Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование творческих письменных заданий при обучении иностранному языку

Сборника Молодых Учёных ИФИЖ ТюмГУ

Е.А. Энгель, студентка IV курса Института филологии и журналистики Тюменского государственного университета

Л.А. Чубарова, к.п.н., доцент кафедры немецкой филологии, научный руководитель

 

 

Обучение иностранному языку в последние десятилетия направлено на развитие коммуникативной компетенции. Данный вид компетенции включает в себя лексическую, грамматическую, фонетическую и другие виды компетенций [1: 97].

Большое значение на старшей ступени обучения придается творческим письменным заданиям. «Свободное креативное письмо понимается как составление свободных, лично-ориентированных текстов. Это могут быть попытки высказаться на литературном языке, а также стремление свободно выражать индивидуальные потребности или ориентироваться в межкультурном пространстве» [3: 137].

Интерес к креативному или творческому письму появился в 80-х годах XIX века. Согласно учебным планам, такой вид деятельности как «сочинение» должно было ориентироваться на создание творческих текстов и побуждать к письму для выражения собственной фантазии. Считалось, что письмо имеет образовательную функцию совместно с развитием «Я» - личности и внутреннего мира ученика. Письмо действительно служит для самоубеждения, самопонимания и восприятия идентичности. В центре стоит Я - личность, которая формулирует свое восприятие самого себя, других людей и мира, при этом систематизирует полученные знания в письменной форме и делает их доступными для других.

Таким образом, учащиеся средней общеобразовательной школы должны научиться употреблять при письме большое разнообразие литературных видов текстов, используя поэтически-чувственные средства, такие как тон, ритм, образ, потому что данные средства не только могут облегчить написание теста, но и его правильное восприятие.

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. Если рассматривать письмо вообще как продуктивную коммуникативную деятельность, потребность в которой проявляется в жизни через личные мотивы (написать письмо, заявление) или общественную необходимость (доклад, отчет), то в процессе обучения иностранным языкам логичными видятся письменные упражнения коммуникативной направленности с соответствующими задачами [2: 180].

Психофизической основой письменной речи является взаимодействие двигательного, зрительного и слухо-речемоторного анализаторов. Опора на все анализаторы в обучении дает значительно больший эффект. По данным психологов, услышанный материал усваивается на 10%, увиденный - на 20%, услышанный и увиденный - на 30%, записанный - на 50%, запоминание при проговаривании составляет 70% [1: 150].

Простые формы продуктивного творческого письма можно использовать уже на раннем этапе обучения иностранному языку. Для этого мы рекомендуем использовать различные виды наглядности: зрительную (предметы быта, картинки, фотографии), звуковую (аудиотексты, песни, инструментальные музыкальные произведения), письменную (стихи, рассказы, цитаты, пословицы и т.д.). Интересными для учащихся являются упражнения с опорой на так называемый музыкальный текст, т.е. инструментальную музыку без слов. Музыка сама по себе теряет самостоятельное звучание. В этом случае она интересует нас как средство, побуждающее к творчеству, креативному письму.

По мере обретения обучающимися опыта творческого письма снижается роль опор и в дальнейшем станут возможными задания без опоры, например: спонтанное творческое письмо о том, что вас в данный момент больше всего тревожит, веселит, удивляет, возмущает и т.д. [4: 70].

Для обучения креативному письму на средней и старшей ступенях обучения иностранному языку можно предложить следующие формы письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения: поздравительные открытки, телеграммы (личного и делового содержания), записки (членам семьи, друзьям, коллегам по работе), вывески (на домах, учреждениях), этикетки (на товарных упаковках), объявления-инструкции, объявления-информации (о поисках работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни), меню, рекламы, приглашения, личные письма, деловые письма, благодарственные письма, письма с протестами и жалобами, ответы на заявления [4: 76]. Также сюда можно отнести автобиографические сведения, характеристики, заполненные анкеты и бланки, рецепты (кулинарные, как известные, так и собственные), библиографии (произведения автора, книги по проблеме), рецензии (на книгу, рассказ, кинофильм, произведение искусства), отчеты, доклады (о состоянии проблемы); резюме, обзоры (статей в газете, событий за неделю), проекты (взгляд на состояние и изменение окружающего мира), очерки (собственный взгляд на вещи и явления), сочинения (интерпретация темы или проблемы), рассказы (придумывание фабулы и сюжета), стихи (создание стихотворных произведений разной формы) и т.д.

Отличительные черты этих заданий состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны как для обучающихся, так и для преподавателей, особенно когда обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся весёлые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей [3: 56].

В связи с возросшим интересом к общению в виртуальной среде можно также предложить следующие формы креативного письма: переписка с представителем другой культуры, составление рассказа о себе, своей стране или обсуждение какой-либо темы на форуме, чате.

В заключение хотелось бы отметить и социокультурный компонент письменной коммуникации. К нему относятся правила написания дат, обращений, адресов, заключений, резюме, деловых писем, отчетов и т. п. В некоторых случаях отсутствие знаний о средствах социокоммуникации может привести к недопониманию или к культурному конфликту. Например, незнание правил написания даты (в России: день/месяц/год; в США: месяц/ день/год) может привести к неверному пониманию информации.

Таким образом, мы считаем, что творческое письмо дает возможность обучающимся использовать имеющиеся лексические и грамматические навыки, проявить свою индивидуальность, осознавать межкультурные различия, использовать собственные письменные произведения для тренировки умений чтения и говорения.

Список литературы

1. Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.пособие для студ.лингв.ун-тов и фак.ин.яз.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.

2. Е.Н. Соловова. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед.вузов и учителей / Е.Н.Соловова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2003. 239 с.

3. Valentin Merkelbach. Kreatives Schreiben, Westermann Schulbuchverlag GmbH, Braunschweig, 1993. 168 c.

4. Deutsch SII Kompetenzen. Themen. Training. Westermann Schroedel Diesterwerg Schö ningh Winklers GmbH, Braunschweig, 2006. 400 c.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приложение. Исповедь. Пленница своего отца | Т. П. Головина




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.