Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура памятей Великопостного цикла






Система памятей Великий пост цикла имеет разнородное происхождение, что отражается в текстах Постной Триоди. Сама структура памятей вытекала из той системы чтений Евангелия, какая использовалась в церкви (как и воскресение подготовительное тоже связано с чтениями: неделя о мытаре и фарисее – это неделя, когда читается Евангелие о мытаре и фарисее).

Древнейший пласт в Триоди таков:

 

1-ое воскресенье ВП понятно что читалось

2-ое воскресенье ВП о блудном сыне,

3-ое воскресенье ВП о мытаре и фарисее,

4-ое воскресенье ВП о милосердном самарянине,

5-ое воскресенье ВП о богатом и Лазаре,

6-ое воскресенье ВП неделя Ваяй.

 

Мы видим здесь, что некоторые чтения, а именно о блудном сыне и о мытаре и фарисее сейчас читаются перед постом Другие чтения с постом могут быть не связаны. В какой-то момент произошла смена системы чтений. В VI-VII веках в Константинополе старая система чтений, с которой связан этот набор памятей ВП цикла, сменяется на новой системой чтений. Эти темы прослеживаются в Триодных песнопениях соответствующих седмиц.

В церкви разные системы чтений существовали, в разных местностях, в разное время. Мы их все не можем осветить, естественно. Я их выписал лишь только потому, что они до сих пор прослеживаются в Триодных песнопениях, а не потому, что это были чтения ВП во всей церкви. Нет, это были чтения в иерусалимской традиции до VI века и они повлияли на некоторые триодные песнопения. Наша система современная уже существовала в Константинополе в IX веке с некоторыми отличиями, а именно не было памяти Григория Паламы, он еще не жил в это время.

Памяти ВП воскресений по Типикону Великой церкви IX века:

1 – святых пророков + Торжества православия

2 – святитель Григорий Палама

3 – Креста (т.к. крещение – в Великую субботу)

4 – преподобный Иоанн Лествичник

5 – преподобной Марии Египетской

 

2. 4 и 5 – не имеют специальных памятей. С чем связано появление памяти святым пророкам в Первую неделю ВП я, простите, не могу вам сейчас сказать, а почему память Креста появилась в третье воскресенье? В Константинополе к IX веку и раньше гораздо была традиция крестить в Великую субботу. Соответственно за некоторое время до Великой субботы начиналась усиленная подготовка крещаемых. Эта подготовка начиналась как раз с третьего воскресенья ВП и к этой подготовке приурочивали события. Износили из сосудохранительницы частицу истинного Древа Креста Господня, предлагали для поклонения всем, кто собирается принять крещение, как бы укрепить их на этом отрезке их пути. В то же время и для поклонения всех молящихся. Так возникла память Крестопоклонного воскресения, с которого начиналась усиленная подготовка крещаемых. Недаром со среды Крестопоклонной седмицы (половина поста) даже до сих пор Типикон предписывает добавлять на Литургии Преждеосвященных Даров ектинью о просвещаемых.

С IX века к памяти святых пророков присоединяется праздник Торжества православия (память восстановления иконопочитания не на VII Вселенском соборе, а позже. После VII Вселенского собора, напомню вам из церковной истории, еще продолжалось иконоборчество некоторое время, а затем только было восстановлено иконопочитание окончательно. После этого события, второго установления иконорпочитания, установлен праздник Торжества православия.). Так что в современном календаре о пророках не говорится, хотя песнопения пророкам никуда не делись. В первое воскресенье поста святым пророкам посвящены: стихиры на Господи воззвах, некоторые седальны, канон святым пророкам (правда, он сейчас перемещен на Повечерии, а самое главное, чтение на Литургии: прокимен, Апостол, аллилуйя - посвящены пророкам в первую неделю ВП. Торжеству православия посвящены другие песнопения и особый чин. Песнопения пророков остались:

Второе воскресенье ВП по аналогии с Торжеством православия посвящено памяти Григория Паламы (хотя память святого по календарю – совсем в другой день года, осенью). Здесь, во второе воскресение поста оно поется не ради святителя, а по аналогии с Торжеством православия. Как в IX веке отстояли иконопочитание, так в XIV веке отстояли богословие паламитское о нетварных энергиях.

Совершенно иное происхождение имеют памяти IV и V воскресения ВП. На Великий пост выпадают памяти двух очень почитаемых в Палестине святых: Иоанна Лествичника и Марии Египетской. Кроме того, что это великие образцы монашеской жизни, Иоанн Лествичник написал самый авторитетный сборник монашеских поучений «Лествицу», а Мария Египетская - образ самого яркого покаяния в церковной истории, просто их память выпадает на период ВП. А древние правила запрещают Великим Постом петь службы святым (сейчас у нас каждый день ВП, кроме Страстной седмицы, поются службы какому-то святому, а раньше так не было. Даже по Студийскому Уставу, уже сравнительно позднему по сравнению с этим каноном, памяти святым отменялись в будние дни). Поскольку памяти преподобной Марии и преподобного Иоанна придется тогда каждый раз отменять, поскольку они попадают на ВП, их перенесли сразу на воскресенья, чтобы не отменять их никогда. И тогда у нас возникли эти памяти Иоанна Лествичника и Марии Египетской. Поскольку мы сейчас службу святым поем в будние дни поста (соответственно службы Иоанну Лествичнику и Марии Египетской поются в какой-то день календаря, когда они попадают, то здесь их петь совсем необязательно). Получается, что мы фактически их дублируем (поем в будние дни, когда она случится и в соответствующее воскресенье). Типикон так и пишет, что вот эти службы можно отменить, если есть желание. Вместо этих служб можно петь службы другим святым, если они случились. Здесь никакой идеологической нагрузки нет (в отличии от других памятей), поэтому можно переносить их и упразднить безболезненно. Можно также отметить, что старообрядческий Типикон отмечает, что если, например, память Марии Египетской попадает на это воскресенье (лектор показывает на рисунок), то они меняются местами. Тоже логично – зачем два раза подряд петь Марию Египетскую.

Все памяти воскресений Великого поста имеют разное происхождение (крещальная традиция, древняя традиция, догматика и др.). Итак вот песнопения Постной Триоди объединяют тематику соответствующей седмицы Великого Поста. Песнопения первой седмицы поста до первого воскресенья речь идет, в основном, о посте и покаянии, а в песнопениях последующих седмиц к тематике поста и покаяния (которая присутствует во всех песнопениях) добавляются соответствующие темы. Появляются, например, во время третьей седмицы поста песнопения о блудном сыне. В VI седмице кроме притчи о богатом и Лазаре идет тема о Лазаре четверодневном.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.