Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудности введения имагинации






 

Некоторые пациенты испытывают трудности, когда пытаются реализовать первый мотив. Это можно было бы считать нарушением, свидетельствующем о том, что данный человек не подходит для этого метода. Но это бывает только изредка. Поэтому психотерапевту нужно знать о возможных причинах этих трудностей и о том, как их можно преодолеть. Если после достижения расслабления вы предложили пациенту стандартный мотив и дали ему ясно понять, что будет также хорошо, если появятся другие мотивы, добавьте, что может быть, он сообщит вам о каком-нибудь возможном препятствии-нарушении.

В самых редких случаях воображаемый фон пациента действительно остается темным или черным. Узоры или краски образуют ту или иную картину, возможно, пока еще нечеткую и неясную. Пациенту не хватает мужества сказать об этом, потому что ему кажется, что нужно обязательно выполнить поставленную задачу. Иногда он видит сразу несколько образов одновременно, например, несколько цветов, и не может выбрать тот или иной. В этом случае ему можно помочь, если Вы еще раз попросите его сообщить обо всем, что он чувствует или воспринимает. Так, может быть, Вы узнаете, что ему мешают какие-то ощущения в теле. Нужно подбодрить его на описание даже каждого маленького, возможно, совсем незначительного впечатления. Иногда, однако, мотив, например, мотив луга, аффективно заполнен особенно негативно. Тогда следует попробовать с другим мотивом. Оправдали себя два еще более надежных пути в случае, когда не удается представить никаких образов.

1. Я прошу еще раз представить мотив цветка, который пациент представлял на предыдущем сеансе. После этого я продолжаю следующим образом. Я прошу после нового описания цветка проследить взглядом вниз по стеблю, чтобы установить то место, где находится цветок. Место я прошу мне точно описать. При этом существуют три возможности.

а) цветок стоит в вазе. Я прошу пациента проследить взглядом дальше. Тут стоит какая-то мебель. После этого взгляд шаг за шагом осматривает данное помещение, которое следует теперь описать. При работе с неуверенными и несколько боязливыми пациентами становится видно, что вначале они держатся знакомых образов. Помещение - это их собственная комната, помещение в родительском доме или в доме бабушки и дедушки. Все равно, идет ли речь о реальном или фантазируемом помещении, можно попросить пациента взгянуть в окно и описать ландшафт. В конце концов я прошу его выйти из дома, чтобы пойти на природу. Таким образом можно привести его также и на луг;

б) цветок стоит в саду. Скользящий кругом взгляд, вероятно, находит потом сад родительского дома или сад из детства - у бабушки и дедушки. Здесь может появиться спонтанная возрастная регрессия, т. е. пациент переживает себя в некоторой сцене своего детства. Это может стать вскоре темой воспоминаний*;

в) стебель цветка кончается внизу в пустом пространстве. В таких редких случаях дальше ничего не получается. Тогда следует использовать описанную далее технику.

2. Вторая переходная техника менее прозаична. Я прошу лежащего на кушетке пациента во время первой попытки знакомства с символдрамой либо сразу же, либо после того, как не получилось представление того или иного мотива, представить себе следующее. Сначала он мог бы представить себе мой кабинет, в котором он лежит на кушетке. Потом он может мысленно встать и выйти из комнаты. При этом я описываю ему все дальнейшие шаги на пути, как обычно выходят через прилегающие помещения дома. В зависимости от складывающихся обстоятельств, я предлагаю ему различные возможности отправиться на природу (пешком, на машине, на трамвае и т. п.) и там, в более или менее знакомой местности, тоже найти луг. Это способствует процессу обучения - тому, как можно от реального окружения перейти в воображаемый мир фантазий. Но можно и не проводить это в таком полном объеме. Достаточно, например, во время прогулки по городским улицам образно представить себе людей и торговые лотки.

Интересно, что большинство сколько-нибудь мотивированных пациентов и, в первую очередь, кандидаты в психотерапевты, бывают потрясены успехом, когда им впервые удается представление образов, сопровождаемое соответствующим эмоциональным тоном. Восприятие этого “таинственного мира внутренних образов” имеет особую силу убеждения. Это происходит независимо от того, можно ли понять или расшифровать содержание образов или нет. И наоборот, не очень удачное представление образов часто переживается как собственная несостоятельность или отсутствие важной способности. Последнее случается прежде всего на семинарах для врачей и психологов.

Обе описанные техники вступления я вряд ли буду продолжать на следующих сеансах, так как потом обычно уже удается вводить мотив непосредственно. Из сказанного, однако, следует (и об этом никогда не следует забывать), что введение пациента в Кататимное переживание образов, как правило, связано с процессом обучения. Для среднего европейца непривычно с той же легкостью, с какой он думает или вербально общается, действовать на уровне образных представлений и одновременно сообщать об этом.

Этот процесс обучения занимает 2 ‑ 5 сеансов. Благодаря этому пациент должен не только хорошо познакомиться со сновидениями наяву. Он должен научиться делать более тонким образное восприятие и наблюдение сопровождающих образы чувств на этом новом уровне переживаний. Позднее он должен узнать, как сновидения наяву расширяются, выходя из первоначального суженного поля зрения, и как он может действовать во все шире распространяющемся сценарии.

При этом мы, правда, сначала ждем, как будет развиваться этот процесс или, соответственно, какие дополнительные элементы образов появятся сами собой. Мы наблюдаем также, что он сделает в этих отчасти новых сценах. Вначале он, вероятно, может быть скорее пассивным, возможно, даже несколько беспомощным. Потом мы просим его бросить взгляд вдаль, например, описать границу луга или сада и посмотреть, что находится за ней.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.