Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап купирующей терапии (лечение острого состояния).






Ожидаемый результат: купирование острой симптоматики, упорядочивание поведения.

Условия лечения. Абсолютными показаниями для лечения в психиатрическом стационаре являются депрессия с суицидальными тенденциями, выраженной тревогой, страхом, бессонницей, психомоторным возбуждением или обездвиженностью, мании психотического уровня, гипомании с антисоциальным поведением. Относительными показаниями являются вызванные болезнью грубые формы школьной дезадаптации, конфликтные ситуации в семье и в школе, отсутствие у родителей понимания болезненного состояния ребенка и необходимости проведения лечения, тяжелые социально-бытовые условия, устойчивость депрессивной симптоматики к применяемому лечению, необходимость введения высоких доз лекарственных средств либо применения инъекционной терапии. Показаниями для амбулаторного лечения являются аффективные расстройства легкой или умеренной степени с умеренной дезадаптацией. В пользу возможности успешного амбулаторного лечения свидетельствуют также благополучная семейная ситуация, правильное отношение родителей к болезни ребенка, хорошие отношения между родителями ребенка и лечащим врачом, хорошие социально-бытовые условия.

Продолжительность лечения: стационарное – от 1 до 3 месяцев, в отделении дневного пребывания – 1-2 месяца, амбулаторное – от 2-6 месяцев.

Принципы лечения. При лечении детей в сравнении с лечением взрослых пациентов выбор антидепрессантов значительно более ограничен, поскольку должны быть исключены антидепрессанты, вызывающие или способные вызвать существенные побочные эффекты. Кроме того, лабильность аффекта, легкость его инверсии и перехода к маниакальному (гипоманиакальному) состоянию или же к возбуждению в рамках депрессивного аффекта требуют большой осторожности при использовании у детей до 18 лет антидепрессантов со стимулирующим действием. В связи с этим перечень лекарственных средств для лечения состояний депрессии у детей до 18 лет преимущественно ограничивается амитриптилином, имипрамином, кломипрамином, мапротилином, сульпиридом и антидепрессантами группы СИОЗС – сертралином, флуоксетином и флувоксамином; для лечения депрессий у детей 14-17 лет особенно показаны антидепрессанты группы СИОЗС.

Правила подбора антидепрессанта в целом те же, что и у взрослых – смотри F32. Как и у взрослых, у детей используется только один антидепрессант.

При наличии стойких расстройств сна к лечению на непродолжительное время может быть добавлено снотворное средство.

При сохранении выраженной тревоги и ажитации – анксиолитическое средство из группы бензодиазепинов (алпразолам, тофизопам либо лоразепам) или антипсихотик с седативным действием (хлорпротиксен).

При наличии бредовых (бредоподобных) и галлюцинаторных переживаний – антипсихотик (предпочтительнее рисперидон), однако без явной необходимости делать этого не следует.

У пациентов в возрасте 14-17 лет при затяжных депрессиях с обсессивно-компульсивными и дереализационно-деперсонализационными расстройствами может быть использовано внутривенное капельное введение 1% раствора амитриптилина или мапротилина в возрастной дозе, разведенного в 400 мл 0, 9% раствора натрия хлорида.

При депрессиях со снижением психического тонуса, потерей аппетита и сенестопатиями может быть использован сульпирид в возрастной дозе внутрь или в виде 5% раствора внутривенно капельно, разведенного 0, 9% раствором натрия хлорида.

При лечении гипоманий с психопатоподобным поведением используют галоперидол, перициазин, клозапин, рисперидон, соли лития.

Применение солей лития сходно с их использованием у взрослых (смотри F31), обычные дозы – от 300 до 900 мг/сутки, содержание лития в плазме крови должно быть на уровне от 0, 4 до 0, 7 ммоль/л; контроль этого показателя следует проводить в начале лечения 1 раз в неделю, далее – 1 раз в 2-4 недели, затем – каждые 2-3 месяца. При купировании маниакальных состояний вместо солей лития могут также использоваться противоэпилептические средства с нормотимическим действием– карбамазепин, препараты вальпроевой кислоты и другие (F31).

Этап долечивающей и стабилизирующей терапии. Ожидаемый результат, условия лечения, продолжительность, принципы и правила лечения существенно не отличаются от таковых у взрослых.

 

Этап профилактической (поддерживающей) терапии. Для профилактики аффективных фазных расстройств в детском возрасте чаще используется соль лития с постепенным наращиванием суточной дозы в течение 10-12 дней, иногда – карбамазепин, препараты вальпроевой кислоты, ламотриджин.

Лечение карбамазепином начинают со 100 или 200 мг/сутки, повышая дозу на 100 мг каждую неделю до того уровня, когда наступят легкие побочные эффекты (чаще всего седация и сонливость), после чего дозу слегка снижают – ее и считают оптимальной.

Необходимо учитывать, что карбамазепин в терапевтических дозах вызывает у детей чаще, чем у взрослых, побочные явления (излишняя седация, сонливость и другие), которые могут влиять на школьную успеваемость и привести к отказу от приема лекарственного средства.

Лечение препаратами вальпроевой кислоты начинают с дозы 10 мг на 1 кг массы тела у детей и 15 мг на 1 кг массы тела у детей 14-17 лет в сутки, повышая ее на 5-10 мг на 1 кг массы тела в день один раз в неделю до возрастной оптимальной дозы.

При использовании ламотриджина лечение начинают с дозы 25 мг/сутки, повышая ее на 25 мг/сутки каждые две недели, обычная полная доза составляет 100-200 мг/сутки.

Психотерапия, социально-психолого-педагогическая реабилитация, семейное консультирование. Используются когнитивно-поведенческая, групповая, семейная терапия, семейное консультирование.

Назначение лекарственных средств из группы антидепрессантов у ребенка с аффективными расстройствами должно быть дополнено психотерапией, кроме случаев тяжелых депрессий с психотическими симптомами. Особенно важна психотерапия для подростков 14-17 лет. Так же необходимо использовать специальные методики групповой психокоррекционной работы, целью которой является тренинг социальных навыков.

Основная цель семейной психотерапии при депрессии у детей заключается в коррекции неправильного отношения к ребенку, крайними проявлениями которого являются жестокие меры принуждения и наказания или, напротив, стремление защитить, изолировать ребенка от сверстников.

В детском возрасте большое значение приобретают методы психологической коррекции и психолого-педагогического воздействия.

Основной принцип реабилитации в детском возрасте (до 17 лет включительно) заключается в сохранении способности ребенка продолжить обучение в школе, в непрерывном обучении во временно щадящих условиях, преодолении упорного отказа от школы.

В процессе лечения по мере редукции психопатологической симптоматики желательно, чтобы ребенок последовательно проходил стадии облегченного обучения: индивидуальное обучение на дому, индивидуальное обучение в школе, индивидуальное обучение со свободным посещением класса, обучение в классе с 1-3 свободными днями в неделю, наконец, обычное обучение. В стационаре больной по возможности должен посещать учебные занятия в отделении.

Адаптационные возможности детей (до 17 лет включительно) в ремиссии после перенесенных аффективных приступов остаются в большинстве случаев довольно высокими, поэтому дублирование классов чаще всего является неоправданной и нежелательной мерой.

Детям в возрасте 14-17 лет и молодежи показаны перенос сессий, академические отпуска. По достижении относительно стабильного улучшения состояния следует рекомендовать продолжение учебы в вузе или колледже, на первых этапах желательно установление, насколько это возможно, охранительного режима – избирательное посещение лекций, индивидуальный график сдачи экзаменов, повторные академические отпуска в случае рецидива.

При биполярном аффективном расстройстве в большинстве случаев не следует рекомендовать увеличение физической и психической нагрузки, поступление в высшие учебные заведения. Более целесообразно рекомендовать некоторое снижение нагрузки, сохранение прежнего уровня адаптации.

 

Таблица 9

Антидепрессанты: лекарственные средства и уровни применяемых доз (для пациентов старше 18 лет, мг в сутки внутрь)

Наименования лекарственных средств Дозы, мг в сутки
низкие средние высокие
Три- и гетероциклические антидепрессанты: имипрамин амитриптилин кломипрамин мапротилин тианептин миансерин миртазапин     50-75 50-75 50-75 50-75 12, 5-25 30-45 15-30     100-150 100-150 100-150 75-100 37, 5 45-60 30-45     250-300 250-300 250-300 150-200 60-90
Антидепрессанты – СИОЗС: флуоксетин флувоксамин пароксетин сертралин циталопрам эсциталопрам   10-20 50-100 10-20 25-50 10-20   20-40 150-200 20-40 50-100 20-40 10-20   60-80 250-300 50-60 150-200
Антидепрессанты – СИОЗСН: венлафаксин милнаципран   50-100   112, 5-225 100-200   300-375
Антидепрессанты – агонисты мелатониновых рецепторов: агомелатин     12, 5        






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.