Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Транспортно-технологические схемы вывозки






 

Взаимное расположение лесовозных дорог различных типов: погрузочных, перегрузочных и разгрузочных пунктов, а также виды перевозимой древесины определяют транспортно-технические схемы.

Различают 3 вида схем:

Прямая вывозка – при которой древесину вывозят от пня до конечного пункта без перегрузок. Применяется редко – на малые расстояния в основном тракторами.

Одноступенчатая вывозка – древесина трелюется по волокам к лесовозным дорогам (на верхний склад), где ее грузят на транспортные средства – автомобили, автопоезда и т.д. Наиболее распространенные в настоящее время.

Многоступенчатая вывозка – при которой в отличие от одноступенчатой предусматривается дополнительные перегрузки древесины.

 

3. Технологии штабелёвочно-погрузочных работ на базе мобильной техники на нижних лесопромышленных складах.

На нижних лесопромышленных скла- дах большой удельный вес в затратах труда занимают штабелевочно- погрузочные работы. Их трудоем- кость составляет около 20 % от общих трудозатрат по всему комплексу лесо- складских работ. Штабелевка – это процесс укладки лесоматериалов в штабеля или поле- ницы. Эту операцию на нижнем складе выполняют с целью создания запасов в связи с неравномерностью отгрузки, потребностью в рассортировке, просушке, равномерной загрузке оборудования в лесоперерабатывающих цехах. Круглые лесоматериалы укладывают в штабеля различных конструкций: рядовые, пач- ковые, плотные, пакетные из контейнеров, пакетные из пучков. Конструкция того или иного штабеля зависит от назначения штабелюемых лесоматериалов, сроков хранения, применяемых на штабелевке и погрузке машин, механизмов и грузозахватных устройств. Каждый тип штабеля характеризуется геометриче- скими размерами и коэффициентом полнодревесности штабеля. Размещение штабелей на складе и их размеры регламентируются правилами пожарной без- опасности, техническими возможностями штабелевочных и погрузочных меха- низмов, технологическим процессом склада. Плотность укладки лесоматериа- лов в штабеля характеризуетя коэффициентом полнодревесности штабеля – отношением объема уложенных лесометариалов к геометрическому объему штабеля. В рядовых штабелях лесоматериалы располагаются параллельными ряда- ми, между которыми укладывают две-три линии прокладок. Штабеля такой конструкции обеспечивают лучшую просушку лесоматериалов по сравнению с другими типами штабелей. Такие штабеля можно сформировать либо вручную, либо штабелерами. Для рядовых штабелей коэффициент полнодревесности со- ставляет 0, 45-0, 55. В пачковых штабелях пачки лесоматериалов отделяют друг от друга гори- зонтальными и наклонными прокладками. Штабеля такой конструкции форми- руются кранами, снабженными грузозахватными устройствами в виде строп- ных комплектов. Коэффициент полнодревесности пачковых штабелей состав- ляет 0, 6-0, 65. Плотный штабель устраивают при использовании кранов с грейферами различных конструкций (радиальных и торцовых) и стропными комплектами. Иногда такие штабеля формируют машинами с челюстными захватами. Коэф- фициент полнодревесности таких штабелей составляет 0, 65-0, 7. Короткомерные круглые и колотые лесоматериалы (длиной до 2 м) укла- дывают в плотные штабеля (поленицы) длиной 20-30 м, высотой до 2 м при ручной укладке, при механизированной 3-4 м (кранами с грейферными захва- тами). Коэффициент полнодревесности поленицы составляет 0, 7-0, 75. Короткие сортименты иногда укладывают в кучи (на биржах сырья ЦБК). Кучи уклады- вают специальными наклонными транспортерами, а разбирают их кранами с грейферными захватами. Коэффициент полнодревесности составляет 0, 45-0, 5. Доски, шпалы, брусья для просушки укладывают в клеточные штабеля, если не требуется просушка, то – в плотные штабеля. Погрузка готовой продукции лесоматериалов представляет собой процесс захвата, перемещения и укладки лесоматериалов на подвижной состав. На при- рельсовых нижних складах готовая продукция грузится в вагоны, полувагоны (открытые с «шапкой») и платформы. На береговых нижних складах погрузка производится в суда различного вида или лесоматериалы сдаются в сплав для формирования плотов. Как правило, на штабелевке и погрузке лесоматериалов применяются од- ни и те же машины и механизмы. Наибольшее применение на лесных складах нашли краны, самоходные погрузчики штабелеры канатно блочные установки с лебедками транспортеры и пневмотранспортные установки и манипулято- ры. Краны, используемые на штабелевке и погрузке древесины, существуют двух типов: консольно козловые и стреловые. Последние, в свою очередь, под- разделяются на краны башенного типа, автокраны и краны на базе гусеничных тракторов. Погрузчики штабелеры в зависимости от вида ходовой системы бывают на пневмоходу и гусеничные, а по типу захватного устройства подразде- ляются на машины с клещевым и пачковым захватами. Наибольшее примене- ние находят краны, мобильные погрузчики-штабелеры и манипуляторы. Ка- натно блочные установки в основном применяются редко и только на берего- вых складах. Транспортеры применяются для штабелевки и погрузки колотых балансов и дров, а также сыпучих грузов (щепы). Пневмотранспортные уста- новки применяются для транспортировки и погрузки сыпучих грузов. На лесопромышленных складах с большим сезонным запасом и развитой переработкой лесоматериалов целесообразно использовать на погрузочных, штабелевочных и транспортных операциях самоходные погрузчики штабелеры. Они имеют ряд преимуществ перед кранами: механизированный труд на захва- те и укладке в штабель лесоматериалов; высокая маневренность погрузчиков на территории склада; применение погрузчиков облегчает планировку склада вви- ду отсутствия подкрановых путей. К недостаткам следует отнести то, что тер- риторию склада необходимо асфальтировать или бетонировать и содержать в хорошем состоянии. Также они не могут поднимать грузы на большую высоту, как краны. Производительность самоходных погрузчиков определяется про- должительностью рабочей смены, коэффициентом использования рабочего времени смены, объемом пачки (сортимента) и временем цикла погрузки или штабелевки одной пачки лесоматериалов. В свою очередь, время цикла вклю- чает затраты времени на захват, подъем, перенос, опускание, разгрузку пачки и возвращение погрузчика в исходное положение. Объем пачки зависит от типа погрузчика. На штабелевочно-погрузочных работах крупных лесопромышлен- ных складов используются консольно козловые краны ККС-10, ККЛ-12, 5, ККЛ- 16 и башенные краны КБ-572А. Консольно-козловые краны имеют ряд пре- имуществ перед башенными: - могут иметь значительную грузоподъемность; - обладают большей устойчивостью; - менее трудоемки в монтаже и эксплуатации; - просты в конструктивном решении. Благодаря этим качествам они нашли широкое применение на крупных лесопромышленных складах. Башенные краны, в свою очередь, имеют также ряд преимуществ технологического характера перед консольно-козловыми кра- нами: - могут производить штабелевочно-погрузочные работы в зоне радиусом до 35м; - могут обслуживать 2-3 железнодорожных тупика при многопоточной компоновке склада; - небольшая ширина колеи кранового пути (6 м) улучшает возможности планировки производственных участков и привязки лесообрабатывающих це- хов к основным технологическим линиям; - имеют большую высоту подъема груза. Благодаря перечисленным преимуществам эти краны хорошо зарекомен- довали себя на штабелевке готовой продукции цехов, а также на погрузке судов и сброске в воду лесоматериалов на береговых нижних складах. Краны снабжаются грузозахватными устройствами в виде грейферов и стропных комплектов. Они служат для захвата пачки, удержания ее на весу и укладки. Грейферы подразделяются на радиальные и торцевые. Из радиальных грейферов лучшей проникающей и зачерпывающей способностью обладают вибрационные грейферы. Вибратор представляет собой электродвигатель с не- уравновешенным грузом на валу. Отличительной особенностью торцевых грейферов является захват пачки с торцов двумя плоскими вертикальными че- люстями, сжимающими пачку по ее продольной оси. В конструктивном оформлении консольно козловой кран представляет собой двухконсольную ферму, расположенную на двух опорах, выполненных в виде портала, который необходим для пропуска пачки лесоматериалов. Опоры крепятся на четырех тележках, перемещающихся по подкрановому пути. Вдоль фермы по монорельсу перемещается грузовая каретка с кабиной оператора. Од- на из консолей обслуживает лесонакопители, вторая консоль перекрывает от- грузочный путь с вагоном. Башенные краны по конструкции отличаются от консольно-козловых. Они состоят из портала, на котором находится башня. На башню опирается по- воротная стрела, вдоль которой перемещается грузовая тележка с грузозахват- ным устройством. Между опорами портала проходит железнодорожный путь, по которому подаются вагоны под погрузку. По обе стороны крана размещают- ся штабеля лесоматериалов. Конец стрелы совпадает с лесонакопителями, в ко- торые сбрасываются сортименты с сортировочного лесотранспортера. Для пе- ремещения груза по вертикали, в пролете крана вместе с грузовой тележкой и вместе с краном вдоль рельсовых путей краны снабжаются механизмом подъ- ема и опускания груза, механизмом перемещения грузовой тележки и механиз- мом передвижения крана. Башенные краны кроме перечисленных механизмов, имеют еще механизм поворота стрелы крана. Все краны, выполняя штабелевочно-погрузочные операции, работают во время смены в трех различных режимах: - режиме «штабелевка» (перемещение пачки лесоматериалов из лесона- копителя в штабель); - режиме «погрузка» (перемещение пачки лесоматериалов из лесонакопи- теля в вагон); - режиме «погрузка» (перемещение пачки лесоматериалов из штабеля в вагон). От режима работы крана зависит время цикла штабелевки или погрузки одной пачки лесоматериалов и, в конечном итоге, его производительность. Кроме этого, на величину времени цикла влияют технические характеристики кранов, технологическая схема штабелевочно-погрузочного участка нижнего склада, типы штабелей и их размещение на территории склада. К управлению штабелевочно-погрузочными машинами и механизмами допускаются лица, прошедшие специальное обучение и имеющие соответству- ющее удостоверение. Оборудование, используемое на погрузочно- штабелевочных работах, должно быть освидетельствовано и испытано согласно действующим правилам инструкции Госгортехнадзора. Категорически запрещается поднимать пачки объемом, превышающим грузоподъемность крана на соответствующем вылете стрелы. Воспрещается поднимать и перемещать грузы с находящимися на них людьми или проходить и находиться под стрелой или поднятым грузом. Нельзя оставлять груз в подвешенном положении как после окончания работы, так и во время перерыва. При работе на путях с уклоном ходовая часть крана должна быть надежно заторможена, а по окончании работы кран необхо- димо прикрепить к рельсам противоугонными устройствами. Запрещается грузить лесоматериалы в железнодорожный подвижной со- став, не заторможенный специальными башмаками.

Основные понятия о лесозаготовительном производстве. Характеристика современных леспромхозов.

Лесозаготовительное производство характеризуется следующими особенностями:
- различием качественных характеристик предмета труда (растущего леса) по времени и размещению;
- территориальным разобщением рабочих мест, которые постоянно меняются, и преобладанием транспортно-переместительных операций, не меняющих ни качества, ни формы исходного предмета труда;
- большой зависимостью эффективности использования основных фондов и трудовых ресурсов от природно-климатических факторов;
- широким диапазоном взаимозаменяемости продукции лесозаготовок в потреблении.
Тесное взаимодействие лесозаготовительного производства и лесного хозяйства создает экономическую и организационные основы деятельности комплексных лесных предприятий постоянного лесопользования.
Производственный процесс лесозаготовок делят на основной и вспомогательный. Основное производство, или технологический процесс, состоит из совокупности приемов и способов заготовки древесного сырья. К вспомогательному относят процессы материального и технического обслуживания производства. Для устойчивой работы лесозаготовительного производства в течение длительного периода или непрерывного пользования лесом за лесозаготовительным предприятием закрепляют лесной массив или лесосырьевую базу. Площадь массива зависит от структуры, назначения предприятия, ежегодного отпуска древесины и срока работы. Внутри массива выделяют участки лесной площади для заготовки древесного сырья — лесосеки. Совокупность лесосек, назначаемых в рубку на год, называют годичным лесосечным фондом.

 

Лесозаготовительные предприятия различают по объему производства, сортиментному плану, сроку действия, типам лесовозного транспорта и лесопромышленных складов. Объем вывозки древесного сырья (в кубических метрах за год, квартал, месяц, сутки или смену) — основной количественный показатель, характеризующий лесозаготовительное производство.
Его устанавливают по общему запасу древесного сырья в закрепленном за предприятием лесном массиве, его характеристике и постоянству лесопользования. Сортиментный план устанавливает объем вывозки древесины по видам продукции лесозаготовок в зависимости от ее назначения и размерно-качественных характеристик. Кроме круглых лесоматериалов, лесозаготовительные предприятия производят пиломатериалы, ящичную тару, клепку, мебельные заготовки, технологическую щепу и др.

 

Для вывозки древесины с лесосеки к потребителю или на лесосклад в лесном массиве строят лесовозную дорогу или используют дороги общего пользования. В лесовозной дороге выделяют магистраль, ветки и усы. Магистраль лесовозной дороги обычно рассчитана на весь период эксплуатации лесосырьевой базы; ветка — ответвление от магистрали, обслуживающее часть базы; лесовозный ус — временный лесовозный путь со сроком эксплуатации от 1 до 2 лет, примыкающий к ветке или магистрали и предназначенный для освоения отдельных лесосек. В пункте примыкания лесовозной дороги к дороге общего пользования или к водным путям устраивают нижний лесопромышленный склад, на территории которого размещают лесообрабатывающие и перерабатывающие цехи, вспомогательные производства, контору. Вблизи от склада располагают поселок. Тип лесовозного транспорта, на базе которого организуются лесозаготовки, определяет многие стороны деятельности предприятия. Для вывозки леса используют два основных типа транспорта — автомобильный и железнодорожный. Наиболее распространен автомобильный транспорт, использующий специальные лесовозные дороги предприятия и дороги общего пользования.

Лесовозные дороги примыкают к железным или автомобильным дорогам общего пользования, сплавной реке или непосредственно к потребителю древесного сырья (деревообрабатывающему предприятию, цеху и пр.). В зависимости от места примыкания различают прирельсовые, автомобильные, береговые (или приречные) нижние лесосклады и лесные склады у пунктов потребления. Нижний лесосклад, как было сказано, — производственный участок лесозаготовительного предприятия, расположенный у лесовозной дороги или в пункте ее примыкания к путям общего пользования, на котором осуществляются первичная обработка, а при необходимости и первичная переработка древесного сырья, транспортно-погрузочные операции, хранение, отгрузка сырья и продукции, а также пуск в сплав.

 

Нижние лесосклады разделяют по виду поступающих лесоматериалов (деревья, хлысты или сортименты) и по степени переработки (производство только круглых лесоматериалов или первичная переработка их, комплексная переработка всего древесного сырья). От типа склада зависят его значение в лесозаготовительном процессе, степень механизации работ, наличие капитальных сооружений, условия работы и эффективность предприятия в целом. Число лесовозных дорог и нижних лесоскладов на лесном предприятии может быть различным. Лесхозы, леспромхозы и лесокомбинаты обычно имеют одну лесовозную дорогу и один высокомеханизированный нижний лесосклад.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.