Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спонтанное креативное раскрытие






 

Эта глава, на которую я много раз ссылался, имеет большое значение. Психотерапевт позволяет пациенту уже на основной ступени КПО отклониться от стандартных мотивов и их задач и пойти в сновидении наяву собственным спонтанным путем. Следовательно, совсем не обязательно выполнять один мотив за другим строго в изложенном порядке, при котором пациент остается точно фиксированным на поставленном задании и его выполнении.

На многих семинарах, в рамках техники основной ступени КПО, открывалась ранее опробованная возможность слегка активизировать креативные (творческие) способности при Кататимном переживании образов. Пациент, как и добивающийся решения проблемы художник или ученый, может en miniature спонтанно или при помощи некоторых упражнений найти активные решения и развернуть свою фантазию. Совместно с Эрикой Ландау [36] я занялся исследованием этого вопроса, и мы обнаружили, что в ходе разворачивающегося психотерапевтического процесса КПО у пациента появляется все больше творческих наклонностей. Это проявляется уже в том, что сновидение наяву по своему содержанию становится шире, красочнее и более насыщенным действенными импульсами. При этом в обращении с фиксированными образами или мотивами препятствия-недопущения находится все больше творческих решений.

Другая форма креативного раскрытия заключается в самостоятельной активности пациента в кататимной панораме, проявляющейся независимо от основного мотива и выраженной более экспансивно.

Креативный потенциал проявляется на образном материале в двух феноменах:

А. Психотерапевтически наиболее продуктивное креативное раскрытие протекает относительно спокойно и направлено прежде всего на расширение панорамы, которое происходит само по себе и развивается все сильнее, а также на обогащение панорамы элементами природы и увеличение количества людей и животных. В конечном счете оно проявляется в тонких, отдельных психотерапевтических шагах. С их помощью пациент все лучше постигает, что структуры, фиксированные на мотивах препятствия-недопущения, больше раскрепощаются и начинают конструктивно и самостоятельно разрешаться. Это позволяет наблюдать в ходе психотерапии креативный процесс обучения. Не в последнюю очередь его также инициирует открытость и высокая оценка психотерапевтом расширения кататимной панорамы и появляющихся попыток решения проблемы. На последующих ступенях КПО креативное поведение при решении проблемы распространяется на межличностные отношения, будь то преимущественно в символическом облачении, например, на мотиве ландшафта (ср. пример 10, с. 74 - 75) или в реальных сценах, как описано выше.

Б. Пациент сам формирует заданный ему кардинальный мотив. В этом случае психотерапевт должен сохранять за пациентом свободу и позволить ему еще более отклоняться от заданной темы. Например, начав с мотива луга, пациент может предпринять какую-то прогулку или, следуя вдоль ручья, остановиться на каких-то деталях, или пойти внутрь ландшафта. Можно отклониться от заданной темы и отвлеченно рассказывать, какие мысли и ассоциации, из своего личного опыта, приходят в связи с этим мотивом. Используемый здесь собственно ассоцитивный метод - это техника средней ступени КПО, на которой я еще подробно остановлюсь в следующем разделе.

Как же психотерапевт со своей стороны может способствовать креативному раскрытию сновидения наяву? Это - важный вопрос при вовлечении на первых сеансах пациентов, испытывающих трудности с самораскрытием. Пока психотерапевт действует преимущественно в рамках академической инструкции, существует опасность подавления спонтанного раскрытия. Если после представления основного мотива - например, луга, ручья, подъема в гору, дома и т. д. - психотерапевт просто предоставляет пациенту свободу и оставляет за ним пространство для раскрытия роящихся в голове дополнений, образов и поведенческих желаний, то становятся ясно видны освобождающиеся творческие импульсы. Дальше психотерапевт может сделать еще один шаг и побуждать фантазии пациента в особо подходящие для этого моменты. Я, например, часто это делал после представления мотива луга, задавая вопрос, что бы ему теперь хотелось сделать или что могло бы доставить ему удовольствие.

Во многих местах панорамы можно побудить пациента расширить сценические впечатления одной только просьбой осмотреться вокруг и дать возможность психотерапевту узнать о деталях впечатлений от ландшафта. Для этого подходит даже растительность на лугу, вопрос о животных вокруг и за пределами луга. Путь в гору также предлагает пациенту изменчивое окружение с различными видами (о чем часто следует спросить вначале, так как многие не знают о значении широкого рассмотрения природы в КПО). Наконец, в высшей степени разнообразные грани ландшафта предлагает обзорная панорама с вершины горы по четырем сторонам света и с соответствующим разделением на передний, средний и задний план. Пластичный пример приведен на рис. 1 и 2 (с. 80 - 81).

Внешний вид дома точно так же, как и его внутренняя часть, может вызывать многогранные креативные импульсы формирования (гештальт-образования). При этом вполне креативными результатами считаются также и курьезные конструкции дома, - как, например, “дом духов” одной тяжело больной пациентки или уникальный, даже “невозможный” интерьер.

Особенно интересны спонтанные креативные попытки решения, связанные с мотивами препятствия-недопущения, как было показано в предыдущем разделе. Я имею в виду фокусировку фиксированных образов, с концентрацией на мелких деталях, а также решение проблем на материале фиксированных образов. Последующие феномены преобразования и направленные на решение проблемы образы всегда бывают креативными.

Креативные способности проявляются далее в том, что у небольшой группы особо одаренных фантазией пациентов открывается склонность более или менее многоречиво самостоятельно развивать свои собственные фантазии. В этом случае психотерапевту еще удается то тут, то там распозновать кардинальные мотивы основной ступени КПО.

Эти пациенты обладают способностью самостоятельно развивать сценический ход событий в КПО. Наиболее ярко это становится видно, когда они еще осмысленно включены в контекст всего сценария или в рамки затрагиваемого круга проблем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.