универсальный способ сохранить живой ум на долгие годы. Способность переводить слова в мысленные образы хорошо сказывается на когнитивных функциях. Когда читаешь, словарный запас становится богаче, память улучшается, человек становится интересным рассказчиком.

Вот интересные факты о чтении, которые заставят по-новому посмотреть на этот вид времяпрепровождения.

Ø М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.

Ø В XVII веке Никола Гроллье де Сервьера придумал машину для ускорения чтения книг: подобие мельничного колеса с подставками для книг вместо лопастей, на которых одновременно помещалось несколько книг, раскрытых на требуемых страницах.

Ø Т. Эдисон читал сразу 2–3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.

Ø Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

Ø Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.

В мире существуют музеи, памятники и уличные скульптуры книг, артобъекты и различные виды искусств, удивительные книжные магазины и би­блиотеки, всевозможная рекламная продукция, посвященные книге. Даже дни дарения книг. Например, итальянский писатель Уго Кол-лари сконструировал велосипед, на раму которого нанесен текст книги. По словам автора, велосипед-книга напоминает нам о том, что среди тысяч книг есть такие, которые сформировали нас, наш спо­соб воспринимать действительность. Интересно, что, по результатам опроса в Facebook, самыми популярными книгами, которые бы люди нанесли на свой велосипед, стали «Одиссея», «Алиса в стра­не чудес» Л. Керолла, «Дон Кихот» М. Сервантеса и «Цветы зла» Ш. Бодлера (по материалам сайта https://www.autotravel.ua/news/v-italiyi-zrobyly-velosyped-na-ramu-yakogo nanesen/). Аргентинский издательский дом Eterna Cadencia создал особую книгу, которая «не может ждать». Эта книга напечатана чернилами, которые исчезают через два месяца по­сле того, как ее впервые открыли. Книга упакова­на в пластиковую обертку, как только ее снима­ют и открывают, чернила вступают в реакцию с солнечным светом и воздухом и постепенно исче­зают. Поэтому покупателям такой книги ничего не остается, как читать (по материалам статей д. пед. наук, проф. Е.А. Исаевой).

В современном мире значительная роль принадлежит рекламе, поэтому можно проанализировать с учащимися различные рекламные продукты, посвященные чтению. Например, проект «Занимайся чтением», в котором классики отечественной литературы в образах спортивных тренеров призывают молодежь читать книги. Этот проект, по словам его творческого директора Дениса Лапшинова, в первую очередь адресован юношам, у которых больше проблем с чтением, чем у девушек. Потому в музыкальной композиции этого проекта, которую записал молодой рэпер Fike, звучит фраза «Будь мужчиной». Клип с участием Пушкина, Гоголя, Толстого и их групп поддержки наглядно демонстрирует, что чтение как спорт: хочешь достичь результатов, трудись.На постерах проекта можно увидеть, как А.С. Пушкин убеждает молодежь: «Начинай с небольших текстов, постепенно увеличивая нагрузку». А Лев Толстой в костюме с надписью War and Peace призывает «Не сдавайся, на 500-й странице откроется второе дыхание». Ну а А .П. Чехов в костюме с эмблемой чайки и секундомером в руке обещает: «Три подхода по семь страниц ежедневно, и результат будет заметен через неделю». В России в проекте под названием «Читай книги - будь личностью» участвовали известные медиа-персоны и деятели культуры. Среди них, например, лидер популярной среди молодёжи рок-группы «Муммий Тролль» Илья Лагутенко, который, как мы узнаем из постера, «проглотил» «Собачье сердце» в 14 лет. И для школьников, для которых этот музыкант является кумиром, этот пример может быть очень убедительным и способствовать интересу к чтению. В России осуществлялся социальный проект «Читайте книги!», в котором принимали участие популярные современные писатели. С рекламных щитов городов они в простой и доступной форме обращались не только к своим постоянным читателям, но и к мало читающей или совсем не читающей аудитории с тем, чтобы обосновать, почему важно читать книги. Так, например, популярный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, автор «Дневного» и «Ночного дозоров» утверждает, что «прочитанная книга – это ещё одна прожитая жизнь».

Журналистка, писательница и блогер Энни Мюллер написала настоящую исповедь книгомана «10 вещей, которые произойдут с каждым, кто начнет больше читать» А AdMe.ru перевел ее для нас с вами. Приведём лишь одну цитату: «Книги – это способ, при помощи которого прошлое общается с нами. К тому же это способ общения между культурами, странами, социальными классами и группами. Книги позволяют нам войти в другие жизни и миры ненавязчиво, но при этом с полным погружением. Да, это потрясающе».

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/10-veschej-kotorye-proizojdut-s-kazhdym-kto-nachnet-bolshe-chitat-779460/ © AdMe.ru

Рекомендуем ввести в сценарий урока интерактивные методы и приёмы, предложить школьникам написать небольшую творческую работу, например, сочинение в форме мини-саги (50 слов) с элементами идентификации на одну из предложенных тем: «Я – читатель нового поколения!», «Я – социальный проект (социальная реклама) о чтении и книге» и т.п. Каждая группа выбирает лучший творческий продукт и предъявляет работу классу. Книга станет лучшим подарком победителю. Это может быть и сочинение-хайку – сочинение-миниатюра по ключевому слову в форме трёхстишия, где первая строка формулируется так: «Я был кем-то или чем-то» или «Я видел кого-то или что-то»; вторая – называет место и действие (где и что делал); третья – даёт определение (как?). Написание хайку развивает способность учащихся к лаконичному изложению мыслей.

Книга

В кресле уютном с книгой. Магия слова.

И пусть весь мир подождет.

Слово – дар Божий.

В последнее время очень часто от наших учеников мы слышим вопрос: зачем читать художественную литературу. Чтобы ответить на этот вопрос, а также мотивировать процесс чтению, прочитайте им текст лекции выдающегося английского писателя Нила Геймана, организуйте обсуждение тезисов, изложенных в данном материале, предложите написать рецензию на статью или аннотацию к ней, спроектировать модель рекламы этой лекции, смоделировать воображаемый диалог с писателем, продумав цикл вопросов, которые волнуют современного читателя, читателя ХХI века. Уверены, что рассуждения Нила Геймана станут мотивацией для постоянного общения с книгой.

Учитывая интерес современных школьников к различным масмедиа, учитель-словесник может сегодня на уроках литературы использовать ряд методических приемов, направленных на созда­ние ими собственных медиатекстов. Обратим вни­мание на такие:

• подготовка (электронных, рукописных, печатных) выпусков школьных газет, альманахов на литературную тему;

• создание мультимедийных проектов и отдельных презен­таций на литературную тему, о роли книги и чтения;

• подготовка телевизионной передачи или короткого видео­фильма на литературную тему или тему чтения и книги;

• создание буктрейлеров и видеороликов;

• подготовка фотографий, рисунков, коллажей, афиш,
рекламных постеров на литературные темы;

• создание рекламных слоганов;

• подготовка интерактивного комментария;

• создание виртуальных музеев, посвященных книге, чте­нию, литературным темам;

• подготовка материалов на литературную тематику для различных сайтов (школьного, персонального);

• ведение блогов (Интернет-дневников) на литературные темы.

Как видим, явления современной действитель­ности могут в умелых руках учителя стать дополнительными аспектами развития читатель­ского интереса школьников.

В старших классах интересной формой работы может стать дискуссия. Предложите обучающимся прочитать высказывания известных людей о книгах и чтении, предложите им высказать своё мнение об этом, согласиться или не согласиться с авторами, составить собственное высказывание о пользе чтения.

Для подготовки сценария первого урока рекомендуем использовать следующие источники:

Почему наше будущее зависит от чтенияhttps://novostinauki.ru/news/81309/

Animedia Co. Книги, О пользе чтения, чтение 0

Отличная статья писателя Нила Геймана о природе и пользе чтения. Это не просто некое размышление, а очень понятное и последовательное доказательство, казалось бы, очевидных вещей. Уверены, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.

Автор: Neil Gaiman

Перевод: Наталья Стрельникова

Источник: fit4brain.com

Ø Аромштам М. Чтение как понимание
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.
papmambook.ru/articles/638/.

Ø Гессе Г. Пять эссе о книгах и читателях // Ино­странная литература. – 2004. – № 10. – С. 211-231.

Ø Дуров П. 7 элементов системы образования XXI века [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:// slon.ru/ipad/ 7_elementov_sistemy_obrazovaniya_xxi_veka-786760.xhtml

Ø Ильин И. Поющее сердце. Книга тихих созерца­ний. - М., 2006.

Ø Колмановский И. Интервью с Д. Пенна­
ком // Даниель Пеннак: «Чтение – это PODAROK!»
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pgbooks.
ru/pg_recommend/life_with_kids/daniel-pennak-chtenie-eto-podarok.php

Ø Пеннак Д. Как роман: эссе / Пер. с фр. Н. Ша­ховской. – М., 2005.

Ø Романичева Е. С. Учебное чтение на уроках литературы: Как сделать его не «школярским»? // Рус­ская словесность. – 2013. – № 2.

Ø Романичева Е. С. Вызовы и реалии современ­ного школьного литературного образования // Русская словесность. – 2012. – № 5.

Ø Цукерман Г. А. Оценка читательской грамот­ности. Материалы к обсуждению. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.centeroko.ru/public.htm

Ø Исаева Е.А. То, что отвлекает от чтения, надо сделать союзником в создании мотивации к чтению. // Русская словесность. –2013. – № 6 – С.2-5. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gua.convdocs.org/docs/205/index-39316.html

Ø Как читать больше. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://constructorus.ru/samorazvitie/kak-chitat-bolshe-knig.html или https://lifesimple.ru/blog/samorazvitie/56.html или https://vitamarg.com/article/samorazvitie/2566-kak-chitat-bolshe

Ø https://chtenie-21.ru/ – портал «Чтение 21» «Познавай! Исследуй! Действуй!»

Ø https://www.livelib.ru/selection/1977

Ø https://tululu.org/article/40/ Большая бесплатная библиотека: Мечта любого книголюба

В ходе первого урока в средних классах рекомендуем активно использовать буктрейлеры (Буктрейлеры – современный способ продвижения книг в библиотеках. Это ролик-миниатюра, тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и Интернет. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя).

§ Маленький принц – скачать

§ Вафельное сердце – скачать

§ Сенчин Полоса – скачать

§ П. Санаев Похороните меня за плинтусом – скачать

§ Буктрейлер по книге Сумерки – скачать

§ Джек Лондон – скачать

§ Красноборская библиотека – скачать

§ Джек Лондон. Белый клык – скачать

Если вас заинтересовали буктрейлеры, прочитайте эту информацию. Она поможет вам сделать работу не только интересной, но и оптимальной.

· https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B5%D1%80

· https://www.booktrailers.ru/

  • Буктрейлеры книг для детей и подростков
  • Буктрейлеры книг издательства " Эксмо"
  • Всероссийский конкурс буктрейлеров
  • Лев Оборин, " Скоро на полках". Статья о буктрейлерах
  • Юлия Щербинина, " Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России"

Книга – это один из самых близких друзей. В книгах мы находим ответы на вопросы, книги дают пищу для размышлений, книги воспитывают в нас человека, книги предлагают лучший интеллектуальный отдых и полёт воображения, потому что в книгах, в отличие от фильмов, нет ограничений на спецэффекты. Пусть первый урок нового учебного года, посвящённый книге и чтению, будет ярким, запоминающимся и результативным!

Приложение

Предлагаем интересные высказывания о пользе чтения:

ü Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. © Ф. Вольтер

ü Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых. © Фазиль Искандер

ü Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. © Ф.Жанлис

ü Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь. © Жюль Ренар

ü Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. © Вербер Бернард

ü Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. © В. Даль

ü Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. © Джозеф Аддисон

ü Существует только одна вещь, худшая, чем не прикасаться к чтению книг последние 90 дней; это не прикасаться к чтению последние 90 дней и думать, что ничего не случилось. © Джим Рон

ü Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их. © Рэй Брэдбери

ü Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.

ü Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. © Фрэнсис Бэкон

ü Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете. © Джим Рон

ü Доверяй книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед тобой мир, при надобности.

ü Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. © Эрнест Хемингуэй

ü Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну. © Д. Мартин

ü Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли. © М. Лашков

ü Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. © Д. Пеннак

ü Коллекция книг — тот же университет. © Томас Карлейль

ü Всё бледнеет перед книгами. © Антон Чехов

ü Читать всего совсем не нужно; нужно читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы. © Лев Толстой

ü Из всех искусств самое важное искусство чтения. © Иоганн Вольфганг Гете

ü Говорят, что книга исчезает. Я думаю, что это невозможно. © Хорхе Луис Борхес, аргентинский писатель

ü В будущем книг не будет? Но будут читатели. © Андрей Вознесенский, российский поэт-шестидесятник

ü Глагол «читать» не терпит повелительного на­клонения. © Даниель Пеннак, французский писатель

ü Страх перед чтением преодолевается чтением. © Даниэль Пеннак

ü Чтение – вещь интимная, глубоко личная. Кни­га – человеку друг, а не чиновник высшего ранга. И никто не имеет права принуждать меня читать что бы то ни было. Даже очень важное. © Марина Аромштам, российская писательница, журналист, педагог

ü Чтение – это окошко, через которое дети ви­дят и познают мир и самих себя. © Василий Сухомлинский, педагог

ü Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с други­ми, а не с ним самим, пока он в чужом не узна­ет свое, пока не обожжется этим открытием – до той поры нет и интереса к чтению, нет и потреб­ности в нем. © Юрий Кармин, российский литературовед

ü Дети хотят и будут читать... Штука в том, чтобы их к этому подтолкнуть. И здесь, коллеги, мы должны вести себя так же хитро, агрессивно и вре­менами цинично, как разведчик, вербующий осве­домителей, или агитатор, призывающий рекрутов записываться в элитный спецназ. © Дмитрий Быков, российский писатель, журналист, учитель литературы

ü Каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек есть то, как он читает, и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов. © Иван Александрович Ильин, философ и общественный деятель

ü Никогда не будет придумано что-либо подобное книге,способное дать вам как раз столько, сколько нужно,и никогда слишком много или слишком мало, дать вам одному целую вселенную. © Айзек Азимов, американский фантаст

ü Книги – самые молчаливые и самые верные друзья; они — самые доступные и самые мудрые советники, и они самые терпеливые учителя.© Чарльз Уильям Элиот

ü Классика — это книга, которая никогда не закончит говорить то, что она должна сказать. © Итало Кальвино

ü Прочитанная книга – это ещё одна прожитая жизнь. © Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст

ü Я не верю в ту магию, о которой говорится в моих книгах. Но я верю, что нечто по-настоящему волшебное может произойти, когда вы читаете хорошую книгу. © Джоан Роулинг

ü Я думаю, мы должны читать лишь те книги, что кусают и жалят нас. © Франц Кафка

ü Если вы хотите узнать человека, посмотрите, что он читает и как он читает. © Кери Хьюм

ü Мир был создан для чтения. © Бетти Смит

ü Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. © Джозеф Аддисон

ü Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. © Даниэль Пеннак

ü Читайте. Читайте. Читайте. Только не читайте один тип книг. Читайте разные книги разных авторов — только так вы сможете развить свой собственный стиль. © Р.Л.Стайн

ü То, что вы читаете, изменит вас. © Дипак Чопра

ü Книги — это самолет, и поезд, и дорога. Они — направление и маршрут. Они — дом. © Анна Квиндлен

ü Читать — это как думать, молиться, говорить с другом, выражать свои мысли, выслушивать идеи других, наслаждаться музыкой, видеть прекрасный пейзаж и прогуливаться по пляжу. © Роберто Боланьо

ü Совместное чтение книг вслух связывает людей крепче, чем совместная выплата кредита. © Януш Вишневский

ü Я считаю, телевидение отлично способствует образованию. Каждый раз, когда кто-то включает телевизор, я иду в другую комнату и читаю книгу. © Граучо Маркс

ü Привить ребенку вкус к чтению –лучший подарок, который мы можем
ему сделать. © С. Лупан

ü Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. © Ф. М. Достоевский

ü Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги». © К Г. Паустовский

ü Настоящий Читатель – это человек, умеющий понимать текст, открытый его эмоциональному воздействию; способный проявить собственную нравственную позицию при восприятии читаемого; свободно владеющий устной и письменной речью. Читателем с большой буквы мы называем человека, для которого чтение является потребностью, формой духовной жизни и средством созидания самого себя как личности. © Из книги " Литература. Учимся понимать художественный текст" / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, С.А. Шаповал. – М., 2001. – С.292


 

Приложение

Майк Гелприн. Рассказ «Свеча горела»

Свеча горела (Рассказ о нашем будущем без книг и любви к чтению)

Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло сердце, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.

— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?

— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.
«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.

— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?

— Я, собственно... — собеседник замялся.

— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то...

— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.

— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.

— Говорите, я запомню.

В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.

— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век... Как вы полагаете?

Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем... Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.

В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак... Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он... Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».
Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.

Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.

— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно... С чего бы вы хотели начать?

Максим помялся, осторожно уселся на край стула.

— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.

— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.

— Нигде? — спросил Максим тихо.

— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты... — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?

— Да, продолжайте, пожалуйста.

— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете... Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.

— У вас есть дети?

— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?

— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.

Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.

— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела...

— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.

— Непременно. Только вот... Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?

Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.

— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.

— Литература — это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.

— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.

«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин». Лермонтов «Мцыри». Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий...
Максим слушал.

— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.

— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.
Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков. Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый. Классика, беллетристика, фантастика, детектив. Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.

Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.
— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.

Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?

Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.

— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.
— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?
— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?
— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.

Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

«Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения... По факту утилизирован.... Общественность обеспокоена проявлением... Выпускающая фирма готова понести... Специально созданный комитет постановил...».

Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.

Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.

Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.

Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.

Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.

— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.

— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?

— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.

— От... От кого?!

— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он... как его...

— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.

— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?

Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.

— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.


Приложение

АНКЕТА *

Дорогой друг! Время стремительно мчится вперед. Наступил XXI век... Меняется мир, меняются технологии, меняетесь Вы... Сориентироваться в информационном потоке, обрести уверенность в завтрашнем дне, стать обладателями последних виртуальных разработок – все это возможно! И первый шаг в достижении успешного будущего Вы делаете уже сейчас, в настоящем, заполняя данную анкету. Для ответа на вопрос выделите один или несколько понравившихся Вам вариантов ответа, или напишите свой. Давайте познакомимся:

1. Где Вы учитесь_____________________________________________ школа, класс тип школы и класса (если есть)

2. Кто Вы:

q мальчик

q девочка

3. Сколько Вам лет: ____________________________________________

4. Для чего Вы обычно приходите в библиотеку?

q выполнить школьные задания

q взять книгу для своего личного интереса

q полистать новые журналы

q просто провести время

q пообщаться с друзьями

q с классом на мероприятия

Ваш ответ____________________________________________________

5. Как часто Вы бываете в библиотеке?

q 1-2 раза в месяц

q гораздо чаще

q очень редко

Ваш ответ____________________________________________________

6. Библиотека для Вас – это прежде всего:

q центр, где можно получить необходимую информацию

q место, где есть большой выбор книг для личного чтения

q центр, где есть современные источники информации и информационные системы q место интеллектуального общения и игр

Ваш ответ ____________________________________________________

7. Есть ли у Вас домашняя библиотека?

qда

qнет

8. Сколько книг в Вашей домашней библиотеке?

q примерно до 30

q около 50

q до 100

q более 100

Ваш ответ ____________________________________________________

9. Сколько времени Вы обычно проводите в библиотеке?

q минут 15

q около получаса

q до 1-го часа

q от 1-го часа до 2-х

Ваш ответ ____________________________________________________

10. Пользуетесь ли Вы дополнительной литературой при подготовке к урокам?

q да

q нет, достаточно учебника

q только когда есть личное (индивидуальное задание)

Ваш ответ ____________________________________________________

11. При подготовке к какому уроку Вам больше всего приходится пользоваться дополнительной литературой? ____________________________

12. Где Вы находите нужные книги чаще всего?

q в домашней библиотеке

q в школьной библиотеке

q у друзей и знакомых

q в библиотеке города (какой?)___________________________________ Ваш ответ_____________________________________________________

13. Когда Вам нужно найти в библиотеке необходимую Вам информацию, то чаще всего Вы:

q обращаетесь прямо к библиотекарю

q ищите сами на книжных полках

q обращаетесь к справочному аппарату библиотеки

q пользуетесь библиографическими пособиями и списками

Ваш ответ ____________________________________________________

14. Отметьте, какими источниками информации Вам приходилось пользоваться:

q научно-популярная литература

q художественные книги

q компьютерные программы

q CD-ROM

q видеопрограммы

q справочники, словари, энциклопедии

Ваш ответ ___________________________________________________ 15. Умеете ли Вы работать с электронным каталогом?

q да

q немножко

q нет

16. Считаете ли Вы навык работы с электронным каталогом

нужным?

q да

q в жизни это может пригодиться

q без этого вполне можно обойтись

Ваш ответ ____________________________________________________

17. Есть ли у Вас дома компьютер?

q да

q нет

q очень хотел(а) бы его иметь

Ваш ответ ____________________________________________________

18. Если у Вас есть компьютер, то как Вы его используете?

q играю

q использую для выполнения школьных заданий

q пытаюсь общаться с помощью компьютерной связи

Ваш ответ___________________________________________________

19. Вы использовали компьютер в библиотеке для того, чтобы:

q поиграть в компьютерные игры

q выбрать книги по электронному каталогу

q поработать с обучающими программами

q оформить письменные работы, рефераты, доклады

Ваш ответ ___________________________________________________ 20. Для подготовки к каким предметам Вы использовали современные носители информации (компьютерные программы, CD-ROM, аудио-, видеокурсы и др.)?

q иностранные языки

q машинопись

q русский язык

q история

Ваш ответ ____________________________________________________ 21. Позаниматься с обучающими программами Вас побуждали:

q учителя

q родители

q друзья

q библиотекари

q собственный интерес

Ваш ответ ____________________________________________________

22. Что для вас предпочтительнее?

q работа с книгой

q считывание с компьютера

Если можете, кратко сформулируйте причину своего предпочтения: _________________________________________________________________

23. Каких умений и навыков Вам не хватает в библиотеке?

q умения ориентироваться в фонде

q умения выбирать именно то, что нужно

q умения искать необходимую информацию

q умения разбираться в многообразии источников информации

q умения работать с источниками информации (сделать оценку материала, выбрать в тексте нужное, свернуть информацию, записать ее и т.д.)

Ваш ответ _____________________________________________________

24. Из списка предлагаемых библиотечных услуг, отметьте наиболее для Вас желаемые:

q клубы по возрастам и интересам

q курсы иностранного языка

q курсы по отработке навыков работы с информационными системами

q курсы эффективного чтения

q печатные подборки материалов по школьным темам

q списки литературы для чтения по интересам

q просветительские программы (лекции, обзоры, встречи)

q индивидуальное консультирование по школьным заданиям

q развлекательные игровые мероприятия

Ваш ответ_____________________________________________________

25. Что бы Вы хотели видеть в библиотеке?

q компьютер для поиска информации

q компьютер для игр

q копировально-множительный аппарат для копирования информации

q открытые стеллажи со справочной информацией

q удобные уголки для занятий с книгой

q познавательные звуковые- и видео- программы

q курсы по быстрому чтению

q курсы по обучению работе с компьютером

q дополнительные уроки по работе с книгой (Как написать реферат, сочинение и др.)

q игровую комнату

q зал для досуговых занятий

Ваш ответ_____________________________________________________

 

Благодарим Вас за сотрудничество!


Приложение

 

АНКЕТА КАКОЙ Я ЧИТАТЕЛЬ? (для подростков 12-13 лет)*

Поставь рядом с высказываниями знак «+» в том случае, если оно соответствует твоему мнению. Итак, какой я читатель:

1. Читаю быстро, «проглатываю» книги.

2. Читаю медленно, вчитываясь в каждое слово.

3. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки.

4. Читаю с разбором, жалею время на ерунду.

5. Люблю читать для души, а не по указке кого-то.

6. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.

7. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень.

8. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое.

9. Книгам не очень доверяю: ведь это вымысел.

10. Верю во все, что в книге происходит.

11. Нет ничего скучнее чтения.

12. Чтение для меня самое интересное занятие.

13. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг.

14. Читая книгу, я готов мысленно сражаться и переживать за героя, как за себя.

15. Кто написал книгу – для меня не имеет никакого значения.

16. Выбирая книгу и читая, я всегда интересуюсь автором.

17. Я рассуждаю так: книга – книгой, а жизнь – жизнью.

18. Для меня хорошая книга – та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней – открываю себя.

19. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта – читай и все.

20. Быть хорошим читателем – это способность, которую надо развивать

 

*Год чтения в Челябинской областной юношеской библиотеке: Сборник материалов /Сост. Г.Н. Касимовская, ГУК ЧОЮБ. – Челябинск, 2004. – 30 с.

https://unbi74.ru/lib_pub/Polnotext/2004_god_chteniya.pdf

 

 


Приложение

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.