Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место экономики Белоруссии в общероссийском рынке. Возникновение индустриального общества. Формирование пролетариата и буржуазии (вторая пол. XIX - нач. XX в.)






Во второй половине XIX века в Белоруссии активно шел процесс строительства железных дорог, развития старых шоссейных и речных путей. Это обусловило рост воздействия всероссийского рынка в 60-80-е гг., под влиянием которого окончательно определилась специализация белорусской промышленности. Основные отрасли промышленности Белоруссии этого времени были:

Производство продуктов питания и сопутствующих товаров винокурни, пивоварни, мукомольные, крупяные, табачные, крахмальные и прочие подобные предприятия. Доля этих предприятий в течение сорока пореформенных лет упала с 57, 3 до 51, 5%, но тем не менее оставалась самой высокой в сумме производства Белоруссии.

Деревообрабатывающая промышленность лесопильно-фанерная, спичечная, бумажно-картонная. Эта промышленность, напротив, активно развивалась и выросла более чем в 2 раза, хотя ее удельный вес все равно не достиг даже 20% (к 1900 г. составлял 19, 5%).

Текстильная промышленность. Как уже было сказано, ее удельный вес падал, а производство переключилось с переработки привозного сырья (шерсти) на местное сырье (лен). К концу периода текстильная промышленность составляла 9, 7%.

Прочие отрасли металлообработка, обработка кож и силикатно-строительная не превышали в общем составе 5-6% каждая.

В Белоруссии, как и в других частях Российской империи, в это время шел переход к машинному производству в промышленности. Он начался еще в дореформенный период (первые предприятия известны с 1925 г.), но шел медленно. Значительное ускорение этот процесс получил после реформ 60-х гг., следствием чего стало увеличение в Белоруссии числа фабрик и заводов, оснащенных машинами, с 76 в 1860-м до 1137 в 1900 г. Наибольшее количество таких предприятий было в продовольственной и металлургической отраслях промышленности.

Особенностью белорусской промышленности был большой удельный вес мелкого производства в ней. Активный рост промышленности приводил к изменениям и здесь, но эти изменения были не настолько значительны, как в промышленности в целом. Так, доля мелких предприятий с числом рабочих до 15 и без машин с 1860 по 1900 г. уменьшилась с 84 до 37, 8%, более крупных мануфактур, но также основанные на ручном труде соответственно выросла с 7, 4 до 15%, а фабрик и заводов с машинным производством выросла с 9 до 46, 8%. Т.обр., к началу XX в. большая половина промышленных предприятий Белоруссии все еще основывалась на ручном труде.

Особенностью размещения промышленных предприятий Белоруссии можно считать большую долю предприятий, находившихся в помещичьих вотчинах. Так, помещики практически монополизировали самые развитые отрасли промышленности белорусских губерний переработку сельхозпродуктов и лесоматериалов. Кроме того, в сельской местности капиталистов привлекали более низкая, чем в городах, арендная плата за землю и более дешевая рабочая сила. Прочие особенности были обусловлены прохождением через Белоруссию путей сообщения, прежде всего железных дорог, что способствовало подвозу сырья и вывозу готовой продукции предприятий. Вследствие этого наиболее крупные предприятия возникали в местностях, непосредственно прилегающих к железным и иным крупным дорогам и большим рекам.

Основными путями сообщения в Белоруссии к началу реформ оставались шоссейные дороги и крупные реки. Они получили дальнейшее развитие и в пореформенный период. К 1900 г. на реках Белоруссии насчитывалось 784 судна, причем 194 из них были паровыми. Но речные перевозки были сезонными, что сдерживало развитие капиталистического производства и рынка Белоруссии, несмотря на то, что удельный вес речных путей сообщения в Белоруссии был в 3 раза большим, чем в России. На повестке дня стоял вопрос обеспечения Белоруссии самым лучшим на то время видом транспорта железнодорожным.

Первая железная дорога в Белоруссии прошла в 1862 г. Это был участок Петербургско-Варшавской магистрали длиной 50 верст, который прошел через Гродно. В 1866 г. был построен участок Двинск Полоцк Витебск Рижско-Орловской железной дороги (245 верст). В 70-е гг. были построены наиболее важные для Белоруссии железные дороги Московско-Брестская и Либаво-Роменская, пересекшие ее территорию соответственно с северо-востока на юго-запад и с северо-запада на юго-восток. В 80-е гг. были построены Полесские железные дороги (Вильно-Барановичи-Лунинец, Гомель-Лунинец-Пинск-Жабинка, Барановичи-Слоним-Волковыск-Белосток), с 1902 г. вступила в строй Петербургско-Одесская магистраль, прошедшая через Витебск, Оршу, Могилев и Жлобин. Кроме того, в н. XX в. эти дороги были соединены между собой. Так было завершено создание основы железнодорожной сети Белоруссии, которая к 1904 г. составляла 2837 верст, увеличившись с 1867 г. в 12 раз.

Одновременно с железными дорогами развивалась связь. В н. 90-х гг. только в Могилевской и Минской губерниях протяженность телеграфных линий составляла 3670 верст. Около половины почтовых и телеграфных точек находилось в сельской местности в местечках и имениях помещиков.

Развитие железнодорожной сети способствовало росту городов Белоруссии. Так, Гомель до 1852 г. не был даже уездным центром, но после строительства Либаво-Роменской и Полесской железных дорог он стал быстро расти и превратился в крупнейший центр юга Белоруссии. Быстро росли Минск, Витебск, Могилев и другие города, ставшие железнодорожными узлами.

В связи с развитием промышленности и железных дорог в течение второй половины XIX в. население белорусских городов увеличилось почти вдвое (с 330 тыс. в 1863 г. до 648 тыс. в 1897 г.). Крупнейшие города Минск (90, 9 тыс.), Витебск (65, 9 тыс.), Гродно (46, 9 тыс.), Брест (46, 6 тыс.), Могилев (43, 1 тыс.), Гомель (36, 8 тыс.), Бобруйск (34, 3 тыс.), Пинск (28, 4 тыс.). Население городов росло главным образом за счет крестьян, потерявших землю. Росло и население местечек, хоть и не так быстро.

Особенностью белорусского города и местечка было преобладание в них еврейского населения. Евреи составляли более 70% всего городского населения Белоруссии. Городская промышленность и преобладающая часть торговли находились в руках еврейской буржуазии. Белорусы жители местечек чаще всего занимались земледелием, только часть из них имела отношение к промышленности и торговле.

В 60-х гг. XIX в. в Белоруссии было более 3000 фабрично-заводских рабочих. К концу века их численность возросла до 50 тыс. (вместе с железнодорожными рабочими). Кроме того, в Белоруссии работали по найму 40-50 тыс. строительных и сезонных рабочих, более 50 тыс. рабочих кустарных мастерских, 300 тыс. крестьян-отходников. В деревне было ок. 130 тыс. наемных сельхозрабочих-батраков.

В составе как буржуазии, так и пролетариата Белоруссии собственно белорусы были в меньшинстве. Белорусская буржуазия была представлена в основном сельским кулачеством, а пролетариат батрачеством. Значительная часть пролетариата белорусских городов и местечек была небелорусского, в основном еврейского, происхождения. Такое положение было обусловлено наличием " черты оседлости". Вследствие этого основная масса крестьянского отходничества направлялась не в белорусские города, а за пределы белорусского края.

Вместе с развитием промышленности и формированием пролетариата шел процесс формирования буржуазии Белоруссии. Как уже отмечалось, по известным причинам среди городской буржуазии преобладала еврейская, а белорусская буржуазия была представлена в основном сельским кулачеством. Белорусская буржуазия видела своими конкурентами еврейских капиталистов и польских помещиков, ее главной проблемой был земельный вопрос.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.