Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период независимости (современный период) 1991 г. до наших дней.






 

Предмет изучения истории Белоруссии в контексте цивилизационного развития восточнославянской и общеевропейской истории. Отечественная историографическая школа. Источники изучения истории Белоруссии.

Предметом изучения истории Белоруссии является историческое прошлое Белоруссии. Здесь возникает несколько проблем.

Что такое Белоруссия, историю которой мы будем изучать. С советских времен история Белоруссии понималась как история территории, на которой она расположена. В постсоветское время это понятие было уточнено как ォ белорусские землиサ, подчеркивая тем самым, что изучается не государство, а именно территория, на которой оно ныне расположено. Здесь следует уточнить еще одно принципиальное понятие ォ история народаサ, ォ история страныサ и ォ история государстваサ - это вовсе не одно и то же. Если говорить о государстве это менее ста лет (прошу различать понятия ォ одно и то же государствоサ и ォ государство-правопреемникサ - пример из истории Египта, Китая, Россия СССР Россия, Персия Иран (идея последнего шаха о преемственности), с другой стороны Англия саксов и Англия норманнов правопреемственность есть, но династии считаются по-разному, что недопустимо в одном государстве, и т.п.). Кто правопреемник государств, распространявших власть на нынешнюю территорию Белоруссии вопрос весьма сложный и актуальный.

История народа как к этому относиться. Народ занимает территорию, как правило, не соответствующую территории его национального государства, может также и не иметь национальной государственности. Некоторые историки Белоруссии распространяют это понятие на сопредельные РБ территории, как Смоленская область, Белосток, Вильнюс (Вильно) и т.п., где действительно живут этнические белорусы, но насколько это правомерно в историческом контексте, также остается спорным вопросом.

Начало истории Белоруссии земля была всегда, географически обрисовать по координатной сетке границы нынешней Белоруссии можно хоть в архейской эпохе, но даже материки двигались, и те пески и камни, которые ныне у нас под ногами и составляют, так сказать, материальную составляющую понятия ォ белорусские землиサ, могли быть в разные эпохи где угодно. История народа понятие более определенное, но и здесь нет единого мнения относительно того, когда начал развиваться собственно белорусский народ. Есть популярное в известных кругах мнение, что белорусский народ выделился и формировался как отдельная нация уже в родоплеменном обществе, на этапе становления первых княжеств. Есть мнение более традиционное, которое гласит, что народ начал формироваться не ранее становления средневековых государств Восточной Европы, в первую очередь ВКЛ и даже РП. Есть и такое мнение, которое относит формирование белорусского народа к периоду XVIII-XIX вв., и окончательно он сформировался к началу XX века. Каждая из этих теорий имеет своих сторонников и противников, свои доводы и контрдоводы, на которых мы остановимся позже. К этому же разделу относится и проблема периодизации истории Белоруссии (варианты из разных учебников).

 

Итак, с учетом всего сказанного, а также существующей программы мы будем рассматривать в качестве предмета нашего изучения историю прежде всего территории, во-вторых народа, в-третьих государства, поскольку ォ история страны понятие синтетическоеサ. Именно поэтому первый вопрос, непосредственно относящийся к исторической тематике, будет касаться первобытного общества на территории нынешней Белоруссии.

Источники изучения истории Белоруссии: археологические, топо- и гидронимические, лингвистические, письменные (летописи и т.п.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.