Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место факта в информационных жанрах






 

Как известно, к информационным жанрам относятся: за­метка, репортаж и интервью. Их основное назначение — сооб­щение новых и интересных фактов из всех сфер общественной жизни людей.

 

В хроникальной заметке новость может быть отражена в каком-либо факте или цифровом материале. В качестве инфор­мационного повода могут выступить любые общественно зна­чимые события. Об актуальном факте журналист может сооб­щить как до начала события, например, используя такие клише, как «завтра, в такое-то время намечается очередной запуск кос­мического корабля...», так и после его завершения, например «вчера состоялось торжественное вручение правительственных наград группе театральных деятелей...». В такого рода заметках, как правило, используются один или два опорных факта, кото­рые даются без комментария или какой-либо подробности.

 

Иногда журналист может прокомментировать то, что кро­ется за фактами, тем самым выявив суть описываемого явления. В. Наумов в заметке «Пенсионеры рано радовались» напоминает читателям о том, что президент России пообещал увеличить в 1998 году пенсии на 20 %. «Звучит привлекательно, — пишет корреспондент, — если на минуту забыть, что вступил в дей­ствие Закон РФ " О порядке исчисления государственных пен­сий". По этому закону увеличение выплат старикам производит­ся вне зависимости от практических соображений властей — исполнительных или законодательных. Оно зависит от сложив­шейся в экономике России среднего заработка»[13]. Здесь, как видим, после констатации опорного факта посредством дополни­тельных сведений раскрывается суть благих намерений властей.

 

В заметке используются самые разнообразные способы подачи фактов. Например, М. Шостак выделяет два варианта информирования: «жесткое» и «мягкое». В первом случае жур­налист оперативно информирует читателей о состоявшемся событии. «Жесткая» новость, по мнению М. Шостак, пред­ставляет краткий, точнее сжатый вариант, в котором излага­ется только суть события. В «мягких» новостях оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, активнее использует­ся деталь[14].

 

Примером «жестких» новостей может служить следующая заметка: «Около 100 человек, 27 пожарных машин, 4 спецлест­ницы, 8 машин " скорой помощи" и поисково-спасательные груп­пы сил МЧС были задействованы при тушении пожара в петер­бургском Институте урбанизации. Пожару присвоили пятый номер. Приехал сам глава ГУВД города и области Анатолий Пониделко. К счастью, пострадавших нет, если не считать тех сотрудников, которые остались без работы»[15]. Здесь исполь­зуются только итоговые данные по тушению пожара. Заметка написана по классической формуле римского оратора Квинтиллиана и четко отвечает на вопросы: «что», «где», «когда», «как».

 

В «мягких» новостях акцент делается на подробность или на интересную деталь. «Мягкая новость, — пишет М. Шостак, — рекомендуется при пониженной значимости события или когда необходим иной тон разговора о нем, когда ослаблены или вовсе отсутствуют оперативный либо информационные поводы»[16]. Говоря о значимости события, нужно всегда помнить о степени аутентичности фактов. Таковыми будут считаться только те из них, которые максимально приближены к событию по времени и пространству. Сообщение о пропаже музейного экспоната, о ко­тором журналист напишет неделю спустя, вряд ли кого заинтере­сует, если к нему не добавить каких-то пикантных подробностей. Информационная заметка о чемпионате мира по танцам на инва­лидных колясках вряд ли привлекла бы внимание российских бо­лельщиков, если бы в ней не шла речь и об участии наших танцо­ров. «Первый чемпионат мира по танцам на инвалидных колясках с участием петербуржцев состоялся в Японии. Это очень впечат­ляющее зрелище. Партнер, как правило, — профессиональный танцор, а партнерша " танцует" сидя. Первый делает танцеваль­ные па ногами, вторая — колесами. Наши земляки Александр Алек­сандров и Елена Лозко были на соревнованиях единственным рос­сийским дуэтом. Александр — выпускник Вагановского хореогра­фического училища, а Лена еще в детстве перенесла травму позвоночника. Год назад она специально сменила костыли на ко­ляску — чтобы танцевать»[17]. Пространственно отдаленное со­бытие при рассказе о российских участниках становится близким и понятным для отечественных читателей. Кроме этого, автор при­водит различные подробности из жизни спортсменов, способные заинтересовать российских болельщиков.

 

Таким образом, в основе хроникальной информации ле­жат один или два опорных факта. В зависимости от степени их аутентичности выбирается «жесткое» или «мягкое» информи­рование. В заметках, как правило, используются общественно значимые факты. При подготовке материала журналисту важ­но сделать их правильный отбор.

 

Рассмотрим теперь, как позиционируются факты в репор­таже. Предметом репортажного отображения является не ка­кое-то законченное событие, а некий процесс или действие. Поэтому журналисту важно не просто описать те или иные факты, а показать динамику развития события, выразив к нему свое отношение. «Наглядность» в репортаже достигается бла­годаря использованию различных деталей, штрихов и подроб­ностей, а также через авторское сопереживание разворачива­ющимся на его глазах действиям.

 

В ткань репортажного описания могут быть включены фак­ты, зафиксированные журналистом ранее. Во время чеченской войны репортажи специального корреспондента «Общей газеты» Г. Жаворонкова шли прямо с передовой. После войны он вновь поехал в Чечню. Описать наступивший на этой земле мир — та­ков был замысел. Оказавшись в Чечне, журналист стал невольно вспоминать прошедшие кровавые события. «Вот здесь, на обочи­не, два года назад я валялся в снегу, вмятый в него взрывной волной... Здесь погибли в БМП солдаты, пытавшиеся расстрелять чеченский штаб в Самашках... Здесь, в Черноречье, в районе Гроз­ного, наблюдал, как люди черпали из реки воду, хотя знали, что на дне лежат трупы... Вот площадь Минутка. Во время январского штурма по ней велся ураганный огонь. Но поразило другое. По­среди площади за раскладным столиком сидела бабуля и продава­ла сигареты. За ними к ней ползали и с одной, и с другой стороны. Бабулька не была героиней. Просто, наверное, другого выбора не было: от голода умереть либо от пули. Она предпочла пулю...»[18].

 

Все эти факты приведены в репортаже не случайно. С од­ной стороны, с их помощью журналист попытался реконструи­ровать прошлые события, а с другой, — оттолкнувшись от них, стал выявлять новые реалии послевоенной Чечни, которые, по его мнению, ничем не отличались от военных, И вывод, сделан­ный спецкором при сопоставлении этих фактов, неутешителен: «Войны вроде нет, но и миром не пахнет».

 

Большая роль в репортаже отводится автору. Он — глав­ный распорядитель всего действия. Именно от автора зависит, в какой очередности будут преподнесены факты, какая карти­на действительности будет «высвечена» наиболее зримо, как будет выстроена сюжетно-композиционная структура репорта­жа. Присутствие автора в материале может быть выражено по-разному: через внутренние монологи, размышления, ремарки, отступления, реплики, характеристики и т.п. Все эти средства хороши для достижения «эффекта присутствия». Таким обра­зом, в репортаже, в отличие от заметки, журналист не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает ди­намику развития события, открыто выражая авторское отно­шение ко всему, что происходит на его глазах.

 

По-иному строится работа над интервью. Журналисты об­ращаются к данному жанру тогда, когда им нужно со ссылкой на авторитетное лицо осветить те или иные события, когда тре­буются экспертные оценки по поводу определенных фактов, когда нужно от самого человека узнать какие-либо подробнос­ти из его личной или общественной жизни и т. д. Факты, при­водимые в интервью, всегда подчинены общему замыслу и теме разговора. Поэтому, стремясь воссоздать логику беседы, жур­налисты используют в публикации только наиболее значимые высказывания собеседника. Нужно учитывать и различие уст­ной и письменной речи. В устном разговоре респондент может вольно или невольно отвлекаться на другие темы, уклоняться от поставленных вопросов, говорить не по существу вопроса, нарушать логику рассуждения различными отступлениями и т.п. В письменной речи подобного рода вольности недопустимы. По­этому журналист комбинирует различные куски беседы, исхо­дя из основного замысла. Так «монтируются» блоки интервью, состоящие из вопросов и ответов.

 

Факты в интервью используются с учетом разновидностей данного жанра. Например, в интервью-сообщении собеседник информирует читателей о наиболее важных событиях. В ин­тервью-диалоге факты — лишь повод для развертывания бесе­ды. В данном случае активность проявляет не только респон­дент, но и журналист. В портретном интервью могут быть ис­пользованы не только факты из беседы с героем произведения, но и взятые из других источников (например, сведения о том или ином человеке могут быть почерпнуты из опроса его дру­зей, родственников, коллег по работе и т.д.). Во всех разно­видностях интервью факты могут располагаться по степени их важности.

 

По форме изложения факты подразделяются на повествова­ние, описание и рассуждение. «Повествование, — пишет С.А. Белановский, — это изложение хода событий во времени, или пос­ледовательности отображения частей сложного события. Разно­видностями этой последовательности являются: прямая и обратная хронология, прямая хронология с отступлениями. Иногда интер­вью концентрируется вокруг какого-то центрального события. Описание — это последовательное отображение составных час­тей сложного объекта или явления. Связь между компонентами описания может осуществляться на основе пространственных, функциональных или иных отношений. Рассуждение — это тип смысловой связи, основанный на причинно-следственных отно­шениях: оно может разворачиваться от посылок к выводу; от те­зиса к аргументам и от них к выводу; от фиксирования изменения к анализу его причин; от элементов к их связям; от установления закона к раскрытию его модификаций; от индукции к дедукции и т.д.»[19]. Как видим, формы изложения фактов в интервью во многом зависят от характера смысловых связей, установившихся между ними. Задача журналиста в том и состоит, чтобы в ходе подготовки материала исключить из него все элементы, которые не работают на раскрытие основной темы.

 

Мы видим, что в информационных жанрах факты могут быть подвергнуты определенному анализу. Правда, в интервью аналитиком выступает респондент, а не журналист.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.