Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развертывание фактов в аналитических произведениях






 

Совсем иные принципы обработки и подачи фактических материалов мы наблюдаем у профессионалов, работающих в ана­литических жанрах журналистики, к которым относят коррес­понденцию, статью, обзор, комментарий, отчет, рецензию и др.

 

Логический анализ, по мнению В.В. Учёновой, позволяет выделить следующие способы объяснения фактов: «1) выясне­ние частей факта и связей между ними; 2) выяснение необхо­димых условий и обстоятельств существования фактов; 3) уста­новление причины факта; 4) обнаружение действий, которые данный факт производит на окружающее». Такая предваритель­ная работа над фактическим материалом позволит журналисту лучше разобраться в существе рассматриваемого дела, а глав­ное — может привести к образованию определенной системы суждений и понятий. «Набор данных, собранных в журналист­ском блокноте, должен предстать перед читателем четкой и стройной системой, выявляющей их отношения и взаимозави­симости». Конечно, у каждого автора могут быть свои методы написания произведения. Но «структура движения мысли под­чиняется общим творческим закономерностям»[20].

 

Позиционное расположение фактов внутри материала мож­но различить:

 

— по временному принципу, когда факт демонстрирует развитие события за большой промежуток времени;

 

— по принципу противоположения;

 

— по проблемной группировке фактов.[21]

 

По временному принципу чаще всего выстраиваются произ­ведения, где автору необходимо преподнести факты в хроноло­гическом порядке. Здесь может использоваться как прямая, так и обратная хронология. В первом случае автор строго следует логике развития события, а во втором — выясняет различные взаимосвязи, установившиеся между фактами в разные проме­жутки времени.

 

По принципу противоположения пишутся многие крити­ческие статьи и заметки. Посредством сопоставления фактов выявляется суть изучаемой проблемы. Подобный анализ осу­ществляется следующим образом: во-первых, автор выбирает из всего массива фактов наиболее противоречивые, чтобы с их помощью раскрыть проблему; во-вторых, при сравнении тех или иных данных, мнений, точек зрения, позиций и т. д. жур­налист приходит к определенным оценкам и выводам; в-треть­их, при сопоставлении выявляются некие частные или общие закономерности. Например, в публикации А. Андрусенко под­нимается вопрос о дорожных поборах, инициаторами которых выступают инспекторы ГАИ на трассе Москва — Ростов-на-Дону. Автор приводит следующие противопоставления: на до­рогах Европы, где угонов машин тоже хватает, чувство поднадзорности водителя не мучает; в России сотрудник ГАИ может принародно избить шофера, но при этом утверждать, что никто никого не бил и свидетелей избиения нет; отечественному во­дителю гаишник может нахамить, а человеку, заговорившему с ним на любом ломанном иностранном языке услужливо выти­рает грязное лобовое стекло не менее грязным рукавом камуф­ляжной куртки и т.д.[22] Подобные противопоставления вы­являют нравы инспекторов ГАИ, занимающихся узаконенным рэкетом. На основе рассмотренных фактов журналист делает вывод: сегодня милиционеры занимаются не предупреждением аварий на дорогах, а контролем за движением товаров, на каж­дый вид которых установлена своя такса.

 

К проблемной группировке фактов прибегают в случаях, когда требуется определить различные элементы изучаемого явления, их взаимосвязи и отношения, когда нужно объяснить с различных точек зрения существо противоречивой ситуации, когда предстоит выделить движущие силы развития проблемы, когда необходимо выдвинуть определенные прогнозы по пово­ду состояния дел в той или иной сфере и т. д. Факты даются не только в качестве исходных материалов для анализа, но и для демонстрации существа проблемы.

 

Рассмотрим статью С. Кеза «Ползучая оккупация Сиби­ри». В подзаголовок автор выносит главный тезис: китайская миграция принесла на восток России новые проблемы. Какие? Автор выделяет следующие: увеличение мигрантов из Подне­бесной может сказаться на изменении геополитики региона (в ближайшие годы китайцы могут превратиться в крупнейшую национальную диаспору в азиатской части России); сложившийся огромный дисбаланс в населении сам по себе таит угрозу по­тенциального межнационального конфликта (к востоку от Бай­кала проживает около 8 млн. россиян, а в приграничных провин­циях КНР — около 150 млн.; используя безвизовый туристичес­кий обмен, в Сибири оседают китайские уголовники, обострившие криминогенную среду городов и поселков; среди местного насе­ления растут антииммигрантские настроения и др. Анализируя возникшие проблемы, автор пытается выявить объективные причины их возникновения. К ним он относит разность демог­рафических потенциалов двух стран. Еще одна причина кроет­ся в отсутствии у Китая и России единой государственной по­литики в решении перечисленных проблем. Выявив проблемы, С. Кез пытается спрогнозировать развитие ситуации. По его мнению, «китайцы готовы к массовой иммиграции в Россию при первой же возможности», уже сегодня «великий шмоточный путь» уступает место крупному зарегистрированному биз­несу, а значит, влияние китайского капитала в регионе усили­вается. Далее автор предлагает пути решения данных проблем. Во-первых, он говорит о необходимости объединения усилий миграционных и правоохранительных органов, во-вторых, о пересмотре действующего иммиграционного законодательства, в-третьих, о рассмотрении данных вопросов на федеральном уровне.[23] Как видим, с помощью проблемной группировки фактов журналисту удалось вскрыть различные стороны слож­ного геополитического явления, связанного с неконтролируе­мой миграцией китайцев в Россию. Все проблемы поданы авто­ром в тесной взаимосвязи, что и позволило ему сделать соот­ветствующие прогнозы.

 

От факта к документальному образу в художественно-публицистических жанрах

 

Рассмотрим теперь способы создания документального образа в художественно-публицистических жанрах, к которым относятся обозрение, очерк, фельетон, памфлет. Этой родовой группе публицистики свойственны образность, типизация, на­сыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, сплав понятия и образа.[24] В основе художествен­но-публицистических жанров лежат документальные факты, но «определяющим становится авторское впечатление от факта, авторская мысль»[25]. К способам предъявления фактического материала можно отнести типизацию, интерпретацию и образ­ную трактовку.

 

Типизация используется в художественно-публицистических жанрах с целью выявления типических черт, характеристик и свойств изучаемого объекта. С отдельного факта о не сложив­шихся взаимоотношениях между учеником и его учителями на­чинается очерк Антона Зверева «Первоклассник Дима подал в суд на школу». Семилетний ребенок решил защитить свое дос­тоинство от поставленного ему диагноза: «агрессивен», «прояв­ляет садистские наклонности», «подлежит отсеву». Осмысляя данный факт на фоне других, автор обрисовывает образ совре­менной школы: «Школа, как рентген, просвечивает общество насквозь. Вот уж точно знает цену любому из нас, ибо оценивает поминутно, каждодневно, въедливо и всесторонне миллионы индивидов, целые поколения людей. Суд школы над ребенком и его семьей идет давно. В закрытом классе, без свидетелей и ад­вокатов. Самый затяжной и унизительный на свете суд, в кото­ром обвинитель всегда прав, а приговор обжалованию не подле­жит. И лишь ее, согласно правилам игры, никто не вправе оце­нить и осудить»[26]. Оттолкнувшись от конкретного случая, журналист постарался приподняться над отдельным фактом. Важ­но было высветить само явление, сконцентрировав в нем одно­типные характеры, условия и ситуации. Типизация в очерке в том и заключается, что «очеркист в самой жизни, в конкретном проявлении находит наиболее типичный факт, который нагляд­нее всего заключает в себе основные черты явления... Типиза­ция в очерке — это прежде всего отбор наиболее существенно­го, что имеется в самой жизни, в самой действительности»[27]. Газетный очерк тем и отличается от художественного произве­дения, что в нем, несмотря на степень типической обобщеннос­ти, используются только строго фактические данные, имеющие точный адрес. Существуют определенные принципы типизации в газетном очерке: «фактическая сторона должна быть скрупу­лезно сохранена. Всякое перемещение во времени, выдумыва­ние несуществующих коллизий, " досочинение" качеств героев и обстоятельств, в которых они действуют, невозможно... точно обозначены время и место действия, названы имена и фамилии героев. Право автора здесь — только отобрать из жизненного материала нужные ему ситуации, конфликты, факты. Выбрав (как и писатель) наиболее существенные, характерные факты, найдя среди множества людей типичного героя, очеркист-документа­лист исследует и отображает их художественно-публицистичес­кими средствами»[28].

 

Авторская интерпретация состоит в том, что, ничего не до­мысливая, публицист при описании жизни своего героя может, во-первых, подвергнуть факты собственному осмыслению; во-вто­рых, поделиться личными впечатлениями; в-третьих, выразить свое эмоциональное отношение к герою; в-четвертых, на основе имею­щихся данных спрогнозировать развитие ситуации и т.д. Пропу­стив все факты сквозь авторское восприятие, публицист тем са­мым подвергает их художественной трансформации. В этом смысле автор, по мнению M.M. Бахтина, является «человеком, организу­ющим формально-содержательный центр художественного виде­ния». При этом «мир художественного видения есть мир органи­зованный, упорядоченный и завершенный помимо заданности и смысла вокруг данного человека как его ценностное окружение: мы видим, как вокруг него становятся художественно значимы­ми предметные моменты и все отношения — пространственные, временные и смысловые»[29]. Именно благодаря авторскому ви­дению читатель может проникнуть в суть события, получить де­тальные характеристики того или иного явления, на которые в обыденной жизни, возможно, никогда не обратил бы внимания.

 

Документальность описываемого объекта может быть под­тверждена авторскими свидетельствами: «я видел», «я узнал», «я был очевидцем», «я был участником» и т.п. Во всех этих случаях «журналист, как нотариус, своим именем заверяет правдивость описания. Автор выступает полпредом читателя, и читатель до какой-то степени отождествляет себя с ним. Физическая иден­тификация (читатель на месте автора) создает предрасположен­ность к идентификации духовной, то есть готовит благоприят­ную почву для принятия миропонимания публициста»[30]. Для художественно-публицистических произведений данный момент особенно важен, потому что автор, помимо создания образа че­ловека, стремится донести до читателя и свои мысли.

 

В образной трактовке фактов большую роль играет ав­торское воображение. Если в аналитических произведениях ос­новная задача — анализ жизненных явлений, то в художествен­но-публицистических жанрах важнее другое: создание докумен­тального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений. В данном случае журналист может столкнуться с определенными противоречиями: с одной стороны, следует как можно точнее воспроизвести те или иные факты действи­тельности, а с другой — создать новый образ за счет преобра­зования отдельных характеристик объекта. Поэтому в свое время был так актуален вопрос: может ли образ повредить докумен­тальной точности? По мнению Е.П. Прохорова, «эпоха полно­го " документализма" (кавычки здесь необходимы, потому что полнота неизбежно имеет пределы: всякое отражение предпо­лагает фантазию) не отрицает образность в публицистике, но резко подчеркивает ее специфичность»[31]. В чем же проявля­ется данная специфичность? Во-первых, с помощью творческо­го воображения автор производит отбор фактического матери­ала для конкретного произведения, сохраняя лишь необходи­мые детали для создания документального образа. Во-вторых, специфика воображения заключается в способности человека на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое раньше его частей. В этом смысле «основная функция вообра­жения заключается в перекомбинировании образов и в пере­носе признаков одного объекта на другие»[32]. В публицисти­ке выработана целая система художественно-выразительных средств, с помощью которых можно создать новые образы, ярче высветить тот или иной факт или явление действительности: агглютинация, гиперболизация, схематизация, аналогия, срав­нение и др.

 

Итак, рассмотрев сложную природу факта и его назначе­ние в журналистском произведении, мы убедились, как трудно добиться объективности в освещении события, если журналист не будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения. Мы увидели, сколь разнообразны спо­собы подачи фактов в различных жанрах журналистики. Мас­терство журналиста в том и заключается, чтобы не только уме­ло оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интер­претировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи. О взаимопроник­новении художественных и документальных начал в журналист­ском произведении речь пойдет в следующей, третьей части монографии.

 

Сноски

 

[1] Поелуева Л. А. Факт в публицистике: Автореф. канд. дис. М, 1988. С. 5.

 

[2] Цит. по: Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975. С. 118.

 

[3] Дэниис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997. С. 177.

 

[4] Поелуева Л. А. Указ. соч. С. 5.

 

[5] Копнин П. В. Диалектика, логика, наука. М., 1973. С. 126.

 

[6] См.: Дэниис Э., Джон Мэррилл Дж. Указ. соч. С. 182.

 

[7] Горохов В. М. Указ. соч. С. 118-119.

 

[8] Литовкин В. Министр обороны пообещал навести порядок в армии //Известия. 1998. 11 марта.

 

[9] Яковлева Е. Есть ли средний класс в России? //Новые извес­тия. 1998. 10, 11 марта.

 

[10] Древние хирурги делали уникальные операции //Известия. 1998. 6 марта.

 

[11] Горохов В. М. Указ. соч. С. 118-119.

 

[12] Манулкина О. Сергей Вихрев: Большому хватило денег на пошив натуральных шуб. //Коммерсантъ-daily. 1998. №10. 3 февр.

 

[13] Наумов В. Пенсионеры рано радовались //Труд. 1998. 12 марта.

 

[14] Шостак М. Журналистика новостей //Журналист. 1997. № 9. С. 59.

 

[15] Пожар недели. Новости Петербурга. 1998. № 10.

 

[16] Шостак М. Указ. соч. С. 61.

 

[17] Новости Петербурга. 1998. № 10.

 

[18] Жаворонков Г. Чем пахнет чеченский снег: Война закончи­лась. Война продолжается //Общая газета. 1998. 12— 18 мар­та.

 

[19] Белановский С. А. Методика и техника фокусированного ин­тервью. М., 1993. С.121.

 

[20] Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976. С. 69, 70.

 

[21] Поелуева Л. А. Указ. соч. С. 9.

 

[22] См.: Андрусенко А. Обзавелся правами — лишился всяких прав //Общая газета. 1998. 19 — 25 марта.

 

[23] Кез С. Ползучая оккупация Сибири: Китайская миграция принесла на восток России новые проблемы //Новые извес­тия. 1998. 27 марта.

 

[24] См.: Пельт В. Д. Дифференциация жанров газетной публици­стики. М, 1984. С. 30-31.

 

[25] Там же. С. 31.

 

[26] Зверев А. Первоклассник Дима подал в суд на школу: Так он решил защитить свою честь и достоинство //Новые извес­тия. 1998. 26 марта.

 

[27] Пельт В. Д. Указ. соч. С. 32.

 

[28] Беневоленская Т. А. Портрет современника: (Очерк в газе­те). М., 1983. С.15.

 

[29] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 172.

 

[30] Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982. С. 81.

 

[31] Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984. С.324.

 

[32] Палагина H.H. Воображение у самого истока (психологические механизмы формирования). Бишкек, 1992. С. 7.

 

 

ЧАСТЬ III. ОБРАЗНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОЧЕРКА)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.