Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперимент 1.






Предположим, что все наши машины и орудия труда разрушены, а также уничтожены все наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако библиотеки и наша способность учиться, усваивать их содержание выжили. Понятно, что после преодоления значительных трудностей наш мир может начать развиваться снова.

К. Поппер

Логика и рост

научного знания


хрестоматия Поппер К. Логика и рост научного знания

 

Если использовать слова «мир» или «универсум» не в строгом смысле, то мы можем различить следующие три мира, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных (ментальных) состояний, и, возможно, диспозиций к действию; в-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства.

Я полагаю, отчасти подобно наивному реалисту, что существует физический мир и мир состояний сознания и что они взаимодействуют между собой, и я считаю также, что существует третий мир.

Обитателями моего третьего мира являются теоретические системы, другими важными его жителями являются проблемы и проблемные ситуации. Однако его наиболее важными обитателями являются критические рассуждения и то, что может быть названо — по аналогии с физическим состоянием или состоянием сознания — состоянием дискуссий или состоянием критических споров; конечно, сюда относится и содержание журналов, книг и библиотек.


159 словарь

 

Интернали’зм

(от латинского internus - внутренний) гносеологическая позиция, признающая движущей силой развития науки факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций.

 

Цит.:

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.


хрестоматия Поппер К. Логика и рост научного знания

 

< …> Наряду с тремя основными тезисами я формулирую три дополнительных тезиса.

Первый дополнительный тезис состоит в том, что третий мир есть естественный продукт человеческого существа, подобно тому как паутина является продуктом поведения паука.

Второй дополнительный тезис состоит в том, что третий мир в значительной степени автономен, хотя мы постоянно воздействуем на него и подвергаемся воздействию с его стороны. Он является автономным, несмотря на то, что он есть продукт нашей деятельности и обладает сильным обратным воздействием на нас, то есть воздействием на нас как жителей второго и даже первого миров.

Третий дополнительный тезис состоит в том, что посредством этого взаимодействия между нами и третьим миром происходит рост объективного знания и что существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом, то есть эволюцией растений и животных.

Объективная эпистемология, исследующая третий мир, может в значительной степени пролить свет на второй мир субъективного сознания но обратное неверно.


160 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

ТЕМА:

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ



161 оглавление

 

Представители:

А. Бергсон

В. Дильтей

М. Унамуно

Г. Зиммель

О. Шпенглер

Х. Ортега-и-Гассет

 

 


конспект неклассика: философия жизни

 

Рубеж XIX-XX века отмечен поиском новых методов в гуманитарных науках, которые характеризуются:  критикой Рационализма и обращение к иррационализму (интуитивизм); ‚ понимание философии не как мышления, а как интерпретации (герменевтика). Совокупность различных направлений этого времени определяется как философия жизни.

Философия жизни стремится “понять жизнь из нее самой”; стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание - от понятия, “творческое” - от “механического”.

В центре Философии жизни – понятие потока жизни как абсолютного и бесконечного начала мира, которое (в отличие от инертной материи) активно, многолико, находится в состоянии вечного движения и изменения. Жизнь нельзя понять ни с помощью чувств, ни с помощью разума – она доступна лишь переживаниям и постигается интуитивно.

Истоки Философии жизни могут быть обнаружены в немецком илеализме (Шеллинг, Гегель) и философии волюнтаризма (Мировая Воля А. Шопенгауэра, воля к власти Ф. Ницше).


162 оглавление

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.