Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В культурологии






Ж. Бодрийар

 

 


конспект неклассика: структурализм

 

Структурализм в отличие от экзистенциализма, превозносящего субъективность и иррациональность индивидуального бытия, выявляет некие объективные механизмы в формах культуры и духовного творчества человека.

Главные постулаты структурализма:  в явлениях культуры есть некие общие логические структуры, которые лежат на поверхности и могут быть выявлены лишь в ходе глубинного истолкования культуры; ‚ логические структуры культуры являются структурами психической и духовной деятельности человека; ƒ фундаментом духовной культуры является языковая деятельность человека (культура оформляется через язык и посредством языка).

Замысел “аутентичного” структурализма, по Леви-Стросу, состоял в переносе конкретно-научного метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях достижения в ней строгости и объективности по типу естественных наук. Леви-Строс пытается выполнить эту задачу на материале этнографии, формализуя в терминах бинарной оппозиции и теории коммуникации системы родства примитивных народов, ритуалы, мифы и т.д.


188 экскурс

 

Различные понятийные конструкты – “ментальные структуры” Леви-Строса, “эпистема” Фуко, “символический порядок” Лакана - претендуют на формализацию, развитие, прояснение взглядов на природу и функции бессознательного.

 

 

Согласно М. Фуко, философия как археология гуманитарных наук исследует не смену научных концепций, а смену философских дискурсов (семантико-ментальных структур сознания).


конспект неклассика: структурализм

 

II поколение структурализма (М. Фуко, Р.Барт, Ж. Лакан) работали в стороне от проекта леви-стросовской “материализации” гуманитаристики. М. Фуко выявляет глубинные конфигурации языка различных эпох, анализируя в синхроническом срезе области языкознания, биологии и политической экономии. Р. Барт ищет структурно-семиотические закономерности в “языках” различных феноменов культуры (массовых коммуникаций, моды и т.п.), переходя впоследствии к описанию процессов означивания в литературных, преимущественно модернистских, произведениях. Ж. Лакан, исходя из гипотезы об аналогии функционирования бессознательного и языка, реформирует психоанализ, предлагая сосредоточиться на анализе и корректировке символических структур языка, терапевтически вмешиваясь тем самым в бессознательные аномалии.

Характер постструктурализма определяют положения об “открытости произведения”, социально-политических контекстах “структур”, переносе акцентов анализа с систем готового значения на процесс его производства с атрибутивными для них моментами разрыва и сбоя (поздний Р. Барт, Ж. Бодрийар, У. Эко, Ж. Деррида, Ж. Делёз).


189 персоналии

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.