Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 6. Учет и отчетность по медицинскому имуществу






 

Медицинское имущество, как и другие виды материальных средств, используемые МСГО и ВСМК в мирное и военное время, являются государственной собственностью и независимо от источника поступления, и способа приобретения подлежит обязательному учету.

Основная задача учета состоит в том, чтобы иметь достоверные данные о наличии, движении и качественном (техническом) состоянии материальных средств. По данным учета должностные лица в пределах предоставленных им прав могут проверить законность, целесообразность и эффективность расходования медицинского имущества, составить необходимые отчетные документы.

Учет должен быть своевременным, полным, достоверным и точным. Существует оперативный учет, который ведется на основании донесений (отчетов) и документальный – по первичным документам. Оперативный учет является основным видом учета для органов управления медицинской службы. Учет может быть ручной и автоматизированный.

Учет материальных ценностей в учреждениях и формированиях МС ГО и СМК ведется в соответствии с «Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях»(утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.99г. № 107 н., «Руководством по учету медицинского имущества в отделах медицинского снабжения территориальных центров медицины катастроф Минздрава России» (утвержденного Минздравом РФ 12.01.01г.), «Инструкцией по учету товаров на аптечных складах (базах) аптечных управлений» (утвержденной приказом МЗ СССР 1984 г. № 78), «Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете» (утверденной приказом МЗ ССР 1987 г. № 717.

Каждая операция по приему, выдаче или списанию медицинского имущества должна быть оформлена соответствующими документами. Эти документы называются учетными и имеют в соответствии с действующим законодательством правовое значение.

Учетные документы в зависимости от их назначения подразделяются на:

1. Первичные документы (накладные, наряды, акты, аттестаты, сводные ведомости);

2. Книги и карточки учета;

3. Документы вспомогательного характера (доверенности, сопроводительные и упаковочные листы, пропуска, извещения, подтверждения и др.)

Первичные учетные документы служат для оформления операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния медицинского имущества и являются основанием для соответствующих записей в книгах и карточках учета.

В книгах и карточках учета отражаются наличие, движение и качественное (техническое) состояние медицинского имущества за определенный период времени по подразделениям учреждений и формирований.

Учетные документы вспомогательного характера способствуют выполнению учетных операций.

Учетный документ включает заголовочную, содержательную и оформляющую части. Каждая из них имеет свои информативные элементы (реквизиты документа).

К реквизитам заголовочной части, дающим полное и четкое представление о виде и характере документа, относятся: наименование органа управления (службы), выдавшего документ; грузоотправитель (сдатчик) и грузополучатель (приемщик); срок действия документа и другие.

Содержательная часть документа имеет реквизиты, характеризующие сами учетные операции, например, наименования, коды, единицы измерения и количество имущества, категория, сорт и цены имущества, а также иные данные, предусмотренные конкретной формой документа. В конце содержательной части документа пишется «Итого наименований» и прописью указывается их количество. Строки и графы, оставшиеся свободными до подведения итога, обязательно перечеркиваются так, чтобы между текстом и подписями должностных лиц нельзя было что-либо вписать.

В оформляющей части документа содержатся реквизиты, придающие юридическую силу совершаемым операциям. К ним относятся наименования должностей и подписи должностных лиц, утвердивших документ, даты составления, подписи лиц, выдавших и принявших медицинское имущество, а также соответствующие печати (на документах, где они предусмотрены).

Все составляемые первичные документы должны обязательно регистрироваться в книге регистрации учетных документов. Порядковый номер регистрации является номером документа. Если документ состоит из нескольких листов, то его номер указывается на каждом листе. При наличии приложений к основному документу на всех листах приложения тоже ставится его номер. Документы, поступающие от органа управления, также регистрируются в книге регистрации учетных документов; при этом порядковый номер регистрации является регистрационным номером документа и записывается под реквизитом — основанием «Регистрационный номер». Регистрация документов позволяет легко определить их местонахождение.

Принимать, отпускать, списывать медицинское имущество по документам, не подписанным должностными лицами, не зарегистрированным в книге регистрации учетных документов и не заверенным соответствующей печатью, категорически запрещается.

При ведении учета вручную на всех исполненных первичных документах делаются отметки о записи в книгах учета произведенных операций, связанных с движением или изменением качественного (технического) состояния медицинского имущества. В отметке указываются номер книги учета и страница, на которой записана учетная операция. При наличии в документе нескольких наименований имущества отметка производится по каждому наименованию.

Все учетные документы должны составляться и вестись разборчиво, без помарок и подчисток. Для исправления ошибок, допущенных при записях, неправильные цифры или слова зачеркиваются тонкой чертой так, чтобы зачеркнутое слово можно было прочитать, а над ним записываются правильные цифры и слова. Сделанное исправление оговаривается на свободном месте этой же страницы документа «Исправленному верить». Исправление заверяется в книге учета подписью исполнителя, а в первичном учетном документе-подписью начальника, подписавшего документ. Подпись должностного лица об исправлениях в первичном учетном документе заверяется соответствующей печатью.

Делать исправления в рецептах и требованиях не разрешается.

Все исполненные учетные документы вместе с приложениями к ним подшиваются в дела строго в хронологическом порядке их поступления или исполнения.

Рецепты и требования подшиваются отдельно по месяцам. Рецепты и требования, а также первичные учетные документы на наркотические и ядовитые лекарственные средства, подшиваются отдельно от всех остальных рецептов и требований.

Книги и карточки учета, перед тем как в них производить записи учетных операций, соответствующим образом оформляются (нумеруются, прошнуровываются, скрепляются печатью «для пакетов»). Число страниц, отводимых в книгах на каждое наименование медицинского- имущества, зависит от частоты записей и определяется обычно по опыту работы. Очередность записи наименований должна соответствовать последовательности, предусмотренной формами донесений и отчетов по медицинскому имуществу. Карточка учета составляется на одно наименование медицинского имущества.

Все книги учета учитываются и выдаются в порядке, установленном Наставлением по служебной переписке и делопроизводству. Карточки учета учитываются в книге регистрации учетных документов и выдаются под расписку в ней. Книги и карточки учета медицинского имущества должны вестись до полного использования. Остающиеся на следующий год книги и карточки перерегистрируются установленным порядком.

Перед составлением отчета-заявки наличия и потребности медицинского имущества за отчетный год, а также при инвентаризациях, ревизиях, передаче должности материально ответственным лицом и в других необходимых случаях в книгах и карточках учета подводятся итоги о приходе, расходе и наличии медицинского имущества. Итоги подчеркиваются чертой (годовые - двумя чертами) и заверяются подписями лиц, ответственных за состояние учета и ведущих учет.

Для обеспечения правильности записей в книгах и карточках учета формирований и учреждений или отделов хранения медицинского склада они периодически сверяются с данными учета аптеки или учетно-операционного отдела (отделения). Сверка производится при инвентаризациях, ревизиях, передаче должности материально ответственными лицами, а на медицинских складах, кроме того, — ежеквартально.

Хранение учетных документов, не содержащих секретных данных, должно осуществляться в запирающихся шкафах или ящиках, обеспечивающих их сохранность. При этом книги учета и приходно-расходные документы на ядовитые и наркотические лекарственные средства хранятся отдельно от документов учета остального медицинского имущества. Ежедневно по окончании работы эти шкафы должны запираться и опечатываться металлическими номерными печатями исполнителей.

По истечении установленных сроков хранения учетные документы и сдаются в архив или уничтожаются в установленном порядке.

Бланки учетных документов, рецептов, требований, а также книги и карточки учета истребуются и получаются наравне с медицинским имуществом. Их учет ведется порядком, установленным для учета расходного медицинского имущества.

По учетному признаку все материальные средства подразделяются на основные средства, расходное медицинское имущество и малоценное и быстроизнашивающееся медицинское имущество.

К основным средствам относится медицинская техника, медицинские аппараты, приборы и оборудование первоначальной стоимостью 50 и более минимальных размеров оплаты труда(МРОТ). Основные средства по качественному состоянию подразделяют на годные к эксплуатации (новое, не введенное в эксплуатацию, находящееся в эксплуатации и после ремонта), подлежащие ремонту и подлежащие списанию из-за невозможности или нецелесообразности ремонта. Для основных средств установлен размер ежегодного износа (амортизации).

К расходному медицинскому имуществу относятся лекарственные средства, иммунобиологические и радиофармацевтические препараты, реактивы, дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные средства, репелленты, фотореактивы, материалы для стоматологии и т.п. (далее именуемые лекарственными средствами), а также малоценные и быстроизнашивающиеся медицинские предметы стоимостью за единицу не более 0, 5 минимального размера оплаты труда, которые расходуются полностью в момент применения или приходят в негодность при кратковременном использовании (перевязочный и шовный материал, перчатки и иглы хирургические, рентгеновская пленка, пробирки и т.д.).Расходное медицинское имущество по качественному состоянию подразделяется на годное, которое полностью отвечает требованиям Государственной фармакопеи и нормативно-технической документации и негодное, срок годности которого истек.

К малоценному и быстроизнашивающемуся медицинскому имуществу относятся предметы медицинского назначения, приходящие в негодное состояние в результате непродолжительного применения, стоимостью за единицу выше 0, 5 минимального размера оплаты труда (предметы ухода за больными).

Медицинское имущество, поступающее в формирования или учреждения службы медицины катастроф (получаемое от поставщиков по договорам или разовым закупкам, в виде гуманитарной помощи), принимается надлежащим образом и приходуется по учету, независимо от источников поступления. В центре медицины катастроф учет медицинского имущества ведется в отделе медицинского снабжения и бухгалтерии. В отделе медицинского снабжения учет медицинского имущества ведут предметно-количественным способом отдельно от других материальных средств. Отдельно друг от друга учитывают медицинское имущество для текущих нужд, резерва, неснижаемого запаса, а также полученное в виде гуманитарной помощи. Их приемку и отпуск оформляют отдельными учетными документами.

Учет медицинского имущества в бухгалтерии ведут по закупочным ценам в стоимостном выражении по материально ответственным лицам подразделений. Основные средства учитывают по инвентарным номерам.

Приемку медицинского имущества от организаций транспорта и почтовых отправлений от организаций связи осуществляет приемная комиссия, которая назначается приказом директора ЦМК в количестве не менее трех человек. В ее состав входят: председатель комиссии- из числа руководства ЦМК и члены комиссии- начальник отдела медицинского снабжения (материально ответственное лицо), представитель от общественности от ЦМК и представитель незаинтересованной организации (при необходимости).

Порядок и сроки приемки медицинского имущества по количеству, качеству, комплектности и ее документального оформления регулируют действующими техническими условиями, договором купли-продажи, условиями поставки. Приемка медицинского имущества от отечественных поставщиков по количеству предусматривает проверку его фактического наличия согласно данным транспортных, сопроводительных или расчетных документов. Условия приемки медицинского имущества от зарубежных поставщиков по количеству и качеству определяются договором поставки.

Полученное медицинское имущество приходуют в книгах или карточках учета на основании сопроводительных документов или акта приемки. Акт приемки составляется в следующих случаях:

- при приемке наркотических, психотропных, ядовитых, сильнодействующих лекарственных средств и лекарственных средств списка А;

- при выявлении расхождений по фактическому количеству и качеству с данными сопроводительных документов, прибытия материальных средств без документов (акт о приемке материалов по форме № М-7);

- при приемке основных средств (акт приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях по форме ОС-1 Бюдж.).

При отсутствии недостатков в поступившем имуществе грузоотправителю высылается извещение (форма 280).

Медицинское имущество учитывают в отделе медицинского снабжения ЦМК за склад и подразделения склада. Материально ответственное лицо отдела ведет учет медицинского имущества в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей по форме № 296 или книге складского учета материалов по форме № М-17. Записи в книгах и карточках учета производятся на основании первичных учетных документов или актов приемки.

Наркотические лекарственные средства и психотропные вещества учитывают в журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических лекарственных средств и психотропных веществ (форма 330). В отдельном журнале по той же форме учитывают ядовитые и сильнодействующие лекарственные средства и лекарственные средства списка А. Для каждого наименования предмета используется отдельная карточка учета или страница в книге учета.

В подразделения ЦМК медицинское имущество выдается по накладным (ФОРМА 434). По отдельным накладным выдаются:

- наркотические и психотропные лекарственные средства;

- ядовитые и сильнодействующие лекарственные средства и лекарственные средства списка А;

- лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету;

-спирт этиловый;

-перевязочные средства;

-предметы медицинского имущества, относящиеся к малоценным предметам стоимостью выше 0, 5 минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством;

- основные средства.

Медицинское имущество, относящееся к малоценным предметам стоимостью до 0, 5 минимального размера оплаты труда, выдают в подразделения по ведомости выдачи материалов на нужды учредения (форма № 410).

Накладные.и все другие первичные расходные документы подписываются материально ответственным лицом и бухгалтером и регистрируются в журнале регистрации накладных на отпуск товаров из отдела.Все накладные и другие первичные учетные документы утверждаются директором ЦМК.

Списание с учета основных средств, пришедших в негодное состояние производится только если они не подлежат восстановлению и после получения заключения об их техническом состоянии и заключения органа управления здравоохранением о возможности списания. Списание производят по акту о ликвидации основных средств (форма № ОС-4бюдж.).

Малоценные предметы стоимостью свыше 0, 5 минимального размера оплаты труда списывают с учета только при полном износе и непригодности для использования по акту о списании малоценных предметов (форма № 443).

Списание с учета израсходованного подразделениями ЦМК на выполнение научно-исследовательских работ спирта этилового осуществляют ежемесячно по акту о списании материальных запасов (форма 230).

Все учетные документы на принятое и отпущенное медицинское имущество материально ответственное лицо отдела медицинского снабжения ежедневно или в другие сроки, устанавливаемые ЦМК, сдает в бухгалтерию по реестру сдачи документов (форма 442), который одновременно является товарным отчетом о поступлении или отпуске медицинского имущества за отчетный период.

В режиме ЧС учет медицинского имущества имеет свои особенности. Учет ведут с момента получения медицинского имущества материально ответственным лицом формирования(учреждения). Выданное формированию медицинское имущество списывают с учета материально ответственных лиц отдела медицинского снабжения ЦМК и записывают на учет материально ответственному лицу формирования (учреждения).

Полученные наркотические лекарственные средства, психотропные вещества, ядовитые и сильнодействующие лекарственные средства и лекарственные средства списка А, подлежащие предметно-количественному учету, записывают в соответствующие журналы регистрации и в дальнейшем по ним осуществляют учет их наличия и движения.

Учитывают медицинское имущество по первичным приходным и расходным документам, а также по записям о назначениях в историях болезни, амбулаторном журнале и других медицинских документах. Журналы и карточки учета не ведутся, за исключением учета наркотических лекарственных средств, психотропных веществ, которые учитывают в журнале регистрации мероприятий, связанных с оборотом наркотических и психотропных лекарственных средств в отделениях и кабинетах, а ядовитые и сильнодействующие и лекарственные средства списка А- в отдельном журнале по той же форме.

Малоценные предметы стоимостью выше 0, 5 минимального размера оплаты труда учитывают по накладным(форма 434), основные средства – по инвентарному списку основных средств (форма № ОС-13).

Израсходованные наркотические лекарственные средства, психотропные вещества, ядовитые и сильнодействующие лекарственные средства и лекарственные средства списка А списывают с учета в журналах регистрации по мере расходования на основании записей о выполненных назначениях на каждого пораженного с указанием его фамилии и инициалов, номера истории болезни или номера записи в амбулаторном журнале.

Лекарственные средства, не включенные в перечень подлежащих предметно-количественному учету, списывают на основании записей в историях болезни, амбулаторном журнале не реже 1 раза в неделю по акту о списании материальных запасов, а малоценные предметы стоимостью менее 0, 5 минимального размера оплаты труда – по акту о списании малоценных предметов.

При возвращении формирования в пункт постоянного пребывания оставшееся в наличии медицинское имущество сдают в отдел медицинского снабжения по накладной. В отдел медицинского снабжения сдают также все первичные учетные документы по реестру сдачи документов, который является товарным отчетом. После проверки отчет передают в бухгалтерию для учета и последующих взаиморасчетов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.