Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мусульмане Крыма. Крымские татары






Автор-составитель Н.Н. Юркина, к.и.н., доц.

Ислам, наравне с христианством, является традиционной религией на территории Крымского полуострова.

Включение Крыма в состав Золотой Орды в первой половине XIII века привело к исламизации большинства проживающих здесь народов. На протяжении почти семи веков ислам суннитского толка стал основой уклада жизни местного населения, государственной религией Крымского ханства, сохранявшего полную или частичную независимость на протяжении около трех столетий. В период расцвета ислама в Крыму практически во всех населенных пунктах были мечети, и ислам помимо основы духовной жизни крымско-татарского народа, стал его нациеобразующим фактором. В Крымском ханстве сложилась разветвленная структура мусульманского духовенства.

Ислам в Крыму распространялся постепенно под влиянием тюркских государств Хорезма и Волжской Булгарии. С этого же времени началась и история хаджа (паломничества) из Крыма к мусульманским святыням Мекки и Медины. Некоторые крымские ханы и члены их семей совершали паломничество в Мекку. Среди них – первый крымский хан Хаджи I Герай (1397-1466), который взошел на престол в 1441 году. В 1524 году исламские святыни посетил внук Хаджи Герая, хан Казани, а затем и Крыма, Сахиб I Герай (1501-1550). Позже в хадже побывал Селим I Герай (1631-1704).

Во время завоевания Российской империей Крыма в XVIII веке, в Бахчисарае, столице Крымского ханства, насчитывалось как минимум 18 мечетей. Присоединение Крыма к России практически не повлияло на положение мусульманского духовенства. В манифесте императрицы Екатерины II «О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны, под Российскую Державу» от 8 апреля 1783 года и более позднем указе от 28 июня того же года говорилось о необходимости «… определить надлежащее не скудное содержания мечетям и служащим в оных школах их и на другие тому подобные полезные дела». Вся структура мусульманского духовенства в Крыму оставалась без изменений, однако система мусульманского религиозного устройства Крыма была поставлена под контроль Российской империи. В 1788 году учреждается Таврическое магометанское духовное правление (ТМДП), явившееся новой институцией мусульманского духовенства, во главе которого стояли муфтий и кади-аскер. Влияние ТМДП, кроме Крыма, распространялось на мусульманское сообщество Польши и Литвы. В номенклатуру ТМДП входили пять духовных лиц, так называемых эфендиев. Всему руководству духовного правления было установлено государственное жалование.

После включения Крыма в состав Российской империи крымские мусульмане не утратили возможности совершения паломничества в Мекку. Главной причиной этого были условия Кючук-Кайнарджийского договора, подписанного в 1774 году между Османской империей и Россией. Согласно договору мусульмане могли свободно выполнять свои религиозные обязанности, а в Стамбуле даже был назначен шейх-уль-ислам по религиозным делам Крыма. В 1855 году в Российской Империи были введены паспорта, и мусульманские паломники, отправляясь в Мекку, имели на руках документы, которые разъясняли причину их поездки за границу. В 1890 году в Джидде было открыто российское консульство. Консулом был назначен шейх Мурад Мерзаевич – татарин по национальности. Одной из функций консула было назначение специальных руководителей групп паломников, (каждая группа состояла из представителей одной народности).

К концу XVIII века в Крыму функционировало около 1600 мечетей, 25 медресе, действовала широкая сеть мусульманских школ — мектебов. В результате постепенного обезземеливания местного населения началась массовая эмиграция крымских татар в Турцию, которая привела к опустению городов и сел, что в свою очередь обусловило закрытие многих мечетей, медресе и мектебов. К 1914 году на полуострове действовало уже только 729 мечетей, а численность духовенства сократилась более чем в пять раз и составила 942 чел.

Установление советской власти в Крыму нанесло по местному мусульманству тяжелый удар. Система исламских институций в Крыму была ликвидирована уже в первые годы после победы большевиков в Гражданской войне. В 1920-х гг. крымское Духовное управление мусульман было ликвидировано (в 1924 было создано Крымское центральное мусульманское народное управление религиозными делами во главе с муфтием, вскоре исчезнувшее). Если в 1921 г. в Крыму было зарегистрировано 470 мусульманских общин, то с 1944 по 1989 годы на полуострове не действовало ни одной мусульманской религиозной организации. В результате сталинских репрессий было ликвидировано практически все мусульманское духовенство. Правда, в 1941–1944 гг., во время оккупации Крыма немцами, татарам было разрешено вернуть себе мечети (было открыто 250 мечетей) и медресе; были созданы «мусульманские комитеты». Однако в 1944 г. (после депортации из Крыма основного крымско-татарского населения) ислам здесь фактически прекратил свое существование.

В конце 80-х гг. ХХ в. началось массовое возвращение на родину крымских татар. Общая религиозная грамотность находилась на низком уровне, хотя практически все считали себя мусульманами. Первые мусульманские общины были зарегистрированы в Крыму в 1988 году, а в 1990 г. (по другим данным в 1991 г.) при активном участии крымско-татарского богослова Сейтджелила-эфенди Ибрагимова был создан Кадият мусульман Крыма (КМК), в котором он получил должность кадия. КМК попал под юрисдикцию Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Приблизительно через год, 31 августа 1992 года, в Симферополе состоялось Всекрымское собрание представителей мусульманских общин, на котором было принято решение об учреждении Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК), в состав которого входил муфтият мусульман Крыма. В 1995 году количество зарегистрированных религиозных организаций достигло рекордной цифры – 52. С 1995 г. муфтием стал Нури Мустафаев.

На сегодняшний день в распоряжении мусульманских общин находится 283 культовых здания, из них: приспособленных — 179, вновь построенных — 81, арендованных — 23. Количество действующих новых мечетей увеличивается на 1-2 ежегодно.

 

Мечеть Кебир-Джами – выдающийся памятник архитектуры, старейшее здание города Ак-Мечеть. Как свидетельствует надпись у входа, мечеть была построена в 1508 г. Абдарахман-беком на дарованной ханом Менгли-Гиреем земле (по некоторым данным дата основания 1502 год).

Храм базиликового типа был изначально прямоугольным, размером 9 на 12 м (по другой версии, храм был купольным, размером 7 на 7 м). Войти в храм можно было с севера, михраб (ниша) и минарет, стоявший отдельно, были в южной части. Стены выложены из ракушечника и в дальнейшем побелены известкой. Белизна стен, регулярно возобновляемая, определила название храма – Ак-Мечеть, а потом и всего поселения.

В первой половине XVIII века мечеть горела, в 1772 году она была восстановлена и расширена в северную сторону. В 1907 году храм был полностью отремонтирован и расширен. Вследствие этого его объемно-пространственная композиция была изменена: минарет оказался внутри боковых нефов, которые были пристроены, разлогий карниз, обогащенный мелкой пластикой, появился на северном фасаде, фронтон, украшенный кокошниками, которые не были свойственны исламской архитектуре – на южном фасаде. После всех перестроек здание получило статус соборного храма Кебир-Джами и стало главным градообразующим элементом поселения Ак-Мечеть. После Великой Отечественной войны в Кебир-Джами длительное время находилась переплетная мастерская. В 1989 году мечеть была передана мусульманской общине, в 1994 г. отреставрирована.

Мечеть Джума-Джами (в переводе означает «Пятничная крепость») находится в городе Евпатория. Ее строительство по проекту архитектора Ходже Синана велось в 1552-1564 гг. На протяжении многих веков Джума-Джами неоднократно подвергалась реставрации и ремонту. Композиция мечети построена по принципу «нарастающих объёмов». Образцом для этой и других мечетей Ходжи Синана мог послужить известный собор Св. Софии в Константинополе. Несущие части собора сложены из известняка, но основной материал, использованный при строительстве, – камень-ракушечник. Композиционно мечеть Джума-Джами представляет собой центральное купольное здание, в плане приближающееся к квадрату, с запада и с востока к которому пристроены два минарета. Два яруса редко посаженных окон освещают двухэтажные боковые галереи, перекрытые плоскими куполами по три в ряд. Центральный зал, высотой около 22 метров, перекрыт мощным куполом с 16 окнами. Мечеть Джума-Джами является одной из главных достопримечательностей Евпатории.

Сегодня на территории Крыма действуют автономные от крымского Муфтията мусульманские общины. Начало их регистрации было положено в конце 1998 г. после решения ДУМК о создании религиозного объединения мусульман г. Симферополя и Симферопольского района. Лидеры мусульманских общин, несогласные с политико-идеологической направленностью деятельности ДУМК, стали использовать протестный опыт Симферопольской конференции. География деятельности «автономистов» постепенно расширялась, охватив почти весь полуостров. По сравнению с численностью имамов (священнослужителей) ДУМК, которая на 2011 г. составляла 339 чел., число имамов независимых (автономных) мусульманских общин сравнительно невелико (49 чел.).

В Крыму функционирует 7 Мусульманских духовных учебных заведений (медресе), среди них медресе «Къалай» (Азовский лицей высших исламских наук), расположенное в пгт. Азовское Джанкойского района и являющееся одним из ведущих духовных мусульманских учебных заведений Крыма, медресе «Къурман» (Красногвардейский район) и др. При мечетях Крыма действуют около 60-ти воскресных школ по обучению основам ислама, в которых ведут занятия местные имамы и турецкие миссионеры.

В Крыму издаются две мусульманские религиозные газеты. На крымско-татарском языке тиражом 3 тыс. экземпляров выходит официальная газета Духовного управления мусульман Крыма «Хидает», причем материалы двух полос газеты печатаются на русском языке. Всекрымская общественно-политическая газета «Возрождение» издается на русском языке тиражом 15 тыс. экземпляров.

Мусульманское население в современном Крыму представлено преимущественно крымскими татарами и некоторыми другими народами, исповедующими ислам: поволжскими татарами, азербайджанцами, узбеками, турками, народностями Кавказа и другими этносами, составляющими (включая г. Севастополь) около 11% населения полуострова. В настоящее время в крымской умме насчитывается около 300 тысяч мусульман, подавляющая часть из которых крымские татары.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.