Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляд на войну к 1000 году.






Но следует вернуться к концепции Августина. Он считает, что следует не заключать мир ради войны, а вести войну ради мира, но при этом уточняет: кто убивает врага, тот в принципе лишь слуга закона, отвечающий насилием на насилие . Последнее находит место и в конце X века. Так в “Истории” Рихера Реймского описывается случай убийства новообращенного врага из мотива службы родине “и спокойствия в государстве” (оправдательная речь Ингона перед королем и графами) . В связи с этим возникает новая идеологическая концепция, развитая последователями святого Августина: война бывает справедливой и христианин может принимать в ней участие без угрызений совести. Но при этом идет некоторое разделение, исходящее из взглядов все того же святого Августина: одни должны бороться молитвой против демонов, в то время как другие сражаются оружием . Таким образом, с V века, с момента данного разделения, канонические законы соборов будут неустанно повторять, что священнослужители не смеют проливать кровь, что подтверждает Лурдский собор 524 года, декрет Карломана 742 года, капитулярии Карла Лысого, позже, в 861 году, утвержденным Николаем I . Тень моральной ответственности за убийство лежит и на мирянах, в данном случае на солдатах. Даже с защитника правого дела (ad usum licitum) участвующего в бою не снималась вина за пролитие крови. Так, например, в Англии около 750 года дается наказание покаянием в 40 дней за совершение убийства в публичном бою. А полувеком позже за убийство в военном походе без причины накладывалось покаяние сроком на 21 неделю, и только если это произошло для защиты себя и близких, то покаяние можно заменить постом. К концу X века каноническое право предусматривает наказание солдату, совершившему убийство при исполнении своих служебных обязанностей на войне, даже “справедливой” – в 40 дней покаяния. Следует упомянуть и о том, что наряду с обоснованием войны “справедливой”, примерно с VIII века появляется термин войны “священной”, который, несомненно, связан с набегами язычников (сарацин, венгров, норманнов) на христианские государства, как Востока, так и Запада. Воинам обещается прямой допуск в рай, если они отдадут свою жизнь “за истинную веру, спасение отечества и в защиту христиан” . Это была уже новая концепция справедливой и священной войны: не одобряя ярость против врагов христиан, она направляет ее против неверных, которые рассматриваются как естественные противники христианства. Но доктрины священной войны еще нет и судя по всему, формирование связанной с ней этики произойдет только в X веке, когда произойдет полная переоценка ценностей и религиозно-филисофские взгляды на войну выйдут на новую стадию развития, ведь война, наряду с миром, является столь же естественным состоянием человечества, как естественным состоянием материи является покой и равноускоренное движение . К тому же с этого периода начинается формирование нового, мощного слоя тех, кто защищает от врагов с мечом в руке. Для чего философско-религиозному мировоззрению придется сформировать оправдание рыцарскому сословию (ordo militaris), предназначенного Господом для защиты угнетенных и Церкви, для установления мира, справедливости и безопасности .

 

Заключение.

 

Подводя итоги можно говорить о том, что по началу решительно враждебная любым формам насилия, церковь меняет свою позицию на сдержанное приятие войны, потом определяет понятие справедливой войны, в которой солдаты-христиане сначала могли бы, а после и должны были участвовать в военных действиях, при этом идет все более усиливающийся запрет на участие в них духовенства, что приводит к разделению на категории. Теперь духовенству запрещено убивать, и на него возложена миссия служения Богу, которая раньше распространялась на всех христиан, а миряне могут и должны вступать в militia для защиты христианства от угроз и на них начинают смотреть как на воинов достойных небесной награды в будущей загробной жизни .

 

 

Источники и литература

1. Библия/Новый Завет. От Мат.5: 21.

2. Жан Флори. Идеология меча. Предыстория рыцарства/Перевод с фр.М.Ю.Некрасов; науч. ред. к.и.н. Ю.П.Малинин – СПб: “Евразия”, 1999.-с.34.

3. Жак Ле Гоф. Другое средневековье: время, труд и культура Запада.-Екатеринбург. Изд-во “Урал”, ун-та, 2000.-с.64.

4. Там же. - с.65.

5. Жан Флори. Указ. Сочинение. - с.37.

6. Письма Герберта Орильякского./ Рихер Реймкий. История.-М.: “Российская политическая энциклопедия”, 1997.-с.211. № 111.

7. Жан Флори. Указ. Сочинение. - с.38-39.

8. Рихер Реймкий. История.-М.: “Российская политическая энциклопедия”, 1997.-с.15.

9. Brown P. Religion and Society in the Age of Saint Augustin. London, 1972.-p.67-80.

10. Жан Флори. Указ. Сочинение. - с.41.

11. Там же. - с.47-48.

12.Хлевов А.А. Предвестники викингов.-СПб: “Евразия”, 2002.-с.16.

13. Жак Ле Гоф. Средневековый мир воображаемого.-М.: “Прогресс”, 2001.-с.307.

14. Руа Ж.Ж. История рыцарства.-М.: Алетейа, 2001.-с.29.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.