Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6. Как организовать начало занятия






Основная задача организационного этапа - психологически подготовить учащихся к занятию. Будь то вуз, школа или курсы любого типа, слушатели должны ознакомиться с темой и целью занятия. При этом цель занятия сообщается в терминах умений, а не в терминах языкового материала, которым предстоит «овладеть». Для учащихся любого возраста значимой целью является лишь то, что они могут ощущать как задачу общения, которую они ставят перед собой и в реальном общении на родном языке. Человек может сказать себе: «Я расскажу, как ко мне здесь относятся» или «Я объясню им, что должно быть срочно сделано», но никогда не подумает: «Я непременно в разговоре буду употреблять пассивный залог». Никто не ставит перед собой задачу «употребить лексику по теме «Транспорт» или «составить ситуацию с данными выражениями». Зато по теме «Транспорт» вполне возможно ставить на уроке следующие коммуникативные цели: Today you will learn to explain how to get about town или This lesson will help you to discuss the advantages and disadvantages of various means of transport. Можно ставить и несколько коммуникативных целей.

Цель занятия желательно формулировать на иностранном языке тем более, что иногда она формулируется достаточно развернуто и как бы «перетекает» в этап ознакомления. Иноязычная формулировка цели одновременно служит и аудитивной «речевой зарядкой». В языковом вузе иноязычная формулировка цели возможна почти с первых же занятий, так как первокурсники владеют необходимым словарем на уровне понимания. В школе же или при изучении второго иностранного языка в вузе цель может формулироваться на родном языке, пока нет возможности точно изложить ее по-английски. И все же преподаватель должен использовать каждую возможность преподнести цель урока в самых простых терминах, не прибегая к русскому языку. Вот несколько примеров иноязычной формулировки цели занятия на курсах для взрослых, изучающих язык «с нуля», примерно через один-два месяца после начала занятий: The lesson can help you to say what you need and what you have, to say what it means to be a busy man. Или: Today you must learn how to speak to people when you meet them for the first time and what to say when you meet them again. Урок, на котором вводятся возвратные местоимения, можно предварить так: Some people don't like to get help. They feel they don't need it. They can work alone, without any help. Today you must learn to say that you don't need help or that you can't do it alone. На занятии, где вводилось настоящее продолженное время, пояснялось: The aim of the lesson is to teach you to say what a man is busy with at the moment. При введении будущего времени цель формулировалась так: The aim of the lesson is to teach you to say what your plans are, what you may do in a few minutes, in a few days or weeks. Занятие, обучающее кратким общим вопросам (Is it? Do you? etc.), можно предварить следующим образом: Some people say very little. In a dialogue they like to listen to others. They only say: " Вот как? Разве? Неужели? " They can be serious and interested or they can be sarcastic. So today you will learn to help your partner go on with the conversation and to sound interested or sarcastic.

Нередко после формулировки цели надо проверить, понята ли она. Это особенно важно, если занятие посвящено формированию интеллектуального речевого умения: умению классифицировать, обобщать, выявлять неупомянутый объект высказывания и т.п.

Например, занятие на I и II курсах вуза или в старших классах школы, развивающее умение давать дефиниции, может начинаться так: Today you will learn to define various notions, - that is, to answer the question " What does this or that mean? " In what situations is this skill more important: when you are discussing professional problems with a colleague or when you are giving a lecture to students'] Oh yes, this skill is most necessary when you are EXPLAINING something to others. To explain a notion, you must say what class of objects it belongs to (" A table is a piece of furniture") and then you must give its characteristic features. What is more important to mention if you define the notion " table" - what shape it is or what we use it for? So, today you will learn to find the most important characteristics that make it possible to define simple notions. If you forget an English word, you will always explain what you mean using its definition. If your listener doesn't understand you, you will be able to use a definition instead of the word he does not know. In a classroom, you needn 't use Russian when you introduce a new word.

Кроме сообщения цели и проверки ее понимания, в организационный этап входит установление связи с предыдущим занятием, чтобы учащиеся видели преемственность формируемых речевых способностей, а преподаватель мог проверить уровень знаний учащихся к моменту начала занятия. Преподаватель может провести 2-3-минутную беседу со студентами (школьниками), помогая им вспомнить, какие речевые задачи ставились на предыдущем занятии, каким языковым материалом они для этого пользовались и каковы правила его выбора или употребления. Можно давать краткие проверочные задания типа условного или частичного перевода, заполнения пропусков и пр. Можно также констатировать, что цель занятия остается прежней, и попросить студентов вспомнить эту цель.

Целевая установка и программа ее реализации может быть задана не только в устной, но и в письменной форме, например, в виде обучающей анкеты, которая, с нашей точки зрения, обладает большей, по сравнению с устной беседой, диагностической ценностью. На основе анкетного материала преподаватель может составить представление о таких особенностях обучаемых, как их опыт, знания, умения, способность анализировать, делать выводы, обобщать, корректировать себя. Он также получает информацию о степени усвоения изучаемого материала и обучаемости (показателями будут скорость и качество выполнения задания).

Совместное обсуждение результатов выполнения заданий анкеты используется как стимул для общения, создает ситуацию, где проявляется и развивается умение аргументировать, выявляются индивидуальные трудности и намечается программа их преодоления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.