Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения






Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения

Источник: https://www.cjes.ru

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ С. 4

 

Часть I. ЖУРНАЛИСТ И РЕДАКЦИОННЫЙ КОЛЛЕКТИВ: ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С. 7

 

Глава 1. СЛАГАЕМЫЕ РЕДАКЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Редакционная жизнь — работа по «уставу» или свободное творческое парение?

 

Новичок в редакции: сложности адаптационного периода

 

В чем суть журналистской специализации?

 

Творческое сотрудничество и соперничество журналистов

 

Сноски

 

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА

 

Основные вехи и направления в изучении творчества

 

Способы журналистского познания действительности

 

Воображение в журналистском творчестве

 

Индивидуальные характеристики творческой личности

 

Сноски

Часть II. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С. 58

 

Глава 1.ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ТЕМА, ЗАМЫСЕЛ, ИДЕЯ

 

Рождение журналистской темы

 

Замысел произведения: возникновение, накопление материала, структура, проблема, гипотеза

 

«Вынашивание» произведения: планировка и конкретизация рабочей идеи

 

Сноски

 

Глава 2. «ОСТРОТА ПЕРА» ИЛИ УМЕЛОЕ ВЛАДЕНИЕ МЕТОДАМИ?

 

Методы сбора первичной информации

 

Традиционные журналистские методы: наблюдение, эксперимент, интервью

 

Нетрадиционные методы: прогнозирование и биографический метод

 

Анализ и интерпретация полученных данных

 

Сноски

 

Глава 3. ФАКТ КАК ОСНОВА ЖУРНАЛИСТКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Природа и назначение факта в журналистском произведении

 

Место факта в информационных жанрах

 

Развертывание фактов в аналитических произведениях

 

От факта к документальному образу в художественно-публицистических жанрах

 

Сноски

 

Часть III. ОБРАЗНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОЧЕРКА) С. 103

 

Глава 1. ОБРАЗ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

 

Гносеологические корни публицистического образа

 

Образ автора в журналистском произведении

 

Функции авторского «я»

 

Автор — читатель: проблемы взаимодействия

 

Сноски

 

Глава 2. ПОЭТИКА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ПИСЬМА

 

Специфика условности в журналистском произведении

 

Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика

 

Психологизм как художественный метод в изображении человека

 

Способы изображения человека в различных видах очерка

 

Сноски

 

Часть IV. КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С. 169

 

Глава 1. ТИПЫ КОМПОЗИОННЫХ ФОРМ

 

Композиция

 

Сюжет

 

Фабула

 

Архитектоника

 

Сноски

 

Глава 2. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ В РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРАХ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Структурная организация информационных жанров

 

Структурная организация аналитических жанров (на примере статьи)

 

Структурная организация художественно—публицистических жанров (на примере очерка)

 

Сноски

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 195

 

ЛИТЕРАТУРА С. 197

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. БЕСЕДЫ С ЖУРНАЛИСТАМИ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МАСТЕРСТВЕ С. 223

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Какими профессиональными знаниями, умениями и на­выками должен обладать журналист, чтобы считаться признан­ным мастером пера?

 

Журналистика — это сугубо индивидуальное или коллек­тивное творчество?

 

Как рождается газетная строка?

 

Из каких элементов выстраивается целостное журналист­ское произведение?

 

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в насто­ящей монографии. Читатель познакомится с особенностями деятельности редакционного коллектива, поскольку професси­ональное становление журналиста происходит только в услови­ях работы редакции; заглянет в творческую лабораторию жур­налиста, чтобы получить основные представления о механизме протекания творческого процесса; рассмотрит различные со­держательные и формообразующие элементы журналистского произведения, чтобы затем использовать эти знания при подго­товке текстов для печати, и многое другое.

 

Анализ творческой деятельности журналиста начинается с выяснения взаимосвязи отдельной личности с той «микросре­дой», которая не только окружает, но и оказывает на личность непосредственное воздействие. Как утверждает Л. Н. Андриенко, «в редакционном коллективе личные, коллективные и общественные интересы сливаются в единое целое и проявля­ются в морально-психологическом отношении к ним журналис­та. Это единство закрепляется, с одной стороны, активной дея­тельностью сотрудников, направленной на достижение творчес­ких целей, а с другой — не менее активной деятельностью редакционного коллектива, способствующей творческой само­реализации личности, ее социальному утверждению»[1]. В этой связи мы рассматриваем различные механизмы внутриредакционных взаимодействий, влияющих на творческий процесс со­трудников одного издания; расширяем представления практи­ков относительно резервов в улучшении организационной ра­боты редакции, которые непосредственно сказываются на продуктивности творческого труда журналиста; анализируем объективные и субъективные предпосылки формирования це­лей деятельности редакции и межличностных отношений; про­слеживаем особенности действия норм журналистской деятель­ности, регулирующих межличностные и межгрупповые взаи­моотношения между представителями одной редакции; рассказываем о взаимодействии журналистов на уровне сотруд­ничества и соперничества.

 

Познакомившись со спецификой деятельности журналиста в редакционном коллективе, начинающий журналист сможет бо­лее уверенно войти в редакцию, самоопределиться в своем меж­личностном выборе, легче перенести адаптационный период, най­ти соответствующую своим профессиональным интересам и склон­ностям специализацию, а также в соответствии с целями и задачами газеты развернуть свою творческую деятельность.

 

Особое внимание уделяется характеру протекания творчес­кого процесса, связанного с созданием журналистского произ­ведения. Здесь важно знание особенностей творческого акта, в ходе которого личность реализует свои потенциальные способ­ности и возможности. Взаимодействие психофизических и ин­теллектуальных усилий журналиста для реализации замысла бу­дущего произведения и составляет творческий процесс, таящий в себе и необъяснимые моменты внезапного озарения, и много­кратное обдумывание плана статьи или очерка, и изнуритель­ную работу по сбору и систематизации разнородных фактов, и поиск выразительных лексических средств, и рассмотрение раз­личных вариантов композиционного построения задуманного произведения, и тщательную редакторскую отделку уже готово­го текста, и многое другое. При этом характер той или иной стадии во многом зависит от индивидуальных особенностей лич­ности, от стиля мышления, от уровня профессиональной подго­товки, наконец, от сложности творческих задач, стоящих перед журналистом.

 

Современная психология делит людей творческого склада на два типа: дивергенты (способны к широкому спектру твор­ческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явле­ниями; ориентированы на деятельность, требующую богатого воображения, оригинального подхода к проблеме, своеобраз­ного восприятия ситуации и выраженной индивидуальности; могут настойчиво выступать против общепринятых суждений, ставших штампом; отличаются автономностью, независимостью от чужого, даже авторитетного, мнения и в своей деятельности руководствуются, главным образом, внутренними стимулами; смело и открыто идут навстречу новым идеям и эксперимен­там, испытывают удовольствие от познавательных открытий) и конвергенты (склонны к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованиям; тяготеют к таким видам интеллек­туальной деятельности, где необходимо сосредоточить внима­ние на более углубленном поиске в одном направлении; легко приспосабливают свое мышление к общественным стереоти­пам, оперируют общепринятыми штампами; для творческой де­ятельности им необходимы внешние стимулы; неторопливо и основательно ступают по заранее выбранной надежной тропе; к познавательным эмоциям равнодушны).[2] Каждый автор, ис­ходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремит­ся выбрать оптимальный стиль работы над материалом. А твор­ческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых по­зволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность.

 

В настоящей монографии рассмотрены различные аспек­ты журналистского творчества, основные способы освоения дей­ствительности, внутренние механизмы формирования и зарож­дения замысла будущего произведения, методические и техно­логические приемы сбора и анализа информации, способы предъявления фактов в разных жанрах журналистики, принци­пы построения журналистского произведения. Все это, на наш взгляд, позволит будущим журналистам получить представле­ние о технологии создания журналистского произведения, бо­лее осознанно организовать свое творчество, наконец, опреде­лить для себя основные пути в совершенствовании профессио­нального мастерства. Разумеется, готовых рецептов решения тех или иных творческих задач нет. Каждый журналист, исходя из жизненного опыта, знаний и умений, выбирает ту или иную специализацию, тему, жанр, вырабатывает не только собствен­ный стиль работы, но и индивидуальную манеру письма. Глав­ным критерием творчества является оригинальность результа­та, его новизна и актуальность. Именно на это и ориентируют­ся творческие люди.

 

Процесс создания журналистского произведения таит в себе много трудностей. Даже имея в своем распоряжении бога­тый фактический материал, профессионалы мучаются над рож­дением первой строки, долго раздумывают над концептуальной идеей произведения, неоднократно перекраивают материал в поисках оптимального композиционного решения. Мы предла­гаем заглянуть в сложную творческую лабораторию журналис­тов, чтобы выявить наиболее характерные моменты их профес­сиональной деятельности.

 

Первая часть монографии посвящена особенностям твор­ческого взаимодействия журналиста и редакционного коллек­тива, вторая — методике и способам создания журналистского произведения, третья — содержательным элементам текста для печати, четвертая — композиционным формам в различных жанрах журналистики. В Приложении даются анонимные ин­тервью с журналистами-практиками об особенностях их твор­ческой деятельности.

 

 

[1] Андриенко Л.Н, Организация внутриредакционных взаимодействий как фактор повышения эффективности социально-политической деятельности печати: Автореф. докт. дис. Киев, 1989. С. 16.

 

[2] Просецкий П.А., Симиченко В. А. Психология творчества. М., 1989.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.